Родительское собрание на тему «Адаптация 1-х курсов»
Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшний день? Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть, у юноши или девушки, только что поступивших в колледж. Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!». И правда, это только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным! Но ведь никто не задумывается о том, что у того же юноши или девушки, могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.
Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. |
Мы знаем, что социализация длится всю жизнь. Юность завершает активный период социализации. Этот этап влечёт за собой психофизиологические изменения. Этот период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому или открытому неповиновению родителям. У личностей этого возраста выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир.
В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.
Преподаватель в своих наблюдениях за студентами может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:
Низкий уровень адаптации:
студент равнодушно или отрицательно относится к колледжу;
нередки жалобы на здоровье;
преобладает подавленное настроение;
наблюдаются нарушения дисциплины;
учебный материал усваивается фрагментарно;
затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, классного руководителя или родителей;
для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;
общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.
Средний уровень адаптации:
студент положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;
усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;
бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
почти всегда выполняет домашние задания;
общественные поручения выполняет добросовестно;
дружит со многими одногруппниками.
Высокий уровень адаптации:
студент положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;
учебный материал усваивает легко;
глубоко и полно овладевает программным материалом;
решает усложненные задачи;
прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;
выполняет поручения без внешнего контроля;
проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;
общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
занимает в группе благоприятное статусное положение.
Мы стараемся оказывать помощь студентам в адаптации к новым для них условиям. С этой целью была проведена диагностика уровня сплоченности классного коллектива, уровня принятости детей в нем, диагностика уровня тревожности и агрессивности, как факторов, влияющих на эмоциональное самочувствие и адаптацию, диагностика интеллектуального развития выработка рекомендаций по выбору форм и методов педагогического воздействия.
В целом, Адаптация учащихся проходит неплохо, 96 учащихся адаптировались хорошо, 32 учащихся имеют средний уровень адаптации, только у 8 - низкий уровень адаптации. По всем этим детям подготовлены рекомендации классным руководителям.
Также проводятся тренинги по запросам классных руководителей, индивидуальные консультации со студентами. Хочется отметить, что студенты очень открыты для общения, охотно делятся своими переживаниями. В период с 1 сентября по 1 ноября было проведено 56 консультаций, из них 38-студенты 1 курса.
Таким образом, мы видим что социализация и основная её составляющая – процесс адаптации является неотъемлемым элементом жизни каждого человека. Любая из стадий социализации играет свою роль в жизни индивида. И как мы уже убедились, особенно важной является стадия юности и связанный с ней период начала обучения в колледже. Ведь на ней формируется взрослая и самодостаточная личность. Важно, чтобы этот процесс эволюционировал, а не деградировал, так как психика только формируется и она подвержена активному влиянию со стороны других. И необходимо, чтобы это влияние было благотворным, для создания зрелой и адекватно мыслящей личности.
А закончить нам бы хотелось стихотворением одного из студентов, не понаслышке, знающего о проблемах с адаптацией