СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа для детей ОВЗ, имеющих лёгкую умственную отсталость

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно тематическое планирование для 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа для детей ОВЗ, имеющих лёгкую умственную отсталость»

МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено ШМО

Протокол № ____ от _______2016г.

заседания МО учителей начальных классов

Руководитель ШМО_____ Комарова С. Ф.

Принято на заседании педагогического

совета

Протокол № ____ от «___» ___________2016 г.


Согласовано

Зам. директора по УВР

________ Бредихина В. И.

«____» ____________ 2016 г.

Утверждаю

Директор школы _______ Кудрявина Е. Ю.

Приказ № _________

от «___» ________ 2016 г.





Адаптированная рабочая программа обучающейся с ОВЗ

Прокопчука Олега

4 класс












Разработала:

Педагог-психолог

Тубольцева Анна Владимировна





2016-2017 учебный год

Адаптированная рабочая программа обучающейся с ОВЗ

Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья;

Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», Уставом школы, определяющим и регламентирующим порядок разработки и утверждения адаптированных рабочих программ в МКОУ «Поныровская СОШ», Учебным планом МКОУ «Поныровская СОШ».







Характеристика психолого-педагогических особенностей ребёнка с ОВЗ



Данная индивидуальная адаптированная образовательная программа определяет образовательный маршрут обучающейся 4 класса с ОВЗ Прокопчука Олега 2004 г.р. ученика 4-го класса МКОУ «ПСОШ», обучающейся на дому.

Общее развитие ребенка:

- осведомленность о себе и своей семье:

Олег не знает полные имена и отчества родителей, рода занятий родителей, может рассказать о событиях своей жизни.

- знания и представления об окружающем мире: запас знаний и представлений об окружающем не соответствует возрастной норме – ребенок затрудняется в названии по порядку времен и месяцев года, дифференциации весны-осени, представления о знакомых предметах и явлениях неполные и недифференцированные, ограничены лишь отдельно воспринятыми признаками, не знает названия своей страны, столицы, сведения о родном селе ограничены средой проживания (не знает названия главной улицы, площади и т.д.), слабо ориентируется в основных временных понятиях (вчера, завтра, послезавтра).

- моторное развитие: недостаточное (грубая моторика ха­рактеризуется плохой переключаемостью, не развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук, ребенок не спо­собен рисовать мелкие детали, точно обводить контур,
штриховать, в письменных работах допускает ошибки (не прописывает элементы букв), смешение букв по сходству;

- речевое развитие: словарный запас не богат, но на элементарном уровне ребенок испытывает затруднений в подборе обобщающих понятий, слабо владеет сло­варём наречий, обозначающих пространственно-временные категории, употребление предлогов недифференцированное. Неточно понимает значения многих общеупотребительных слов. Недостаточен и недифференцирован словарь признаков и действий. Испытыва­ет значительные трудности в подборе синонимов и антони­мов. Не может пересказать содержание прочитанного учителем рассказа своими словами, при ответе на вопросы по установлению причинно-следственных связей пре­обладают односложные ответы. В устной речи преобладают предложения простых синтаксических кон­струкций.

Отношение к школе и учебной деятельности: в целом отрицательное.

Особенности мотивации: стремление к похвале, поощре­нию.

Особенности поведения: аффективные вспышки.

Сформированность учебных навыков:

по математике: владеет счетом в пределах 20, вычислительные навыки слабые односложные задачи не решает самостоятельно ,при вычитании требуется помощь учителя, для выполнения счетных операций использует линейку Недифференцированность представлений о количест­ве, отсутствие практических навыков измерения, склонность к формальному заучиванию правил. Не понимает взаимообратимость арифметических дей­ствий, общие приёмы работы над арифметической задачей не сформированы;

  • по чтению: не владеет слоговым чтением; допускает ошибки в окончаниях, пе­рестановки букв и слогов, преобладает фор­мализованное чтение, не осмысливает содержание прочитанного, чтение монотонное, невыразительное;

  • по письму: допускает большое количество дисграфических (пропуски, перестановки, замены букв и слогов) и орфографи­ческих ошибок при списывании, письмом на слух на владеет; плохая каллиграфия: не соблюдает строку, буквы разного раз­мера и разного уровня; практически не владеет техникой письма.

Сформированность школьно-значимых умений: не владеет в должной мере аппаратом познавательной дея­тельности - обобщением, сравнением.

- умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать: затрудняется в постановке конкретной цели и выборе путей решения определённой задачи (как практической, так и учебной), не способен сосредоточиться на задании, от­влекается в процессе выполнения;

- способность понять и принять инструкцию: не способен понять и принять способ действия (при демонст­рации учителем) и перенести его на другой предмет.

Отношение к неудаче: при возникновении трудностей Олег скло­нен, к отказным реакциям, вспышкам гнева.

Темп работы: темп работы низкий, требуется длительный перерыв или смена вида деятельности на более доступный и интересный для восстановления рабо­тоспособности.

Рекомендации по обучению и воспитанию

  1. При проведении всех уроков и особенно занятий по ознаком­лению с окружающим миром, развитию речи и дифференциа­ции словаря опираться на наличный уровень развития и жизненный опыт ребёнка, постепенно расширяя и обогащая его; использовать методы и приёмы с ориентацией на "зону бли­жайшего развития".

  2. Для предупреждения и преодоления трудностей в усвоении языка как учебной дисциплины переключить внимание с речи как средства общения и передачи информации на язык как систему, существующую по определённым законам и прави­лам; формировать умение анализировать слово с лексической, фонетической, грамматической сторон, развивать фонема­тическое восприятие.

  3. Постоянно вести работу по уточнению словаря с опорой на практическую деятельность ребёнка. Учить построению раз­вёрнутого высказывания, полного ответа на поставленный вопрос с использованием конструкций с союзными словами по­этому, потому что, значит. Формировать умение давать словесный отчёт о проделанной работе, работать по плану, инструкции, алгоритму.

