СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно тематическое планирование для 4 класса
МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено ШМО Протокол № ____ от _______2016г. заседания МО учителей начальных классов Руководитель ШМО_____ Комарова С. Ф. | Принято на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «___» ___________2016 г.
|
Согласовано Зам. директора по УВР ________ Бредихина В. И. «____» ____________ 2016 г. | Утверждаю Директор школы _______ Кудрявина Е. Ю. Приказ № _________ от «___» ________ 2016 г.
|
Адаптированная рабочая программа обучающейся с ОВЗ
Прокопчука Олега
4 класс
Разработала:
Педагог-психолог
Тубольцева Анна Владимировна
2016-2017 учебный год
Адаптированная рабочая программа обучающейся с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья;
Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», Уставом школы, определяющим и регламентирующим порядок разработки и утверждения адаптированных рабочих программ в МКОУ «Поныровская СОШ», Учебным планом МКОУ «Поныровская СОШ».
Характеристика психолого-педагогических особенностей ребёнка с ОВЗ
Данная индивидуальная адаптированная образовательная программа определяет образовательный маршрут обучающейся 4 класса с ОВЗ Прокопчука Олега 2004 г.р. ученика 4-го класса МКОУ «ПСОШ», обучающейся на дому.
Общее развитие ребенка:
- осведомленность о себе и своей семье:
Олег не знает полные имена и отчества родителей, рода занятий родителей, может рассказать о событиях своей жизни.
- знания и представления об окружающем мире: запас знаний и представлений об окружающем не соответствует возрастной норме – ребенок затрудняется в названии по порядку времен и месяцев года, дифференциации весны-осени, представления о знакомых предметах и явлениях неполные и недифференцированные, ограничены лишь отдельно воспринятыми признаками, не знает названия своей страны, столицы, сведения о родном селе ограничены средой проживания (не знает названия главной улицы, площади и т.д.), слабо ориентируется в основных временных понятиях (вчера, завтра, послезавтра).
- моторное развитие: недостаточное (грубая моторика характеризуется плохой переключаемостью, не развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук, ребенок не способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур,
штриховать, в письменных работах допускает ошибки (не прописывает элементы букв), смешение букв по сходству;
- речевое развитие: словарный запас не богат, но на элементарном уровне ребенок испытывает затруднений в подборе обобщающих понятий, слабо владеет словарём наречий, обозначающих пространственно-временные категории, употребление предлогов недифференцированное. Неточно понимает значения многих общеупотребительных слов. Недостаточен и недифференцирован словарь признаков и действий. Испытывает значительные трудности в подборе синонимов и антонимов. Не может пересказать содержание прочитанного учителем рассказа своими словами, при ответе на вопросы по установлению причинно-следственных связей преобладают односложные ответы. В устной речи преобладают предложения простых синтаксических конструкций.
Отношение к школе и учебной деятельности: в целом отрицательное.
Особенности мотивации: стремление к похвале, поощрению.
Особенности поведения: аффективные вспышки.
Сформированность учебных навыков:
по математике: владеет счетом в пределах 20, вычислительные навыки слабые односложные задачи не решает самостоятельно ,при вычитании требуется помощь учителя, для выполнения счетных операций использует линейку Недифференцированность представлений о количестве, отсутствие практических навыков измерения, склонность к формальному заучиванию правил. Не понимает взаимообратимость арифметических действий, общие приёмы работы над арифметической задачей не сформированы;
по чтению: не владеет слоговым чтением; допускает ошибки в окончаниях, перестановки букв и слогов, преобладает формализованное чтение, не осмысливает содержание прочитанного, чтение монотонное, невыразительное;
по письму: допускает большое количество дисграфических (пропуски, перестановки, замены букв и слогов) и орфографических ошибок при списывании, письмом на слух на владеет; плохая каллиграфия: не соблюдает строку, буквы разного размера и разного уровня; практически не владеет техникой письма.
Сформированность школьно-значимых умений: не владеет в должной мере аппаратом познавательной деятельности - обобщением, сравнением.
- умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать: затрудняется в постановке конкретной цели и выборе путей решения определённой задачи (как практической, так и учебной), не способен сосредоточиться на задании, отвлекается в процессе выполнения;
- способность понять и принять инструкцию: не способен понять и принять способ действия (при демонстрации учителем) и перенести его на другой предмет.
Отношение к неудаче: при возникновении трудностей Олег склонен, к отказным реакциям, вспышкам гнева.
