СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. Лицейские годы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача научить учащихся позитивно и широко мыслить; развивать творческие способности школьников.

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. Лицейские годы.»

Бокова М.И.

(МКОУ «ДРАКИНСКАЯ сош», Лискинский район)


А. С. Пушкин. Лицейские годы.


Цели: воспитание эстетически развитого и мыслящего читателя на примере творческой личности А. С. Пушкина; развитие навыков читательской, общекультурной, ценностно-мировоззренческой, речевой компетенций учащихся;

-Почему принято считать А.С. Пушкина «зачинателем» новой русской литературы?

Задачи: 1.научить учащихся позитивно и широко мыслить; развивать творческие способности школьников.

Оборудование урока: применение ИКТ «Презентация по теме урока».


ХОД УРОКА


Эпиграф урока

Пушкин у нас - начало всех начал

А.М. Горький.


ПЛАН УРОКА


1.Проверка домашнего задания.

2. «Лицейские годы А. С. Пушкина» - слово учителя.

3.Презентация.

4.Сообщение ученика.

5.Пересказ статьи учебника по плану, составленному дома. Беседа.

6.Выступление экскурсоводов – исследователей.

7.Анализ стихотворения лицейского периода (по выбору).

8.Вывод.

9.Задание на дом: «Мой Пушкин».


***

-Помните ли вы, как А. С. Пушкин вошел в нашу жизнь?

-Что вы знаете о Пушкине?

-Какие его произведения читали, слышали?

Выразительное чтение наизусть стихов А. С. Пушкина.

2.Слово учителя «Лицейские годы А. С. Пушкина».

Проблемные вопросы:

-Как складывалось прогрессивное мировоззрение поэта?

-Как мужал его поэтический дар?

-Друзья, наш сегодняшний урок мы посвящаем ПУШКИНУ-лицеисту. По выражению Н. В. Гоголя, А. С.Пушкин был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба Поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты. Вокруг него образовалось целое созвездие…

19 октября 1811г. в Царском Селе открывался лицей, куда дядя В.Л. ПУШКИН определил своего племянника. А. С.Пушкин проучился в этом закрытом учебном заведении до 1817г. и сформировался как гений русской литературы.

-Просмотрев слайды презентации, вы убедитесь, насколько был «прекрасен союз» юношей, сроднившихся в лицее. Ответим на вопрос: какие качества ценил в своих друзьях будущий поэт?

Пушкин в течение всей своей жизни с любовью вспоминал товарищей-лицеистов. Им посвящены превосходные стихи.

Друзья – лицеисты: Константин Данзас,

Антон Дельвиг,

Алексей Илличевский

Сергей Комовский

Вильгельм Кюхельбекер

Иван Пущин

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

Подготовленный ученик делает сообщение о лицейском братстве в Царскосельском заведении.

ПЕРЕСКАЗ статьи учебника о Пушкине-лицеисте по плану, составленному дома. Беседа.

Примерный план.

1.Открытие Лицея.

2.Знакомство с И. Пущиным, воспоминание Пушкина о первой встрече с ним.

3. «Проба пера».

4.А.С. Пушкин читает стихи на публичном экзамене в присутствии Г. Р. Державина.

5. Лицейская дружба в стихах.

6.Окончание Лицея, столичная жизнь, вольнолюбивые стихи.


Экскурсовод-исследователь дополняет рассказ о первых поэтических опытах Пушкина. Вот одно из ранних его стихов, об истории написания которого вспоминает Иван Пущин:

Роза.

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на милею

Нам укажи.


Литературовед.

-Многие лицеисты писали стихи. Профессор словесности КОШАНСКИЙ выделял Пушкина, который поражал своего учителя исключительной одаренностью. Лицеисты издавали рукописные журналы: «Неопытное перо», «Лицейский мудрец», «Юные пловцы», «Сверчок». Литературное наследие Пушкина-лицеиста велико.

Ответы по проблемные вопросы.

КНИГОЛЮБ.

-Как относился Пушкин-лицеист к поэтическому опыту своих выдающихся предшественников?

-27 ноября1815 г. Пушкин записал в своем дневнике: «Жуковский дарит мне свои стихотворения. С подаренным томиком Александр не расставался…

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Пушкин признавался, что в лицее

Порою бывал прилежен,

Порой ленив, порой упрям,

Порой смирен, порой мятежен,

Порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив.

Вывод. Учитель.

Имя Пушкина стало известно за пределами лицея. Жуковский, Карамзин, Батюшков, Вяземский увидели в нем огромное дарование. Юный поэт и сам поверил в свой поэтический гений:

Простите хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я-поэт,

В душе моей едины звуки

Переливаются, живут,

В размеры сладкие бегут.

Пушкин-лицеист входит в «большую» литературу. Его стихи публикуют лучшие журналы того времени. Уже в первом печатном стихотворении «К другу стихотворцу» он говорит о назначении поэзии, ставит вопрос об идейности искусства. «Певцы бессмертные» пишут такие стихи, которые «питают здравый ум и вместе учат нас».

Задание на дом: написать творческую работу «Мой Пушкин».