СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин и его поэма «Руслан и Людмила». Пролог.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока А.С. Пушкина "Руслан и Людмила. Пролог".

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин и его поэма «Руслан и Людмила». Пролог.»

А.С. Пушкин и его поэма «Руслан и Людмила». Пролог.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Формулировка темы урока

- Сегодня мы начинаем изучать творчество замечательного поэта. А какого, надеюсь, вы мне скажете, прочитав высказывания о нём.

……. у нас – начало всех начал.

М.Горький

……- солнце русской поэзии.

В. Ф. Одоевский

3. Беседа по домашнему заданию

Закончите фразу/предложение:

1) А.С. Пушкин родился……. (в 1799 году).

2) Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась….(Лицеем) и находилась в ….(Царском Селе под Петербургом).

3) Самым близким лицейским другом Пушкина стал …(Иван Пущин).

4) Именно в Лицее была задумана поэма……(“Руслан и Людмила”).

5) Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт…. (Г.Р. Державин).

Но не будем торопиться. …



4. Работа по теме урока. Актуализация новых знаний.

- Ребята, из ваших ответов у нас получился небольшой текст. Как его можно назвать? А что же тогда вы читали дома? В чём отличие биографии от воспоминаний?

- Каким вы представили отца Пушкина?

-Кто из домашних особенно заботится о маленьком Пушкине?

- Докажите текстом, что для Пушкина мнение Державина было очень важным.

Разговор у портрета.

-Обратите внимание на портрет А.С.Пушкина, выполненный художником О.А.Кипренским при жизни поэта. Отец Пушкина этот портрет считал одним из лучших, а когда Пушкин увидел его, был поражён, удивлён и не остался в долгу, написав следующие строки: “Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит”.

- Как вы понимаете это выражение?

(Поэт посчитал, что художник его приукрасил, изобразил лучше, чем он есть на самом деле).



-Вглядитесь внимательно в этот портрет: благородное лицо, высокий лоб, глубокие глаза. Что, на ваш взгляд, в портрете особо ярко выписано художником? Для чего?

(Глаза, руки выписаны художником для того, чтобы мы видели, что перед нами человек искусства).



Не случайно рядом с поэтом художник изобразил лиру-символ поэзии.



- Ребята, сегодня мы начинаем изучать поэму «Руслан и Людмила» А знаете ли вы, что такое поэма?

Поэма- это большое по объёму стихотворение, в котором есть сюжет и лирический герой. (запись в тетрадь)

Произведение Пушкина имело необычайный успех. Поэма была так хороша, что покорила читателей. Знать в то время общалась на французском языке, а своей поэмой поэт показал, что на русском языке можно создать такое чудо.

Фрагмент фильма (Жуковский о поэме)



- С чего начинается поэма? Работа со словарём.

Пролог-это вступительная часть к какому-либо произведению.(запись в тетрадь)

(Демонстрация издания поэмы.(1820 г.)

В первой редакции поэмы пролога не было. На какой лад настраивает нас пушкинский пролог? Давайте послушаем.

Аудиозапись. (ответ на поставленный вопрос).

Работа с текстом

- Какой ранее изученный жанр литературы напоминает вам пролог? (сказку).

- В чём сходство пролога со сказкой? (сказочные герои, зачин, концовка).

- Найдите и прочитайте зачин.

-Что такое лукоморье?

Сравните зачин с присказкой, рассказанной Пушкину няней. Что вы заметили?

Текст присказки (лежит на парте у ребят)

«Что за чудо…вот так чудо: у моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт - сказки сказывает, вниз идёт - песни поёт»

-Где здесь основная часть. Прочитайте. Какое слово и почему повторяется?

- В каких словах, по-вашему, выражена основная мысль отрывка?

Как вы понимаете это выражение“Там русский дух… Там Русью пахнет!”

( “Там русский дух… Там Русью пахнет!” - в эти слова Пушкин вложил любовь к родной земле, к её истории, к “преданьям старины глубокой”.)



- Захотелось ли вам поближе посмотреть на сказочный мир? Представьте, что вы художники, но рисовать будете не кистью, а словом. Прочитайте про себя текст, подберите строчку или несколько строк, которые вы бы хотели нарисовать. Что и кого изобразите, какое настроение попытаетесь создать?

Например.

«В темнице там царевна тужит».

- Как понимаете слово “тужит” (печалится, тоскует). Общее настроение от этой иллюстрации: грусть, печаль. - Прочитай эти строки, вложив в интонацию именно грусть, печаль, тоску.

«чредой из вод выходят ясных. Ис ними дядька их морской»

- Кто такой дядька? (опытный, старый воин, который учит молодых. Картина радостная, вызывает гордость, в витязях мы чувствуем защиту).



- Какие устаревшие формы слов вы встретили в прологе? Какова их современная форма? (О заре - на заре, злато - золото, прихлынут волны, пленяет, бурый - серый).

- С какой целью использует устаревшую лексику Пушкин в произведении? передать атмосферу старины, древности).



Подготовка к выразительному чтению. Работа со слайдом (резервное задание).

- С какими картинами пролога можно связать слова на слайде, передающие чувства и впечатления от них. Прочитайте выразительно эти строки.

Сказочность, зачарованность чудесами

Опасность, страх

Величие, мужество богатырское

Удивление

Грусть, печаль

Злая сила золота

Радость, гордость

5. Закрепление изученного.

- Как вы думаете, почему этот отрывок часто воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение (стихотворение)? (Автор изображает законченную, цельную картину сказочного царства.)

-С какими новыми для вас понятиями мы познакомились сегодня?

- Какую роль играет пролог в поэме?

6. Итоги урока.

7. Рефлексия.

-Работа с оценочными листами.

8. Домашнее задание

-Сделать иллюстрацию к прологу (по желанию). Выучить его наизусть