Темп работы: темп работы низкий, требуется длительный перерыв или смена вида деятельности на более доступный и интересный для восстановления работоспособности.
Рекомендации по обучению и воспитанию
При проведении всех уроков и особенно занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и дифференциации словаря опираться на наличный уровень развития и жизненный опыт ребёнка, постепенно расширяя и обогащая его; использовать методы и приёмы с ориентацией на "зону ближайшего развития".
Для предупреждения и преодоления трудностей в усвоении языка как учебной дисциплины переключить внимание с речи как средства общения и передачи информации на язык как систему, существующую по определённым законам и правилам; формировать умение анализировать слово с лексической, фонетической, грамматической сторон, развивать фонематическое восприятие.
Постоянно вести работу по уточнению словаря с опорой на практическую деятельность ребёнка. Учить построению развёрнутого высказывания, полного ответа на поставленный вопрос с использованием конструкций с союзными словами поэтому, потому что, значит. Формировать умение давать словесный отчёт о проделанной работе, работать по плану, инструкции, алгоритму.
Уделять внимание развитию анализирующего наблюдения, накоплению опыта практических обобщений; формированию операций сравнения, анализа, синтеза и обобщения, пространственной и временной последовательности.
Целью обучения для такого ребенка является формирование у него социального опыта, приобщение и вовлечение в окружающий мир людей, вещей, действий, отношений и многих других явлений жизни.
На основании диагностики можно сформулировать основные задачи образовательного процесса. Они будут следующие:
• Охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция нарушений физического развития;
• Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;
• Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
• Соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества
• Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
• Формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной адаптации;
• Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
Основной формой организации процесса обучения является урок. Наряду с этой формой на уроках развития устной речи применяются экскурсии.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее развитие личности учащейся, способствуют ее умственному развитию; содержит материал, способствующий развитию трудовых навыков, необходимых для социальной адаптации. Программа предусматривает специальные технологии развивающего обучения, игровые формы, бытовые и трудовые ситуации, дифференцированный подход.
Процесс обучения постоянно сопровождается контролем качества знаний, умений и навыков. На уроках чаще всего наиболее ярко выступают три вида контроля: предварительный, текущий и итоговый, которые реализуются посредством диагностики, опроса и практических работ.
Для улучшения качества знаний на занятиях регулярно используется специальная система стимулирования в виде значков-смайликов, медалей, картинок-символов и поощрений.
Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен обучающейся и планируемый уровень подготовки на конец учебного года.
Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план включает изучение следующих дисциплин:
- математика – 3часа в неделю;
- чтение и развитие речи – 2 часа в неделю;
-письмо и развитие речи – 3 часа в неделю;
Программа включает в себя:
Образовательный компонент.
Коррекционный компонент.
Коррекционный компонент включает в себя логопедическую работу и работу с психологом. Логопедическая работа реализуется на каждом уроке методом включения моментов по коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха, связной речи, мелкой и общей моторики.
Психологическое сопровождение процесса обучения ребенка включает:
изучение (диагностику) уровня развития;
организацию индивидуальных занятий;
консультативную помощь родителям.
Для работы в этом направлении следует включить регулярное (начало каждой четверти и конец года) проведение психологом диагностического обследования ребенка, проведение занятий на коррекцию психических процессов (памяти, внимания, логического мышления) и консультирование родителей.
Воспитательный компонент.
Согласно письма МО РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 03.04.2003 № 27/2722-6, обучение детей и подростков со сложной структурой интеллектуального недоразвития должно быть комплексным, где обучение слитно с воспитанием, поэтому очень важна совместная координация всех служб и специалистов школы. Существенное значение имеет формирование толерантного отношения общества к инвалиду, его семье. Воспитательный процесс включает в себя: консультирование родителей по вопросам социализации ребенка, организацию совместных культурных и досуговых мероприятий, привлечение к такой работе волонтеров из числа старших школьников, проведение совместных праздников с привлечением других детей («Праздник осени», Новый год, 8 Марта).
Заключение и рекомендации.
Данная индивидуальная образовательная программа, составленная для ребенка с ОВЗ, имеющего сложный дефект, помогает успешно адаптировать учащуюся в среде сверстников, выявить динамику ее развития и продуктивность учебной деятельности. Помогает определить ведущие направления дальнейшей работы с ребенком и его семьей, выявить наиболее эффективные стратегии включения его в образовательную среду.