Уделять внимание развитию анализирующего наблюдения, накоплению опыта практических обобщений; формированию операций сравнения, анализа, синтеза и обобщения, простран­ственной и временной последовательности.

Целью обучения для такого ребенка является формирование у него социального опыта, приобщение и вовлечение в окружающий мир людей, вещей, действий, отношений и многих других явлений жизни.

На основании диагностики можно сформулировать основные задачи образовательного процесса. Они будут следующие:

• Охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция нарушений фи­зического развития;

• Формирование представлений о себе как «я», значимой и рав­ноправной личности для окружающих;

• Формирование коммуникативных умений и социальных кон­тактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной сре­де.

• Соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества

• Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навы­ков, обеспечивающих жизнедеятельность;

• Формирование элементарных практических знаний об окру­жающем природном и социальном мире, способствующих социальной адаптации;

• Развитие творческих умений и чувств на основе доступных ви­дов деятельности.

Основной формой организации процесса обучения является урок. Наряду с этой формой на уроках развития устной речи применяются экскурсии.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее развитие личности учащейся, способствуют ее умственному развитию; содержит материал, способствующий развитию трудовых навыков, необходимых для социальной адаптации. Программа предусматривает специальные технологии развивающего обучения, игровые формы, бытовые и трудовые ситуации, дифференцированный подход.



Процесс обучения постоянно сопровождается контролем качества знаний, умений и навыков. На уроках чаще всего наиболее ярко выступают три вида контроля: предварительный, текущий и итоговый, которые реализуются посредством диагностики, опроса и практических работ.

Для улучшения качества знаний на занятиях регулярно используется специальная система стимулирования в виде значков-смайликов, медалей, картинок-символов и поощрений.

Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен обучающейся и планируемый уровень подготовки на конец учебного года.









Индивидуальный учебный план


Индивидуальный учебный план включает изучение следующих дисциплин:

- математика – 3часа в неделю;

- чтение и развитие речи – 2 часа в неделю;

-письмо и развитие речи – 3 часа в неделю;

Программа включает в себя:


  1. Образовательный компонент.

  2. Коррекционный компонент.


Коррекционный компонент включает в себя логопедическую работу и работу с психологом. Логопедическая работа реализуется на каждом уроке методом включения моментов по коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха, связной речи, мелкой и общей моторики.

Психологическое сопровождение процесса обучения ребенка включает:

  • изучение (диагностику) уровня развития;

  • организацию индивидуальных занятий;

  • консультативную помощь родителям.

Для работы в этом направлении следует включить регулярное (начало каждой четверти и конец года) проведение психологом диагностического обследования ребенка, проведение занятий на коррекцию психических процессов (памяти, внимания, логического мышления) и консультирование родителей.


  1. Воспитательный компонент.


Согласно письма МО РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 03.04.2003 № 27/2722-6, обучение детей и подростков со сложной структурой интеллектуального недоразвития должно быть комплексным, где обучение слитно с воспитанием, поэтому очень важна совместная координация всех служб и специалистов школы. Существенное значение имеет формирование толерантного отношения общества к инвалиду, его семье. Воспитательный процесс включает в себя: консультирование родителей по вопросам социализации ребенка, организацию совместных культурных и досуговых мероприятий, привлечение к такой работе волонтеров из числа старших школьников, проведение совместных праздников с привлечением других детей («Праздник осени», Новый год, 8 Марта).


Заключение и рекомендации.

Данная индивидуальная образовательная программа, составленная для ребенка с ОВЗ, имеющего сложный дефект, помогает успешно адаптировать учащуюся в среде сверстников, выявить динамику ее развития и продуктивность учебной деятельности. Помогает определить ведущие направления дальнейшей работы с ребенком и его семьей, выявить наиболее эффективные стратегии включения его в образовательную среду.

Программа предыдущего года обучения была полностью реализована, задачи соответствовали поставленным целям. В результате хорошо скоординированной работы учителя, специалистов и родителей была достигнута положительная динамика развития ребенка и осуществлена успешная адаптация в социуме ( в кругу сверстников ).

Ведущими специалистами ПМПк МКОУ «ПСОШ» рекомендовано дальнейшее психолого- педагогическое сопровождение учащейся и включение ребенка в жизнь школы: проведение совместных мероприятий, праздников со сверстниками, консультирование родителей по различным вопросам.





МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено ШМО

Протокол № ____ от _______2016г.

заседания МО учителей начальных классов

Руководитель ШМО_____ Комарова С. Ф.

Принято на заседании педагогического

совета

Протокол № ____ от «___» ___________2016 г.


Согласовано

Зам. директора по УВР

________ Бредихина В. И.

«____» ____________ 2016 г.

Утверждаю

Директор школы _______ Кудрявина Е. Ю.

Приказ № _________

от «___» ________ 2016 г.







Адаптированная рабочая программа по предмету

« Чтение и развитие речи»

4 класс











Разработала:

Педагог-психолог

Тубольцева Анна Владимировна




2016-2017 год

1.Пояснительная записка



Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащейся, внутрипредметных и межпредметных связей.


Целью программы является повышение уровня общего развития учащихся, социальная адаптация путём обучения навыкам чтения.

Основными задачами обучения чтению в 4 классе являются: научить читать доступ­ный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубеж­ной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обуче­ния. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся с нарушениями интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с боль­шим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепен­но. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематиче­ская работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

С выразительностью речи учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с пере­хода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерно­стей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстра­тивным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятель­ности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной уст­ной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процес­се систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картин­ный план.


2. Основное содержание

Содержание чтения: произведения устного народного творчества в обработке русских писателей, рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны, произведения об общественно полезных делах школьников, рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Тематическое планирование:

1. «Что такое хорошо…» 9 ч.

2. «Уж небо осенью дышало…» 8 ч.

3. «Народные сказки» 5 ч.

4. «О труде и трудолюбии» 7 ч.

5. «Произведения русских и зарубежных писателей» 3 ч.

6. «Идёт волшебница зима» 10 ч.

