СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» вариант 2 Адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»»


Адаптированная основная общеобразовательная программа

начального общего образования

для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2) по предмету «Коррекционно-развивающие занятия», 3 класс.

























1.Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599)

4. Примерная адаптивная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

5. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2 ) МБОУ ООШ № 5 МО «город Бугуруслан»

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ, с учетом требований к оснащению образовательного процесса

Цель образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (предметная, игровая, конструирование, действия с разнообразными игрушками ручной труд и т.д.), коррегировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

Задачи курса:

- знакомство с различными материалами и предметами;

- формирование приемов элементарной предметной деятельности;

- формирование навыков продуктивной деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

3.Место коррекционно-развивающих занятий в учебном плане

Курс «Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» вариант 2 Адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

Минимальный уровень:

Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Минимальныйопыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Достаточный уровень:

Формированиеинтереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Владениенавыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Потребностьучаствовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами

-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.

-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

-уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);

Достаточный уровень:

- освоение простых действий с предметами и материалами.

- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

- нарисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

- выполнять последовательно организованные движения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;

- уметь сортировать крупы (3 вида);

- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.

- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- узнавать материалы на ощупь, по звуку;

- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- играть с конструктивными материалами.

- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.

- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;

- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;

- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные 9цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья.

Гендерная идентичность:

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования).

Возрастная идентификация:

- определяет свою возрастную группу (ребёнок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

Уверенность в себе:

- осознаёт, что может и что ему пока не удаётся.

Чувства, желания, взгляды:

- понимает эмоциональное состояние других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства.

Социальные навыки:

- умение устанавливать и поддерживать контакт;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т.д.).

Мотивационно-личностный блок:

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);

- стремится помогать окружающим.

Биологический уровень:

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.);

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).

Осознаёт себя в следующих социальных ролях:

- семейно-бытовых.

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи:

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность:

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты коррекционной работы

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природные материалы и т.д.;

- умеетфиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках, рассматривает его со всех сторон;

- понимает эмоциональное состояние других людей;

- понимает язык эмоций;

- выполняет последовательно организованные движения;

- играет кубиками, карандашами, палочками и т.д.;

- строит из двух-трёх кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);

- узнаёт материалы на ощупь, по звуку;

- строит из кубиков башню;

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- умеет соотносить и знает цвета;

- имеет представление о величине и форме предметов;

- имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;

- имеет представление разнообразии обонятельных ощущений;

- имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.

Планируемые результаты формирования базовых учебных действий

Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

  1. Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущейся игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с утрированной мимикой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора;

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимать жестовую инструкцию;

- понимать инструкцию по инструкционным картам;

- понимать инструкцию по пиктограммам;

- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеников на данном этапе обучения);

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша;

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий и т.д.:

- ориентируется на режим дня, расписание уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.




5. Содержание коррекционных занятий.

Предметно-манипулятивные действия.

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:

- открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающимися крышками;

- нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).

Цвет. Выбор по образцу и группировка предметов, окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов двух сходных цветов. Раскладывание предметов двух сходных цветов. Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов. Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.

Форма. Выбор по образцу и инструкции предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм. Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм. Выбор по образцу и группировка объемных предметов. Выбор по образцу и группировка плоскостных форм. Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник.

Величина. Определение неконтрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов. Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различение величины предметов не зависимо от их формы.

Дидактические игры.

Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.

Элементарное конструирование.

Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции. Складывание разрезных картинок из 3-4 частей. Подбор и выкладывание из объемных плоскостных форм разного цвета и величины различных комбинаций при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур. Постройки из детских наборов строительного материала, также по показу, образцу и по словесной инструкции.

Работа с мозаикой.

Закрепление навыка правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой. Закрепление умений, приобретенных во 2-классе. Выкладывание прямых рядов. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов. Выкладывание узоров по показу и образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики.

Лепка.

Закрепление навыков обращения с материалом и выполнение определенных правил при работе с ним, полученные во втором классе. Закрепление навыков: раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивание между ладонями. Приобретение новых навыков лепки. Отщипывание пальцами кусочков и скатывание мелких шариков. Сгибание столбиков с соединением концов. Защипывание краев формы кончиками пальцев. Вытягивание столбиков из короткого толстогоцилиндра, округлять и заострение концов, образуя формы. Умение в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме.

Работа с бумагой.

Закрепление умений и навыков, полученных во 2-м классе. Умения и навыки работы с бумагой: сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно; сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Изготовление изделий без применения клея. Наклеивание готовых геометрических фигур в указанном порядке, выбирая по цвету (одноцветные) или по форме, чередуя фигуры по цвету или форме. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей.

Работа с нитками.

Сортировка ниток по цвету. Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины. Наматывание на катушку, клубок, картон. Плетение косичек из толстых шнуров.








6. Календарно-тематический план по коррекционно-развивающим занятиям


урока

Разделы предмета, темы уроков

Кол-во часов

План

Домашнее задание


Предметные действия

5



1

Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Развитие ручной умелости.

1

2.09

Не задано.

2

Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Развитие ручной умелости.

1

4.09

Не задано.

3

Различение предметов по форме, цвету, величине.

1

7.09

Не задано.

4

Упражнения с массажными, шариками, прищепками.

1

9.09

Не задано.


Дидактические игры

4



5

Дидактическая игра «Лото».

1

14.09

Не задано.

6

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

1

18.09

Не задано.

7

Дидактическая игра «Что лишнее».

1

21.09

Не задано.


Элементарное конструирование

5



8

Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу.

1

23.09

Не задано.

9

Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу.

1

25.09

Не задано.