Программа предыдущего года обучения была полностью реализована, задачи соответствовали поставленным целям. В результате хорошо скоординированной работы учителя, специалистов и родителей была достигнута положительная динамика развития ребенка и осуществлена успешная адаптация в социуме ( в кругу сверстников ).
Ведущими специалистами ПМПк МКОУ «ПСОШ» рекомендовано дальнейшее психолого- педагогическое сопровождение учащейся и включение ребенка в жизнь школы: проведение совместных мероприятий, праздников со сверстниками, консультирование родителей по различным вопросам.
МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено ШМО Протокол № ____ от _______2016г. заседания МО учителей начальных классов Руководитель ШМО_____ Комарова С. Ф. | Принято на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «___» ___________2016 г.
|
Согласовано Зам. директора по УВР ________ Бредихина В. И. «____» ____________ 2016 г. | Утверждаю Директор школы _______ Кудрявина Е. Ю. Приказ № _________ от «___» ________ 2016 г.
|
Адаптированная рабочая программа по предмету
« Чтение и развитие речи»
4 класс
Разработала:
Педагог-психолог
Тубольцева Анна Владимировна
2016-2017 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащейся, внутрипредметных и межпредметных связей.
Целью программы является повышение уровня общего развития учащихся, социальная адаптация путём обучения навыкам чтения.
Основными задачами обучения чтению в 4 классе являются: научить читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся с нарушениями интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
С выразительностью речи учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
2. Основное содержание
Содержание чтения: произведения устного народного творчества в обработке русских писателей, рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны, произведения об общественно полезных делах школьников, рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
Тематическое планирование:
1. «Что такое хорошо…» 9 ч.
2. «Уж небо осенью дышало…» 8 ч.
3. «Народные сказки» 5 ч.
4. «О труде и трудолюбии» 7 ч.
5. «Произведения русских и зарубежных писателей» 3 ч.
6. «Идёт волшебница зима» 10 ч.
7. «Люби всё живое » 8 ч.
8. «В стране чудес» 3 ч.
9. «Весна идёт!» 10 ч.
10. «Лето наступило» 4 ч.
Техника чтения. Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений. Характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие речи. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
3. Основные требования к умениям учащейся
Учащейся должн уметь: 1-й уровень
читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи;
отвечать на вопросы по почитанному;
читать про себя, выполняя задания учителя;
выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
читать диалоги по ролям;
пересказывать прочитанное по частям;
выразительно читать наизусть 7—8 стихотворений;
2-й уровень
осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительно читать наизусть 5—7 коротких стихотворения.
4.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Раздел Тема урока | Тема урока | Материально-техническое обеспечение | Домашнее задание |
1 |
| «Что такое хорошо…» 9ч
| В.Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!» | С. 3-4 | С.5-6 выр. Читать |
2 |
| Э. Шим «Брат и младшая сестра» | С. 5-8 | С. 7 вопросы | |
3 |
| А. Седугин «Молоток» Проверка навыка чтения | С. 8-9 | С. 8-9 пересказ | |
4 |
| Е. Пермяк «Пичугин мост» | С.10-13 | С. 10-12 выр. Читать | |
5 |
| В. Голявкин «Был не крайний случай» | С.13-14 | С. 13-14выр. читать | |
6 |
| По И. Дику «Счастливая» ручка» | С. 15-17 | С. 15-17 выр.читать | |
7 |
| По Л. Давыдычеву «Лёлишна из третьего подъезда» | С.18-21 | С.18-21 читать | |
8 |
| А. Гайдар «Тимур и его команда» | С. 27-33 | С.27-33 читать, вопросы | |
9 |
| В. Осеева «Печенье» | С.34-35 | С.34-35 вопросы | |
10 |
| «Уж небо осенью дышало» 8ч | А. К. Толстой «Осень!...» По В. Пескову «Осенний лес» | С. 36-37 | С.37 вопросы |