7. «Люби всё живое » 8 ч.

8. «В стране чудес» 3 ч.

9. «Весна идёт!» 10 ч.

10. «Лето наступило» 4 ч.



Техника чтения. Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений. Характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие речи. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

3. Основные требования к умениям учащейся

Учащейся должн уметь: 1-й уровень

  • читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи;

  • отвечать на вопросы по почитанному;

  • читать про себя, выполняя задания учителя;

  • выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

  • читать диалоги по ролям;

  • пересказывать прочитанное по частям;

  • выразительно читать наизусть 7—8 стихотворений;

2-й уровень

  • осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

  • участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

  • выразительно читать наизусть 5—7 коротких стихо­творения.



4.Календарно-тематическое планирование



№ урока

Дата

Раздел

Тема урока

Тема урока

Материально-техническое обеспечение

Домашнее задание

1


«Что такое хорошо…» 9ч


В.Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!»

С. 3-4

С.5-6 выр. Читать

2


Э. Шим «Брат и младшая сестра»

С. 5-8

С. 7 вопросы

3


А. Седугин «Молоток» Проверка навыка чтения

С. 8-9

С. 8-9 пересказ

4


Е. Пермяк «Пичугин мост»

С.10-13

С. 10-12 выр. Читать

5


В. Голявкин «Был не крайний случай»

С.13-14

С. 13-14выр. читать

6


По И. Дику «Счастливая» ручка»

С. 15-17

С. 15-17 выр.читать

7


По Л. Давыдычеву «Лёлишна из третьего подъезда»

С.18-21

С.18-21 читать

8


А. Гайдар «Тимур и его команда»

С. 27-33

С.27-33 читать, вопросы

9


В. Осеева «Печенье»

С.34-35

С.34-35 вопросы

10


«Уж небо осенью дышало» 8ч

А. К. Толстой «Осень!...» По В. Пескову «Осенний лес»

С. 36-37

С.37 вопросы

11


А. Твардовский «Лес осенью» О. Высотская «Осеннее утро»

С.38-40

С.38 наизусть, рисунок

12


В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

С.41-50

С.40 наизусть, с.41-49 читать

13


И. Крылов «Стрекоза и муравей». Знакомство с басней

С. 50-52

С.50 наизусть

14



По Д. Мамину - Сибиряку «Приёмыш»

С. 52-55

С.52-55 читать

15


По Д. Мамину - Сибиряку «Тарас и Соболько».

С. 56-58

С.56-58 вопросы

16


А. Пушкин «Уж небо осенью дышало».

С.58

С.58 наизусть

17


Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку».

С.59-60

С.59-60 читать

18


«Народные сказки» 5ч

Русская сказка «Гуси-лебеди»

С. 65-70

С. 65-70 вопросы

19


Молдавская сказка «Чудесный клад».

С.71-74

С.71-74 читать

20


Эвенкийская сказка «Росомаха и лисица»

С.75-78

С.75-78 пересказ

21


Мансийкая сказка «Отчего у зайца длинные уши».

С.79-81

С.79-81 пересказ

22


Русская сказка «Лиса и волк».

С.81-85

С.81-85 пересказ

23


«О труде и трудолюбии» 7ч

К. Ушинский «Два плуга».

С.87

С.87 выразительное чтение

24



Русская сказка «Самое дорогое».

С.88-92

С.88-92 читать

25


И. Крылов «Трудолюбивый медведь».

С.92-93

С.92-93 выразительное чтение

26


Нанайская сказка «Айога».

С.94-97

С.94-97 пересказ

27


С. Маршак «Лодыри и кот».

С.97-100

С. 97-100 читать

28


И. Крылов «Лебедь, рак и щука».

С.100-101

С.100-101 читать

29


А. Тетивкин «Школа».

С.102-103

С.102-103 читать

30



Е. Пермяк «Для чего руки нужны?». Обобщение по разделу

С.103

С.103 вопросы

31


«Произведения русских и зарубежных писателей» 3ч

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

С.105-115

С.105-115 читать

32


Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

С.115-122

С.115-122пепресказ

33


Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб».

С.123-125

С.123-125 пересказ, рисунок

34


«Идёт волшебница зима» 10ч

И. Никитин «Встреча зимы».

С127-128

С.127-128 наизусть

35


По И. Соколову-Микитову «Зима в лесу».

С.128-129

С.130 читать

36


И. Антонов «Сад друзей».

С.130

С.131-132 выучить

37


И. Суриков «Детство».

С.131

С.131-132 выучить

38


Л. Толстой «Филипок».

С.132-135

С.132-135 читать

39


Н. Некрасов «Мужичок с ноготок»

С. 135-137

С.135-137 читать

40


Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег».

С.138-141

С.138-141 читать

41


Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…».

С.142

С.142 выучить

42


Н. Носов «Бенгальские огни».

С.143-148

С.143-148 читать

43


По М. Пляцковскому «Какая бывает зима».

С. 149-150

С.149-150 подготовить рассказ

44


«Люби всё живое» 8ч

В. Костылёв «Берёза».

С. 152-153

С.152-153 рисунок

45


Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил на лошади».

С. 154-157

С.154-157 читать

46



Н. Вагнер «Мальчик и дворовая собака».

С.157-160

С.157-160 читать

47


В. Тарасов «Четвероногий друг».

С.160-162

С.160-162 пересказ

48


М. Пришвин «Гаечки»

С.163-164

С.163-164 чтение

49


М. Горький «Воробьишко».

С.165-169

С.1165-169 читать

50



А. Барков «Пожарник Карл».

С. 170-173

С.170-173 читать

51


Г. Скребицкий «Медвежонок».

С.174-175

С. 174-175 пересказ

52


«В стране чудес» 3ч

И. Токмакова «В чудной стране».

С.177-178

С.177-178 читать

53


А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».

С.179-184

С.179-185 читать

54


А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» .

С.184-194

С. 186-194 читать, рисунок

55


«Весна идёт!» 10ч

Ф. Тютчев «Весенние воды». В. Ситников «Утро».

