Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Адаптационная программа
для учащихся 5В класса
МАОУ СОШ №11
Составитель:
Захарова Екатерина Сергеевна,
классный руководитель 5В класса.
Североуральск
2016 - 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением «чувства взрослости» - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка референтно-значимое влияние, и в первую очередь - от семьи. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска младшим подростком собственной уникальности, познания собственного Я.
Этому же способствует и ориентированность младших подростков на установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки самопознания последствий своего или чьего- то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная смена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую - общение.
Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей все оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в среднем звене становится предметной, а иногда и одноклассники.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Термин «дезадаптация» обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие «школьная дезадаптация» - более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.
Критерии школьной дезадаптации:
неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;
нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;
повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный «вандализм»).
5-ый класс - это переход из начальной в среднюю школу, и из-за смены структуры, содержания обучения у учащихся происходят изменения психологического и деятельностного характера:
Возрастает состояние стресса.
Увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, в некоторых случаях происходит переход на обучение по новым программам.
Кабинетная система и много учителей-предметников.
Сложность адаптации к учителям.
Анонимность впервые месяцы способствует негативным проявлениям личности.
Переутомление.
Многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке.
Отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению.
Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости. Чтобы хотя бы частично избежать этого, встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ АДАПТАЦИИ.
Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
Умение осознавать требования учителя и соответствовать им.
Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами.
Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы.
Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками.
Навыки уверенного поведения.
Навыки совместной (коллективной) деятельности.
Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем.
Навыки самоподдержки.
Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АДАПТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ.
Цели адаптационной программы:
организация учебно-воспитательного процесса пятиклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;
предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5-го класса;
сохранение здоровья и эмоционального благополучия обучаемых.
Задачи:
1.Изучение классного коллектива.
2.Знакомство с родительским коллективом.
3.Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
4.Организация внеклассной работы в классном коллективе.
5.Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации пятиклассников.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО АДАПТАЦИОННОМУ ПЕРИОДУ.
Характеристика класса.
В 5В классе обучается 21 человек, из них мальчиков - 12, девочек - 9.
Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.
У учащихся сформирован достаточный уровень познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняют домашние задания, творческие проекты.
В классе имеется несколько лидеров. Учащиеся открыты и легки в общении. Класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.
Ребятам привито бережное отношение к общественно-полезному труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, к дежурству по школе, классу, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели.
Интересы в классе самые разнообразные. Девочки увлекаются творческой деятельностью (вышивка, биссероплетение, танцы и пение). Мальчики интересуются компьютерными играми и техникой. Большой интерес проявляют к спортивным занятиям.
Классный коллектив довольно слаженный, но отношения между детьми требует внимания. Учащиеся находятся только на стадии формирования классного коллектива и актива класса, поэтому еще не владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения.
Учащиеся ещё не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел.
Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а также посещают кружки и факультативы с учётом своих интересов.
Дружный коллектив сложился благодаря старанию первой учительницы. В мае 2016 года я посетила уроки своих на тот момент будущих воспитанников. Порадовала их работоспособность, активность, умение быстро принимать решения. Так же беседовала с классным руководителем. На основании сделанных выводов я построила свою воспитательную работу на данном этапе. Таким образом, своей задачей я считаю сохранить традиции общения, сложившиеся в классе, поддержать положительное общение друг с другом, помочь ребятам прожить школьные годы в дружной теплой атмосфере и остаться друзьями в дальнейшем.
Достичь этой цели, по моему мнению, можно общими усилиями, в процессе коллективной деятельности, основанной на принципах уважения друг к другу.
Важно поощрять и развивать интерес к особенностям каждого члена классного коллектива. Работу в данном направлении я провожу как с детьми, так и с родителями, так как считаю, что воспитание происходит, прежде всего, в семье.
План мероприятий.
Направления работы | Сроки | Содержание |
Организационная работа | сентябрь-октябрь | Ознакомление с нормативно-правовыми документами. Подготовка психолого-педагогической характеристики класса. Изучение социальных условий, составление социального паспорта класса. Изучение медицинских карт учащихся. Оценка состояния здоровья и физического развития учащихся совместно с медработником. |
Работа с педагогами | В течение года | Анализ первых впечатлений учителей-предметников. Посещение уроков. Выявление проблем и путей их решения. |
Работа с учащимися | сентябрь-октябрь октябрь октябрь-ноябрь октябрь ноябрь первое полугодие в течение года | Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов, гардероба. Наблюдение поведенческих особенностей на переменах и уроках. Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование. Оценка уровня учебной мотивации (Приложение). Диагностика мотивационной сферы (Приложение). Диагностика учебных затруднений (Приложение). Диагностика включённости и эмоционального благополучия в образовательном процессе (Приложение). Диагностика межличностных отношений (метод социометрии). Проведение классных мероприятий, способствующих адаптации (Приложение). |
Работа с родителями | сентябрь в течение года в течение года | Родительское собрание по теме: «Адаптация пятиклассников» Анкетирование родителей (Приложение). Индивидуальные консультации и беседы по вопросу адаптации. Организация встреч с учителями- предметниками. |
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА.
