СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин Зимнее утро

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок создает благоприятные условия для творческого и познавательного развития учащихся, для роста их учебной самостоятельности. На протяжении всего урока используются различные методы и формы работы (фронтальный опрос, сравнение выполненной работы с эталоном). Данные методы и приёмы позволили в течение всего урока поддерживать интерес детей.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин Зимнее утро»



Сценарий урока

Предмет: литературное чтение

Тема урока: «А.С.Пушкин. «Зимнее утро»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Вид урока: урок с использованием ИКТ.

Методы: эвристический, словесный, наглядный, частично-поисковый.Цели: обучающий аспект:

1)Обеспечить овладение приёмами противопоставления картин на примере стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Развивающий аспект:

1) Продолжить формирование коммуникативно - речевых умений.

2) Создать условия для развития индивидуальных умений анализа и синтеза.

3) Создавать условия для развития способности учеников к рефлексии.

Воспитательный аспект:

1) Создавать условия для развития навыков совместной работы и стремления к взаимопониманию.

2) Обеспечить обучение учащихся навыкам постановки собственных целей, формирование активной позиции в сложной ситуации.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование: мультимедийное оборудование, аудиозапись А.Вивальди «Времена года.Зима.»

Демонстрационный и раздаточный материал: экран, проектор, презентация, тетрадь по литературе.



















Этап урока, цель

Время

Задания для учащихся,

выполнение которых приведет к

достижению запланированных

результатов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые

результаты

УУД

1.Этап мотивации (самоопределения)к учебной деятельности. Цель: включение детей в коррекционную деятельность на личностно-значимом уровне, создание доброжелательного отношения друг кдругу.

3

Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром – миром поэзии.


Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.


Показывают рисунки, нарисованные к понравившимся стихотворениям о зиме и сопровождают их чтением отрывков наизусть.

Познавательные:

Владение ключевыми понятиями.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли вслух.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

II.Этап актуализации пробного учебного действия.

Цель: подготовка мышления учащихся и

осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

3

Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии! Зимняя природа побуждает людей творить. Посмотрите вот на эти картины.

- Ребята, какое время года изображено на картине Юона? Слайд1

-Что вам кажется печальным в зимнем пейзаже? Слайд 2

- А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. Какое настроение оно навевает? Почему? Слайд 3.

- Посмотрите как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение. А как называется изображение природы в искусстве?

-Ребята посмотрите на картину за окном. Опишите в нескольких словах эту картину.

-Но не только художники пишут картины о зиме, композиторы пишут музыку и посвящают её природе.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.











Аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Зима.»

Слушают, рассматривают картины, сравнивают картины природы, отвечают на вопросы, выясняют совпадение и несовпадение Участвуют в организованной учителем совместной деятельности

по актуали-зации знаний

Личностные УУД:

смыслообразование.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные:

произвольное и осознанное

применения правил

правописания

безударной гласной в корне,структурирование

знаний

Коммуникативные:

учет разных мнений.

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных

способов действий

2

-Кому помогает музыка в восприятии картины за окном?

-А какие еще произведения помогают восприятию?

- Что на ваш  взгляд, будет являться на сегодняшнем  уроке, объектом нашего  общения?


Контролирует действия уч-ся, корректирует их, помогает в случае затруднений

( фронтальная работа)


Фиксируют

место затруд-нения, наблю-дают, сравни-вают, анали-зируют, выд-вигают раз-ныепредполо-жения.

Личностные: учебно-познавательный

интерес,


IV. Этап построения

проекта выхода из

затруднения.

Цель: постановки целей

коррекционной

деятельности и на этой

основе – выбор способа и средств их реализации

3

-Итак, изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор – с помощью звуков, а поэт А.С.Пушкин «нарисовал» картину зимы словами.

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в семье друзей.

- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

Каким настроением проникнуто оно?

-Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать?

А какие картины нарисовал Пушкин?

Вступительное слово учителя.

Из истории создания стихотворения

Читает стихотворение наизусть

Подводит к необходимости при помощи сравнения и наблюдения сделать вывод о настроение поэта

Учитель побуждает учащихся к определению темы урока, принятию учебных задач.

Формулируют

тему урока,

познавательную цель: делают выводы о настроении поэта, рассказывают о своих чувствах, первых ассоциациях

Регулятивные:

планирование

Познавательные:

постановка

познавательной цели

V. Этап реализации

построенного проекта.

Цель: осмысленная

коррекция учащимися

своих ошибок в

самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

4

Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек. Сдайд5.