С.196-200

С.196-200 читать

56



Л. Толстой «Весна». И. сНикитин «Полюбуйся: весна наступает…»

С.200-202

С.200-202 читать

57


А. Платонов «Ещё мама»

С. 202-209

С. 2002-209 читать

58


Н. Саконская «Разговор о маме».

С.211-212

С.211-212 читать

59


Л. Квитко «Бабушкины руки».

С.212-214

С.212-214 читать

60


Е. Кононенко «Резеда».

С.214-217

С.214-217 вопросы

61


Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

С.217-220

С.217-220 читать

62



А. Барков «Яшка».

С.221-223

С. 221-223 читать

63


Ф. Тютчев «Весенняя гроза». В. Орлов «Лесной цветок».

С.223-225

С.223-225 учить отрывок

64


Н. Сладков «Медведь и солнце». Проверка навыка чтения.

С.226

С.226-228читать

65


«Лето наступило» 4 ч

И. Никитин «Веч К. Паустовский «Заботливый цветок». «Ветер ясен и тих…».

С.229-233

С. 229-230 читать

66


Н. Некрасов «Крестьянские дети».

С. 234

С.230-234 читать

67


Н. Носов «Огородники»

С. 234-237

234-242 читать

68


М. Пришвин «Золотой луг». М. Бородицкая «Последний день учения». Проверка техники чтения

С.246-249

242-250 читать.















5. Материально-техническое обеспечение программы


Учебник: Чтение. 4 класс: учеб. для спец. (коррек.) образоват. учреждений VIII вида / авт.-сост. З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева. – М.: Просвещение, 2013.

Методические пособия для учителя:

1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: АРКТИ. 2004.

2. Коррекционно-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении: методические рекомендации учителям начальных классов. О. Ю. Байбакова. – Курск.: Изд. Курск. Гос. Ун-т, 2007.

3. Методическое руководство к тетради для подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. Л. А. Евдокимова. Курск.: Изд. ООО «пед.-Сервис», 2003.

4. Обучение общению умственно отсталого ребёнка: Учебное пособие. Л. М. Шипицына. – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010.




















МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено ШМО

Протокол № ____ от _______2016г.

заседания МО учителей начальных классов

Руководитель ШМО_____ Комарова С. Ф.

Принято на заседании педагогического

совета

Протокол № ____ от «___» ___________2016 г.


Согласовано

Зам. директора по УВР

________ Бредихина В. И.

«____» ____________ 2016 г.

Утверждаю

Директор школы _______ Кудрявина Е. Ю.

Приказ № _________

от «___» ________ 2016 г.






Адаптированная рабочая программа по предмету « Письмо и развитие речи»

4 класс









Разработала:

Педагог-психолог

Тубольцева Анна Владимировна







2016-2017 г.

1.Пояснительная записка



Целью обучения русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями является формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направ­ленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фо­нетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Задачи обучения русскому языку:

- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

- выработать элементарные навыки грамотного письма;

- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- формировать нравственные качества.

Русский язык в младших классах специальных (коррекционных) образовательных учрежде­ний VIII вида для обучения детей с недостатками интеллекта включает следующие разделы и со­ответствующие программы: обучение грамоте (1 класс), чтение (2—4 классы), письмо (2—4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действи­тельности (1—4 классы). Послебукварный период приходится на второй год обучения (2 класс).

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.

Дети с интеллектуальными нарушениями в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более корот­кий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие непол­ноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не дости­гают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и на­выков в области языка.

В младших классах школьникам с интеллектуальными нарушениями даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отноше­ния к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формиро­вания основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфоло­гии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный язы­ковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и бук­вы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения у детей с интеллектуальным недоразвитием за­трудняют усвоение ими грамматики и правописания. Вследствие этого в коррекционных об­разовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделя­ется звуко-буквенному анализу.

Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически пра­вильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безудар­ных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Школьники с нарушениями интеллекта овладевают фонетическим составом родной речи, понимани­ем соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фоне­матическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического разви­тия. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава сло­ва, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — ко­рень.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников с нарушениями интеллекта к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предло­жения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, уча­щиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова распо­ложены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помо­щью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение име­нительного и винительного падежей).

Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьни­ков навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно по­ставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки. У учащейся совершенствуются графические навыки, трудности фор­мирования которых у школьников с интеллектуальными нарушениями часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключа­ется в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

































2. Основное содержание.

ПОВТОРЕНИЕ

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

ЗВУКИ И БУКВЫ

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

СЛОВО

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.

Разделительный ъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

УСТНАЯ РЕЧЬ

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).

Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.

Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.

Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.

Повторение изученного за год



Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

1

Повторение. Предложение.

6

2

Звуки и буквы. Алфавит.

5

3

Разделительный мягкий знак.

5

4

Гласные после шипящих.

8

5

Парные звонкие и глухие согласные.

12

6

Ударные и безударные гласные.

11

7

Непроверяемые безударные гласные.

7

8

Названия предметов, действий и признаков.

13

9

Имена собственные

3

10

Предлоги.

6

11

Разделительный твёрдый знак.

1

12

Родственные слова.

6

13

Предложение.

6

14

Знаки препинания в конце предложения.

5

15

Главные и второстепенные слова в предложении.

4

16

Повторение изученного за год

2







Средства и формы контроля



Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическим заданиями, сочинений по вопросам и т. д.

Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащейся при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.

урока

Дата

Вид контрольной работы

Раздел

1

6


Входная контрольная работа

Повторение.

2

25


Диктант

Алфавит. Разделительный мягкий знак.

3

37


Итоговый контрольный диктант

Гласные после шипящих.

4

48


Контрольный диктант

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

5

53


Контрольное списывание

Непроверяемые и проверяемые безударные гласные.

6

68


Контрольный диктант

Названия предметов, действий и признаков.

7

77


Контрольный диктант

Имена собственные. Предлоги.

8

94


Диктант

Предложение.

