Активационный ресурс – полноценная и зрелая стволовых и подкорковых структур головного мозга. Часть функций (контролируются стволом мозга) развиты уже к рождению ребенка (рефлексы, чихание, моргание, кашель, глотание, дыхание и т.п.), и если у ребенка какие-либо трудности в указанных функциях, то это сказывается на активационном ресурсе (утомляемость, склонность к аллергиям и простудным заболеваниям). Подкорковые структуры, например, участвуют в процессах активации, то есть отвечают за целенаправленное внимание, произвольное сосредоточение (слушать учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители). Проблемы с недостаточностью активационного ресурса (болезненность, утомляемость, неспособность сидеть на одном месте и т.д.) часто возникают из-за раннего агрессивного обучения ребенка учебным навыкам (цифры, прописи, и прочие «развивающие занятия» для подготовки к школе)! | | А между тем, хороший уровень активационного ресурса – одна из важных задач для подготовки ребенка к школе (сюда относится и качественное питание, ограничения в сладком, витамины, двигательная активность). | | Важно, чтобы все стадии сенсомоторного развития шли своим чередом, иначе «пробелы» в них (неразвитость эмоциональной сферы из-за «загрузки» мозга ребенка познавательным развитием) вызывают значительное истощение активационного ресурса. | | Следующий важный параметр - зрелость сенсорных систем (тех чувственных систем, которые позволяют нам перерабатывать информацию, поступающие через органы чувств, и давать адаптивный ответ на окружающую действительность). | | 1. Способность обрабатывать зрительную информацию: | | - вычленение фигур из фона (начинается уже в раннем возрасте, но часто родители жалуются, что ребенок «не видит» предмет среди других на полке, например); - целостность визуальных образов (мы способны выделять и отличать один визуальный объект от другого, например, видим, где диван, а где – стул); - распознавание цвета, света, контуров, величины и движения. | | Раннее развитие, популярное у родителей, когда ребенку демонстрируют карточки для развития зрительного восприятия (силуэты, контрастные изображения, узоры) – на самом деле, не физиологично, так как они не формируют целостного образа (мозг к этому еще не готов, не сформируются ассоциативные связи). Ребенку в раннем возрасте нужны устойчивые связи между тем, что он видит, и тем, что он слышит (мама звенит погремушкой – ребенок видит и слышит его, появляется в его сознании этот «объект»). В результате (при интенсивных занятиях с такими карточками) задерживается формирование образного целостного восприятия, а закрепляется фрагментарное восприятие (впоследствии, такой ребенок может, увидев изображение груши, сказать – «это лампочка», так как не целостно воспринимает изображение). 2.Способность к обработке слуховой информации | | (очень важна, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе): | | - распознавание шумов (распознавание бытовых шумов в раннем возрасте - основа для формирования фонематического слуха, способности к концентрации на слуховой информации); - вычленение высоты, тембра и ритма звучания (обеспечивает в дальнейшем более легкий переход к письменной речи – паузы-запятые, ударения в словах); - распознавание речевых звуков; - понимание речи. | | | 3. Способность распознавать предметы на ощупь: | | - распознавание текстур; - распознавание температуры; - распознавание точности прикосновений. | | Многие дети с хорошим показателями интеллекта «почему-то» не различают однокоренные слова («деревня» и «деревья»), разные текстуры («шершавое» и «колючее»). Такие проблемы идут из недостатка тактильного опыта в раннем детстве, ведь только собственный опыт позволяет понимать такие слова, а значит, правильно слышать их, читать и писать. | | К сожалению, часто ребенка готовят к школе, ставя на первое место именно развитие высших функций (внимания, мышления, речи), в ущерб или прежде тех нейрофизиологических механизмов, о которых рассказывалось выше. | | | | |