Мрачный - тёмный, погружённый во мрак.

Великолепный - роскошный, превосходный.

Озарить - ярко осветить.

Кобылка - лошадь.

Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий.

Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь.

Вечор (устар.)- вчера вечером.

Янтарный - прозрачно-жёлтый.

Янтарь - ископаемое драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей.

Демонстрирует слайд с словарными словами

Объясняют значение слов

Личностные:

осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные:

познавательная

инициатива.

Познавательные: поиск необходимой

информации в тексте.

Коммуникативные:

учет разных мнений


2

Физминутка




VI. Этап первичного

закрепления с проговариванием во

внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

12

Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Попробуем изобразить эти чувства и настроение на листочках. У вас листочек разделен на 4 квадрата, после чтения каждой строфы закрасьте квадрат той краской, какое чувство и настроение у вас возникло.

Чтение первой строфы.

Какое настроение выражено?

Какие слова и выражения подтверждают настроение?

Какие чувства?

Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»?

Какой художественный приём использует автор в этой строфе.

Чтение второй строфы.

Давайте проследим как рождается радость.

Какие слова и выражения передают настроение радости, бодрости, веселья?

-Да, действительно поэт просыпается от ярких лучей солнца, которые заменили комнату «янтарным блеском», светятся «золотые» стены, сердце наполняется восторгом, возникает желание увидеть, что же там за окном?

-Что видит поэт? Какие краски он использует, чтобы описать это утро?

Контролирует правильность

выполнения задания,

стимулирует учащихся

похвалой.

Организует работу с текстом, обобщает ответы.

Вслух читают по строфам, отвечают на вопросы, изображают каждую строфу настроение поэта цветными карандашами на листочках.



Регулятивные: волевая, саморегуляция. Познавательные:

использование общих приемов решения задач, коррекцияработы товарищей.

Коммуникативные:

построение речевых высказываний, обоснованность выбора своего решения.

Предметные: решение проблемы с опорой на алгоритм

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индии-видуальная рефлексия достижения цели и создание (по возмож-ности) ситуации успеха.

3

Чтение третьей строфы.

Дети читают её самостоятельно.

Какой вы себе представили комнату?

Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь».

Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом.

Чтение четвертой строфы.

Чтение учащимися вслух.

-Нарисуйте словами картины к этой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты.

-Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительно яркими.

-Что такое эпитеты?

Значит, сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении?

Как меняется настроение в этом стихотворении?

Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется ПРОТИТВОПОСТАВЛЕНИЕМ

-Давайте сравним настроение двух частей.

Контролирует правильность

выполнения задания,

направляет в случае затруднения.

Подводит детей к выводу сравнения двух частей стихотворения.

Знакомит с художественным приемом: противопоставлением

Правильность

выполнения

заданий

проверяется.

Сравнивают настроение двух частей.

Делают вывод, что настроение на протяжении всего стихотворения меняется: то печальное, то радостное.

Определяют свою

степень овладения

материалом

Регулятивные:

познавательная

инициатива

осуществление

самоконтроля;

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: применение

способов действий,

вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.

5

Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

-Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом.

Как вы прочитаете эти слова?


Обращает внимание на отдельные слова

Оценивает чтение вслух

Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения), выборочное чтение

Осознанно используют

полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища

Познавательные:

построение речевых высказываний,

выведение следствий

IX. Этап рефлексии

учебной деятельности на уроке. Д/з.

Задача: углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий.


4

- Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение?

- Так что же помогло художникам, когда они писали картины и поэту, когда он писал стихотворение?

Заполните листочки со словом печаль, используя прием «Даймонд».

Домашнее задание:

  • - Кому из вас захотелось выучить это стихотворение?

  • - А кому захотелось изобразить  на листе ?

  • - А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении?

  • Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе.








Организует работу по подведению итогов урока

Возвращает учащихся к теме, учебным задачам.

Предоставляет право выбора д/з (по уровню сложности)

Заранее рисует простым карандашом на ватмане веточку.

Пишут прием «Даймонд»

-Печаль

-Грустный, поникший

-Огорчаться, плакать, переживать

-Улыбка, слезы, горе, счастье

-Прыгать, веселиться, смеяться

-Воодушевленный, лучезарный

-Радость

Составляют

предложения, оценивают деятельность на уроке.

Выходят к доске вместе со своими снежными комочками и их приклеивают на лист бумаги

Получилась зимняя веточка


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Способность к самооценке.

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.