9

100


Итоговый контрольный диктант

Повторение.





3. Требования к уровню подготовки учащегося. 

      Учащейся должен уметь:

1-ый уровень

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

- писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).

2-ой уровень

- делить слова на слоги для переноса;

- списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;

- писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2-4 слов) с изученными орфограммами;

- различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

- выделять из текста предложения на заданную тему;

- участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Учащейся должен знать:

алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.



4.Календарно-тематическое планирование



№ урока

Дата

Раздел

Тема урока

Материально-техническое обеспечение

Домашнее задание

1


Повторение. Предложение. 6ч

Знакомство с учебником.

Что мы знаем о слове.

Прописной алфавит с.3-8

Упр 2 с.4

2


Большая буква и точка в предложении. Интонация. Деление текста на предложения.

С.9-10

Упр 9 с 7

3


Составление предложений по схемам. Восстановление деформированного текста.

С.11-12

Упр 15 с 11

4


Текст. Составление предложений по вопросам

С.12-13


Упр 18 с12

5


Составление предложений по иллюстрации

С.14-15

Упр 21 с 13

6


Контрольный диктант №1 по теме «Повторение. Предложение».


Повторить словарные слова

7


Звуки и буквы. Алфавит. 5ч

Работа над ошибками. Алфавит. Значение алфавита. Гласные и согласные звуки и буквы.

С.16-19

Упр 3 с 17

8


Звонкие и глухие согласные

С.20-21

Упр 6 с 18

9


Твёрдые и мягкие согласные.

С.21-22

Упр 9 с 19

10


Мягкий знак в середине слова. Упражнение в подборе слов с противоположным значением.

С.23-27

Упр 16 с 22

11



Восстановление деформированного текста. Составление текста по картинке.

С.28-31

Упр 3 с 24

12


Разделительный мягкий знак. 5ч

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

С.32-34

Упр 17 с 30

13


Упражнение в изменении слов по образцу. Изменение слов по смыслу в предложении.

С.34-36

Упр 20 с 31

14


Передача текста по вопросам. Разделительный мягкий знак и мягкий знак на конце и в середине слова

С.36-38

Упр 16 с 39

15


Перенос слов с мягким знаком

С.38-40

Упр 11 с 37

16


Составление текста по вопросам

С.40-44

Упр 10 с 42

17


Гласные после шипящих. 8ч

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

С. 44-45

Упр 16 с 44

18


Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

С.46-47

Упр 21 с 47

19


Правописание шипящих и гласных

С.48-49

Упр 25 с 48

20


Гласные после шипящих .Упражнение в дополнении текста.

С.50-51

Упр 5 с 50

22


Составление текста по плану

С.50-51

Упр 9 с 51

23


Закрепление по теме «Гласные после шипящих»

С.49-51

Упр 11 с 51

24


Обобщение по теме «Гласные после шипящих»


Повторить правило

25


Контрольный диктант № 2 по теме «Звуки и буквы»


Повторить правило

26


Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. 12ч

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

С.52-53

Упр 16 с 51

27


Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

С.54-55

Упр 7 с 55

28


Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.

С.55-56

Упр 12 с 57

29


Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

С.57-58

Упр 18 с 59

30


Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

С.59-61

Упр 21 с 60, правило с 61

31


Правописание парных согласных.

С.62-63

Упр 25 с 63

32


Правописание парных звонких и глухих согласных в слове.

С.64-66

Упр 28 с 64

33


Р. р. Восстановление деформированных предложений.

С.67-70

Упр 33 с 66

34


Р. р. Изложение текста по плану.

С.69

Упр 35 с 68

35


Восстановление текста

С.71

Упр 45 с 73

36


Закрепление по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

С.72-75

Упр30 с 65

37


Контрольный диктант № 3 по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».


Повторить словарные слова

38


Ударные и безударные гласные. 11ч

Работа над ошибками. Ударные и безударные гласные.

С.75-77

Упр 5 с 77

39


Ударные и безударные гласные. Постановка ударения.

С.77-79

Упр 10 с 79

40


Правописание слов, различаемых ударением и по смыслу.

С.79-82

Упр 18 с 82

41


Правописание ударных и безударных гласных.

С.82-83

Упр 4 с 83

42



Упражнение в подборе проверочных слов.

С.84-85

Упр 8 с 85

43


Слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.

С.86-87

Упр 14 с 87, правило

44


Составление предложений из словосочетаний

С.88-89

Упр19 с 89

45


Безударные гласные, проверяемые ударением

С.89-92

Упр 29 с 93

46


Р. р. Составление текста по картинке

С.96

Упр 37 с 97

47


Закрепление по теме «Ударные и безударные гласные»

С.97-98

Упр 39 с 98

48


Контрольный диктант № 4 по теме «Ударные и безударные гласные».


Повторить словарные слова

49


Непроверяемые безударные гласные. 7ч

Работа над ошибками. Непроверяемые безударные гласные

С.98-99

Упр 7 с 101

50


Непроверяемые безударные гласные.

С.100-101

Упр 5 с 100

51


Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

С.102-103

Упр 12 с 103

52


Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

С103-104

Упр 17 с 105

53


Контрольное списывание по теме «Непроверяемые и проверяемые безударные гласные».


Повторить все правила

54


Работа над ошибками. Восстановление деформированного текста.

С.105-107

Упр 24 с 108

55


Повторение по теме «Непроверяемые безударные гласные».

С.108-112

Упр 5 с 115

56


Слово. Названия предметов, действий и признаков. 13 ч

Слова, обозначающие предметы

С.113-116

Упр 9 с 118

57


Название предметов

С.116-118

Упр 12 с 119

58


Изменение формы слова, обозначающего предмет

С.118-120

Упр 13 с 120

59


Слова, обозначающие действие предмета Согласование вопроса и действия предмета

С.121-123

Упр 16 с 122

60


Связь слов, обозначающих предметы и действия

С.124-127

Упр 21 с 125

61


Р. р. Составление текста по картинке

С.127-128

Упр 28 с 128

62


Слова, обозначающие признаки предметов

С.129-132

Упр 34 с 131, правило

63


Выделение слов, обозначающих признаки предметов, по вопросам.