10

Складывание разрезных картинок из 2-6 частей. Фрукты.

1

28.09

Не задано.

11

Складывание разрезных картинок из 2-6частей. Овощи.

1

30.09

Не задано.


Работа с мозаикой

4



12

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов.

1

5.10

Не задано.

13

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов.

1

7.10

Не задано.

14

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов.

1

12.10

Не задано.


Лепка

4



15

Пластилин. Свойства пластилина.

1

14.10

Не задано.

16

Вишни, сливы.

1

16.10

Не задано.

17

Морковь, огурец.

1

19.10

Не задано.


Работа с бумагой

4



18

Аппликация «Шарики».

1

26.10

Не задано.

19

Овощи. Фрукты.

1

28.10

Не задано.

20

Дом с крышей.

1

30.10

Не задано.


Предметные действия

4



21

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

1

9.11

Не задано.

22

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

1

11.11

Не задано.

23

Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.

1

13.11

Не задано.

24

Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.

1

16.11

Не задано.


Дидактические игры

4



25

Дидактическая игра «Что лишнее».

1

18.11

Не задано.

26

Дидактическая игра «Что лишнее».

1

20.11

Не задано.

27

Дидактическая игра «Картинное лото».

1

25.11

Не задано.


Элементарное конструирование

4



28

Складывание букв из счетных палочек.

1

27.11

Не задано.

29

Складывание букв из счетных палочек.

1

30.11

Не задано.

30

Конструирование из геометрических фигур.

1

2.12

Не задано.

31

Конструирование из геометрических фигур.

1

4.12

Не задано.


Работа с мозаикой

4



32

Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.

1

7.12

Не задано.

33

Выкладывание узоров по показу и по образцу.

1

11.12

Не задано.

34

Выкладывание узоров по показу и по образцу.

1

14.12

Не задано.


Лепка

3



35

Снеговик.

1

16.12

Не задано.

36

Домик.

1

18.12

Не задано.

37

Лепка изученных букв.

1

21.12

Не задано.


Работа с бумагой

4



38

Аппликация методом обрыва «Геометрические фигуры»

1

23.12

Не задано.

39

Флажки.

1

28.12

Не задано.

40

Ёлочка.

1

30.12

Не задано.


Предметные действия

4



41

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

1

15.01

Не задано.

42

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

1

18.01

Не задано.

43

Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.

1

20.01

Не задано.

44

Складывание разрезных картинок из 2-6 частей.

1

22.01

Не задано.


Дидактические игры

3



45

Дидактическая игра «Что лишнее».

1

25.01

Не задано.

46

Дидактическая игра «Картинное лото».

1

29.01

Не задано.


Элементарное конструирование

3



47

Складывание из счетных палочек «Грузовая машина»

1

1.02

Не задано.

48

Складывание букв из счетных палочек.

1

3.02

Не задано.


Работа с мозаикой

5



49

Выкладывание «чередующихся рядов» трех цветов.

1

10.02

Не задано.

50

Выкладывание узоров по показу и по образцу.

1

15.02

Не задано.


Лепка

4



51

Лепка цифр.

1

19.02

Не задано.

52

Лепка изученных букв.

1

22.02

Не задано.

53

Зайчик.

1

26.02

Не задано.


Работа с бумагой

6



54

Флажки.

1

1.03

Не задано.

55

Изученные буквы.

1

5.03

Не задано.

56

Изученные цифры.

1

17.03

Не задано.


Работа с нитками

3



57

Наматывание ниток на игрушки.

1

19.03

Не задано.


Предметные действия

4



58

Пальчиковые игры и упражнения.

1

5.04

Не задано.

59

Различение предметов по форме, цвету, величине.

1

7.04

Не задано.


Дидактические игры

4



60

Дидактическая игра «Картинное лото».

1

12.04

Не задано.

61

Дидактическая игра «Картинное лото».

1

14.04

Не задано.

62

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

1

19.04

Не задано.


Элементарное конструирование

4



63

Складывание фигур и узоров по образцу.

1

21.04

Не задано.

64

Складывание фигур и узоров по образцу.

1

23.04

Не задано.


Работа с мозаикой

4



65

Выкладывание геометрических фигур разной величины.

1

5.05

Не задано.

66

Выкладывание цифр.

1

7.05

Не задано.

67

Выкладывание цифр.

1

12.05

Не задано.


Лепка

4



68

Матрешка.

1

14.05

Не задано.






























7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Коррекционный курс «предметно-практические действия» включает в себя:

- учебный стол;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер, большой монитор;

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);

- звучащие предметы для встряхивания;

- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины);

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);

- набор предметов для занятий (типа «Нумикон», «Монтессори-материал» и др.);

- пазлы из двух, трёх, четырёх частей (до 10);

- мозаики;

- пиктограммы с изображением занятий, важных момен6тов и других событий;

- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);

- лото-ассоциации;

- деревянные конструкторы;

- шнуровка: обувь, животные, природа;

- счётные палочки, образцы для выкладывания счётных палочек;

- обводка по точкам;

- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолёты;

- мягкие пазлы-вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);

- мягкая основа для мозаики;

- прищепки, основа для прищепок;

- деревянный ящик с песком, образцы рисунков на песке;

- нарисованная настенная наглядность (деревья большие и маленькие, одно – много, домики, печки и т.д.).

Освоение учебного предмета предполагает использование разнообразного дидактического материала:

- предметов различной формы, величины, цвета;

- изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

- оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесение по определённым признакам;

- игры-рыбалки.

Специальными средствами невербальной коммуникации являются:

- специально подобранные предметы;

- презентации к урокам, развивающие видеозанятия.






17