Класс: 5В.
Староста класса:
Классный руководитель: Захарова Екатерина Сергеевна.
Количество учащихся в классе всего: 21
Девочек всего: 9
Мальчиков всего: 13
Возраст (год рождения) девочек: 2005
Возраст (год рождения) мальчиков: 2005
I. Состав семей:
Наименование | Количество | Список |
1. Многодетные | 1 | |
2. Неполные | 6 | |
3. Дети, находящиеся под опекой | 3 | |
4. Проживают с бабушкой и дедушкой | 1 | |
5. Воспитывают одного ребенка | 3 | |
6. Имеют братьев и сестер | 12 | |
II. Жилищные условия.
Наименование | Количество | Список |
1. Проживают в коммунальных квартирах | | |
2. Проживают в отдельных квартирах | | |
3. Проживают в домах с частичными условиями | | |
4. Проживают в частном секторе | | |
5. Арендуют жилье (снимают квартиру) | | |
III. Образовательный уровень родителей.
Наименование | Количество | Список |
1. Имеют высшее образование | | |
2. Среднее профессиональное | | |
3. Начальное профессиональное | | |
4. Полное среднее | | |
5. Основное среднее | | |
6. Имеют ученую степень | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся
(методика Лускановой Н.Г.).
1. Тебе нравится в школе или не очень? (Нравиться - не очень - не нравиться).
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? (Иду с радостью - бывает по-разному - чаще хочется остаться дома)
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (Пошел бы в школу - не знаю - остался бы дома).
4. Тебе нравиться, когда отменяют какие-нибудь уроки? (Не нравиться - бывает по-разному - нравиться).
5. Ты хотел бы, что тебе не задавали домашних заданий? (Не хотел бы - не знаю - хотел бы).
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (Не хотел бы - не знаю - хотел бы).
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям? (Часто - редко - не рассказываю).
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был бы менее строгий учитель? (Не хотел бы - точно не знаю - хотел бы).
9. У тебя в классе много друзей? (Много - мало - нет друзей).
10. Тебе нравятся твои одноклассники? (Нравятся - не очень - не нравятся).
Обработка и интерпретация: для возможности дифференцировки детей по уровня школьной мотивации введена система бальных оценок.
3 балла - ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций;
1 балл - нейтральные оценки;
0 баллов - ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной ситуации.
Оценки в 2 балла не были включены для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой школьной мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации.
На основании различий между группами детей по критерию Стьюдента установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
25-30 баллов - высокая школьная мотивация.
20-24 балла - нормальная школьная мотивация.
15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
10-14 баллов - низкая школьная мотивация.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Самооценка школьника
(Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р., 1986 г.).
Диагностический инструмент представляет собой оригинальную символическую проективную пробу, направленную на измерение самоотношения и самоидентичности.
Разработчики методики исходили из предположения, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я», и значимых других может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиции левее других – как переживаемая ценность «Я». Самооценка определяется как восприятие субъектом его ценности, значимости в сравнении с другими.
Испытуемому на листе бумаги представляется строка, состоящая из восьми кружков, и предлагается выбрать кружок для себя и для других людей из окружения испытуемого. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.
Простота и оригинальность «символических заданий», возможность их применения на различных контингентах обследуемых /начиная с трехлетних детей и кончая взрослыми/ привлекли к этой методике большое внимание.
Дети располагают «самых лучших» детей слева, а плохих - справа, мать и отца, как правило, тоже располагают слева, себя в ряду детей располагают левее, чем в ряду взрослых.
Инструкция: Представьте, что перед вами находится альбом с фотографиями. Укажите крестиком, в каком круге находится ваша фотография?
Интерпретация:
1, 2, - завышенная самооценка;
3, 4, 5 - адекватная;
6, 7, 8 - заниженная самооценка.
Диагностика мотивационной сферы
Анкетирование учащихся
1.Тебе нравится в школе или нет?
2.Утром, когда ты просыпаешься, с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?
Хочу остаться дома.
По-разному бывает.
Иду с радостью.
3.Если бы завтра учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, что бы ты сделал?
Не знаю.
Остался бы дома.
Пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится.
Бывает по-разному.
Нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?
Да.
Не хотел бы.
Не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе оставались одни перемены?
Хотел бы.
Не хотел бы.
Не знаю.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Часто.
Редко.
Не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю.
Не хотел бы.
Хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся.
Не очень.
Не нравятся.
Обработка результатов.
За положительное отношение к учебе - 3 балла.
За выбор нейтрального ответа - 1 балл.
За отрицательный ответ - 0 баллов.
25-30 баллов - высокая школьная мотивация. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
20-24 балла - хорошая школьная мотивация.
15-19 баллов - положительное отношение к школе (привлекает не учебная деятельность). Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, педагогами. Познавательные интересы у них развиты слабо.
10-14 баллов - низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Менее 10 баллов - негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.