С.133-135

Упр 39 с 135

64


Изменение слов по вопросам

С.135-138

Упр 45 с 138

65


Слова, близкие по значению.


Упр 47 с 138

66


Признаки предметов.

С.139-141

Упр 52 с 141

67


Составление текста-описания

С.141-143

Упр 57 с 143

68


Контрольный диктант № 5 по теме «Название предметов, действий и признаков»


Повторить правила

69


Имена собственные. 3ч

Работа над ошибками . Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах

С.144-147

Упр 3 с 145

70


Большая буква в названиях городов, деревень, сёл

С.147-150

Упр 10 с 148

71


Правописание имён собственных

С.151-152

Упр 58 с 143

72


Предлоги 6ч

Предлог. Предлог как слово


Упр 3 с 145

73


Предлог и слово. Раздельное написание

С.153-155

Упр 8 с 147

74


Написание и произношение предлогов

С156-157

Упр 10 с 148

75


Восстановление деформированных предложений

С.158-160

Упр 15 с 151

76


Обобщение по теме «Предлог»

С.161-164

Повторить все правила с 144-154

77


Контрольный диктант № 6 по теме «Имена собственные. Предлоги»


Повторить все правила с 144-154

78


Разделительный твёрдый знак. 1ч

Разделительный твёрдый знак

С.164-166

Упр 4 с 165, упр 6 с 166

79


Родственные слова. 6ч

Родственные слова. Выделение корня

С.166-168

Упр 10 с 171

80


Подбор родственных слов. Выделение корня

С.169-171

Упр 11,12 с172

81


Однокоренные слова. Корень

С.172-173

Упр 22 с 177

82


Написание корня в родственных словах

С.173-175

Упр 19 с 176

83


Образование родственных слов по вопросам

С.176-178

Упр 26, 27 с 178

84


Звонкие и глухие согласные в корне слова Составление текста по серии картинок

С.179-183

Упр 33 с 182

85


Предложение. 6ч

Предложение как единица речи

С.184-186

Упр 4 с 185

86


Деление текста на предложения

С.187-190

Упр 11 с 188

86


Предложение как часть текста

С.190-194

Упр 18 с191

87


Установление связи слов в предложении

С.195-198

Упр 26 с 195

88


Связь слов в предложении по вопросам

С.199-202

Упр 32 с 198

89


Закрепление по теме «Предложение»

С.203-205

Упр 43 с 202

90


Знаки препинания в конце предложения. 5ч

Знаки препинания в конце предложения

С.206-209

Упр 50 с 205

91


Повествовательные и вопросительные предложения

С.210-211

Упр 5,6 с 208

92


Восклицательное предложение

С.212-216

Упр 16 с 212

93


Постановка знаков препинания в конце предложения

С.217-220

Упр 23 с 217-218

94


Контрольный диктант № 7 по теме «Предложение. Знаки препинания в конце предложения»


Повторить правило

95


Главные и второстепенные слова в предложении 4ч

Главные и второстепенные слова

С.220-225

Упр 5 с 223

96


Подлежащее и сказуемое Выделение подлежащего и сказуемого

С.226-230

Упр 13 с 227

97


Выделение главных членов предложения

С.231-233

Упр 22 с 231

99


Второстепенные слова в предложении

С.234-236

Упр 31 с 235

100


Итоговый контрольный диктант


Повторить все правила

101


Повторение 2ч

Дифференциация изученных орфограмм

С.236-240

Упр 19 с 243

102


Родственные слова

С.241-250

Упр 38 с 252



























5. Материально-техническое обеспечение программы.

Учебные пособия для учащегося:

1. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. «Русский язык» Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М: Просвещение, 2013.

2. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Читай, думай, пиши». Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. - М: Просвещение, 2013.



Методические пособия для учителя:



1. Ф.П.Сергеев «Речевые ошибки и их предупреждение». - Волгоград: Издательство «Учитель», 2005.

2. А.Г.Зикеев «Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ.-М. «Асадема» 2007.

3. М.М.Малахова «Русский язык в загадках». – Волгоград: Издательство «Учитель», 2005.

4. Е.В.Скопина, О.Е.Жиренко, А.А.Обухова «Поурочные разработки по русскому языку» (игровой материал). - М.: «Вако» 2006.

5. Автор-составитель Плешакова Е.П. «Русский язык». Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы. – Волгоград: «Учитель», 2007





МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено ШМО

Протокол № ____ от _______2016г.

заседания МО учителей начальных классов

Руководитель ШМО_____ Комарова С. Ф.

Принято на заседании педагогического

совета

Протокол № ____ от «___» ___________2016 г.


Согласовано

Зам. директора по УВР

________ Бредихина В. И.

«____» ____________ 2016 г.

Утверждаю

Директор школы _______ Кудрявина Е. Ю.

Приказ № _________

от «___» ________ 2016 г.





Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика»

4 класс









Разработала:

Педагог-психолог

Тубольцева Анна Владимировна





2016-2017 г.





1.Пояснительная записка

Цель данной программы – подготовка учащихся с от­клонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Изучение математики в начальной школе направлено на решение следующих задач:

- развитие образного и логического мышления, воображения;

- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

-освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о матема­тике;

-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседнев­ной жизни.

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфических задачспециаль­ных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида — коррекцией и развитием познава­тельной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоя­тельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с дру­гими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процес­се обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют под­готовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными посо­биями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство ма­тематических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существен­ных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и диффе­ренциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный при­ем — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоя­тельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формирова­нию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числа­ми.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике.

Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей ребенка (познава­тельных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он ис­пытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.

В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых даль­нейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке уделяется внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно зна­ниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результа­тов вычислений, если они их не запомнили.



2. Основное содержание



Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).

Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.

Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц =100 кг.

Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.

Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.

Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника.

Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.

Средства и формы контроля

Математические представления, знания и умения практически их применять оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ.

График проведения контрольных и самостоятельных работ



урока

Дата

Вид работы

Раздел

5


Входная контрольная работа №1

Повторение

31


Контрольная работа № 2

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

39


Самостоятельная работа № 1

Умножение и деление.

45


Самостоятельная работа № 2

Умножение и деление.

53


Самостоятельная работа № 3

Умножение и деление.

64


Самостоятельная работа № 4

Умножение и деление.

69


Контрольная работа № 3

Умножение и деление.

80


Контрольная работа № 4

Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.

85


Самостоятельная работа № 5

Все действия в пределах 100.

91


Итоговая контрольная работа № 4

Все действия в пределах 100.





3. Требования к уровню подготовки учащейся.



Учащейся должен знать:

различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

названия компонентов умножения, деления;

меры длины, массы и их соотношения;

меры времени и их соотношения;

различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

названия элементов четырехугольников.
Учащейся должен уметь:

выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

практически пользоваться переместительным свойством умножения;

определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

вычислять длину ломаной;

узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге.

Примечания.



1. Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6—9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе как для нахождения произведения, так и частного.

2. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.

3. Определение времени по часам хотя бы одним способом.

4. Решение составных задач с помощью учителя.

5. Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.

4. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Раздел

Тема урока

Материально-техническое обеспечение

Домашнее задание

1


Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Умножение и деление. 20ч

Нумерация. Счёт предметов. Таблица разрядов.

Учебник с. 3-6

С 5 № 13а12б

2


Решение задач. Чётные и нечётные числа.

С.7-9

С 7 №19

3


Однозначные и двузначные числа.

С.10-11

С 9 №33,36

4


Меры стоимости: рубль, копейка. Решение задач.

С.11-13

С 9 № 35

5


Входная контрольная работа № 1


Повторить состав числа

6


Работа над ошибками. Меры длины: метр, дециметр, сантиметр

С.14-16

С 13 №1

7


Единица длины – миллиметр.

С.17-19

С 16 № 2

8


Виды углов.

С.20-23

С 11 №47

9


Таблица умножения и деления числа 2.


С.24-25

С 9 №30

10


Название компонентов умножения и деления.

С.25-26

С 15 №14,17

11


Таблица умножения и деления числа 3.

С.27-28

С 17 №28

12


Таблица умножения и деления числа 4.

С.28-29

С 18 №40, 24 с 21

13


Таблица умножения и деления числа 5.

С.29

С 21 №21,22

14


Меры массы. Килограмм.

С.29-30

С 21 №17,19

15


Решение задач. Меры массы. Центнер.

С.30-32

С 21 №22

16


Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Сложение вида 24+6.

С.32-33

С 39 №5

17


Вычитание вида 40-2. Вычитание вида 30-12.

С.34-35

С 29 № 33

18


Вычитание вида 100-4.

С.35-37

С 35 №39

19



Закрепление приёмов вычитания без перехода через разряд. Решение задач.

С.37-38

С 26 №11

20


Закрепление приёмов сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд.

С.39-42

С 27 №15

21


Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. 12ч


Сложение с переходом через разряд.

С.42-44

С 29 №32

22


Присчитывание и отсчитывание по 5 и по 6.

С.45-48

С 32 №21

23


Знакомство с письменным приёмом сложения.

С.49-50

С 30 №13, 8,9

24


Письменное сложение с переходом через десяток.

С.51-52

С 32 №21,17

25


Вычитание с переходом через разряд.

С.52-53

С 35 №42,43

26


Решение задач. Присчитывание и отсчитывание по 4.

С.54-55

С 36 № 48, 49

27


Присчитывание и отсчитывание по 9. Знакомство с приёмом письменного вычитания.

С.56-58

С 37 № 52, 54

28


Письменное вычитание. Приём письменного вычитания с переходом через разряд.

С.58-59

С 42 № 92,1

29


Закрепление приёмов письменного сложения и вычитания.

С.60-61

С 46 №14, 18

30


Закрепление приёмов письменного сложения через разряд. Решение задач.

С.60-61

С 49 № 35, 41

31


Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд»


С 53 №15

32


Работа над ошибкам Закрепление приёмов письменного вычитания с переходом через разряд.

С.58-62

С 57 № 46

33


Умножение и деление 40ч

Умножение и деление числа 2. Решение задач.

С.62

С 57 № 47

34


Взаимосвязь таблицы умножения числа 2 и таблицы деления на 2.

С.63

С 63 №9,13

35


Умножение числа 3.

С.64-67

С 65 № 7, 10

36


Деление на 3 равные части

С.69-70

С 72 № 26, 27

37


Взаимосвязь таблицы умножения числа 3 и таблицы деления на 3.

С.70-72

С 74 № 1,2

38


Закрепление по теме «Умножение и деление чисел 2 и 3».

С.72-74

С 70 №11,21

39


Самостоятельная работа №1 по теме «Умножение и деление чисел 2 и 3».


С 62 №1,2

40


Работа над ошибками. Умножение числа 4. Таблица умножения числа 4.

С.74-78

С 75 № 11,12

41


Закрепление таблицы умножения числа 4. Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.

С.78-81

С 78 № 30

42


Деление на 4 равные части.

С.81-82

С 83 № 12,13

43


Таблица деления на 4.

С.82-85

С 84 №24

44


Взаимосвязь таблицы умножения числа 4 и таблицы деления на 4. Замкнутая и незамкнутая кривые.

С.85-87

С 87 № 42

45


Окружность. Дуга. Самостоятельная работа № 2 по теме « Умножение и деление числа 4».

С.86-87

С 87 №1,2

46


Умножение числа. Решение задач.5.

С.87-90

С 89 № 18,19

47


Деление на 5 равных частей. Взаимосвязь таблицы умножения числа 5 и таблицы деления на 5.

С.91-93

С 92 № 6

48


Решение задач. Увеличение числа в несколько раз.

С.94-95

С 90 № 25

49


Уменьшение числа в несколько раз. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

С.95-98

С 95 №28, 24, 25

50



Умножение числа 6 Таблица умножения числа 6..

С.99-102

№17, 11

51


Решение задач. Деление на 6 равных частей.

С.102-104

С 104 № 13,14

52


Взаимосвязь таблицы умножения числа 6 и таблицы деления на 6. Длина ломаной линии.

С.105-109

С 106 №33,35

53


Самостоятельная работа № 3 по теме « Умножение и деление чисел 5,6».


С 109 № 1,2

54


Умножение числа 7. Таблица умножения числа 7. Решение задач.

С.111-112

С 113 № 20, 22

55


Деление на 7 равных частей. Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и таблицы деления на 7.

С.112-115

С 117 № 14, 19

56


Прямая линия. Отрезок. Закрепление по теме « Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и таблицы деления на 7».

С.116-121

С 118 №19,21

57


Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Решение задач.

С.110,122

С 121 № 1,2

58


Умножение числа 8 Таблица умножения числа 8. Решение задач..

С.122-125

С 124 №18, 10

59


Деление на 8 равных частей. Взаимосвязь таблицы умножения числа 8 и таблицы деления на 8.

С.125-130

С 128 3 14, 20

60


Умножение числа 9. Таблица умножения числа 9.

С.130-132

С 131 №10, 14

61


Решение задач. Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9.

С.132-135

С 133 № 6, 12

62


Взаимосвязь таблицы умножения числа 9 и таблицы деления на 9. Решение задач.

С.132-135

С 129 № 1,2

63



Взаимное положение прямых и отрезков. Закрепление по теме «Умножение и деление числа 9».

С.136-137

С 137 № 2, 1

64


Самостоятельная работа № 4 по теме « Умножение и деление числа 9».


С 131 № 10,12

65


Умножение единицы и на единицу. Деление на единицу.

С.138-139

С 139 № 9, 10

66


Взаимное положение окружности, прямой и отрезка Умножение нуля и на ноль.

С.140-142

С 141 № 9,10

67


Деление нуля. Закрепление по теме «Умножение и деление чисел 1-9»

С.143-146

С 143 № 8,10

68


Повторение по теме «Умножение и деление чисел 1-9»

С.143-146

С 143 № 8,10

69


Итоговая контрольная работа № 3 по теме «Умножение и деление»


Повторить таблицу умножения

70


Работа над ошибками. Взаимное положение многоугольника, прямой и иотрезка.

С.146-148

С 133 №4, 5

71


Умножение числа 10 и на 10

С.148-149

С 149 №6,5

72


Деление чисел на 10.

С.149-151

С 149 № 8

73


Закрепление по теме «Умножение и деление чисел на 10».

С.150-151

С 149 № 9,10

74


Меры времени.

С.151-153

С 143 № 8,10

75


Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени 6ч

Решение задач.Числа, полученные при измерении стоимости.

С.154-155

С 154 № 1

76


Числа, полученные при измерении длины. Решение задач.

С.156-160

С 157 № 21,22

77



Секунда – мера времени. Числа, полученные при измерении времени.

С.161-163

С 163 № 55

78



Числа, полученные при измерении стоимости. Решение задач.

С.164-169

С 166 № 19

79


Закрепление по теме «Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени». Взаимное положение геометрических фигур.

С.163-170

С 167 №27

80


Контрольная работа № 4 по теме «Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени».


Повторить таблицу умножения

81


Все действия в пределах 100 11ч

Работа над ошибками. Все действия в пределах 100. Сложение.

С.175-178

С 173 № 38

82


Все действия в пределах 100. Вычитание.

С.178-179

С 176 № 9,6

83


Закрепление по теме «Все действия в пределах 100. Сложение и вычитание.

С.179-181

С 190 № 15, 16

84


Все действия в пределах 100. Умножение. Деление.

С.179-181

С 181 № 50, 51

85


Самостоятельная работа № 5 по теме: «Все действия в пределах 100»


Повторить таблицу умножения

86


Ознакомление с делением с остатком

С.181-182

С 182 № 10,11

87


Деление с остатком.

С.182-184

С 183 № 22,23

88


Решение задач Треугольники..

С.185-187

С 186 № 10,8

89


Определение времени по часам.

С.188-191

С 189 № 8,9

90


Четырёхугольники.

С.192-194

С 194 № 37, 38

91


Итоговая контрольная работа № 4


Повторить все

92


Повторение пройденного за год 10ч

Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

С.195-200

С 200 № 43

93


Умножение и деление чисел.

С.201-203

С 203 № 54

94



Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

С.203-206

С 205 № 19

95


Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

С.207-209

С 208 № 42

96



Решение задач в два действия.

С.209-210

С 210 № 64

97


Числа, полученные при измерении времени.

С.211-214

С 213 № 84

98


Числа, полученные при измерении стоимости.

С.215-216

С 216 № 7

99


Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.

С.216-218

С 217 №14

100


Взаимное положение геометрических фигур.

С.218-228

С222№ 38

101


Повторение. Деление с остатком.

С.218-228

С 226 № 71

102


Повторение. Деление с остатком.

С.128-228

С 228 №81













5. Материально-техническое обеспечение программы



Перова М. Н. «Математика». 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образоват. учрежденийVIII вида. - Москва: «Просвещение», 2013.

Перова М. Н., Яковлева И. М. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -Москва: «Просвещение», 2014.

Учебное пособие для учащейся:

Узорова О., Нефедова У. «Самый быстрый способ выучить таблицу умножения». - Москва: ACT.Астрель. 2008.

Методическое пособие для учителя:

1.ЭкВ.В.«Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений VIII вида». - Москва: «Просвещение» 2006г.

2.Шепитко Н.Г. «Нестандартные уроки математики» 4кл., Волгоград: «Корифей» 2006.

3.Гончарова С.Н.«Развитие мышления на уроках в начальных классах». - Москва: ACT «Астрель» ВЗОИ 2004.

4.Белицкая Н.Г., А.О.Орг«Школьные олимпиады» - М., Айрис-пресс 2006.