11 |
| А. Твардовский «Лес осенью» О. Высотская «Осеннее утро» | С.38-40 | С.38 наизусть, рисунок | |
12 |
| В. Гаршин «Лягушка – путешественница» | С.41-50 | С.40 наизусть, с.41-49 читать | |
13 |
| И. Крылов «Стрекоза и муравей». Знакомство с басней | С. 50-52 | С.50 наизусть | |
14 |
|
| По Д. Мамину - Сибиряку «Приёмыш» | С. 52-55 | С.52-55 читать |
15 |
| По Д. Мамину - Сибиряку «Тарас и Соболько». | С. 56-58 | С.56-58 вопросы | |
16 |
| А. Пушкин «Уж небо осенью дышало». | С.58 | С.58 наизусть | |
17 |
| Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку». | С.59-60 | С.59-60 читать | |
18 |
| «Народные сказки» 5ч | Русская сказка «Гуси-лебеди» | С. 65-70 | С. 65-70 вопросы |
19 |
| Молдавская сказка «Чудесный клад». | С.71-74 | С.71-74 читать | |
20 |
| Эвенкийская сказка «Росомаха и лисица» | С.75-78 | С.75-78 пересказ | |
21 |
| Мансийкая сказка «Отчего у зайца длинные уши». | С.79-81 | С.79-81 пересказ | |
22 |
| Русская сказка «Лиса и волк». | С.81-85 | С.81-85 пересказ | |
23 |
| «О труде и трудолюбии» 7ч | К. Ушинский «Два плуга». | С.87 | С.87 выразительное чтение |
24 |
|
| Русская сказка «Самое дорогое». | С.88-92 | С.88-92 читать |
25 |
| И. Крылов «Трудолюбивый медведь». | С.92-93 | С.92-93 выразительное чтение | |
26 |
| Нанайская сказка «Айога». | С.94-97 | С.94-97 пересказ | |
27 |
| С. Маршак «Лодыри и кот». | С.97-100 | С. 97-100 читать | |
28 |
| И. Крылов «Лебедь, рак и щука». | С.100-101 | С.100-101 читать | |
29 |
| А. Тетивкин «Школа». | С.102-103 | С.102-103 читать | |
30 |
|
| Е. Пермяк «Для чего руки нужны?». Обобщение по разделу | С.103 | С.103 вопросы |
31 |
| «Произведения русских и зарубежных писателей» 3ч | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | С.105-115 | С.105-115 читать |
32 |
| Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». | С.115-122 | С.115-122пепресказ | |
33 |
| Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб». | С.123-125 | С.123-125 пересказ, рисунок | |
34 |
| «Идёт волшебница зима» 10ч | И. Никитин «Встреча зимы». | С127-128 | С.127-128 наизусть |
35 |
| По И. Соколову-Микитову «Зима в лесу». | С.128-129 | С.130 читать | |
36 |
| И. Антонов «Сад друзей». | С.130 | С.131-132 выучить | |
37 |
| И. Суриков «Детство». | С.131 | С.131-132 выучить | |
38 |
| Л. Толстой «Филипок». | С.132-135 | С.132-135 читать | |
39 |
| Н. Некрасов «Мужичок с ноготок» | С. 135-137 | С.135-137 читать | |
40 |
| Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег». | С.138-141 | С.138-141 читать | |
41 |
| Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…». | С.142 | С.142 выучить | |
42 |
| Н. Носов «Бенгальские огни». | С.143-148 | С.143-148 читать | |
43 |
| По М. Пляцковскому «Какая бывает зима». | С. 149-150 | С.149-150 подготовить рассказ | |
44 |
| «Люби всё живое» 8ч | В. Костылёв «Берёза». | С. 152-153 | С.152-153 рисунок |
45 |
| Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил на лошади». | С. 154-157 | С.154-157 читать | |
46 |
|
| Н. Вагнер «Мальчик и дворовая собака». | С.157-160 | С.157-160 читать |
47 |
| В. Тарасов «Четвероногий друг». | С.160-162 | С.160-162 пересказ | |
48 |
| М. Пришвин «Гаечки» | С.163-164 | С.163-164 чтение | |
49 |
| М. Горький «Воробьишко». | С.165-169 | С.1165-169 читать | |
50 |
| А. Барков «Пожарник Карл». | С. 170-173 | С.170-173 читать | |
51 |
| Г. Скребицкий «Медвежонок». | С.174-175 | С. 174-175 пересказ | |
52 |
| «В стране чудес» 3ч | И. Токмакова «В чудной стране». | С.177-178 | С.177-178 читать |
53 |
| А. Милн «Винни-Пух и все-все-все». | С.179-184 | С.179-185 читать | |
54 |
| А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» . | С.184-194 | С. 186-194 читать, рисунок | |
55 |
| «Весна идёт!» 10ч | Ф. Тютчев «Весенние воды». В. Ситников «Утро». | С.196-200 | С.196-200 читать |
56 |
| Л. Толстой «Весна». И. сНикитин «Полюбуйся: весна наступает…» | С.200-202 | С.200-202 читать | |
57 |
| А. Платонов «Ещё мама» | С. 202-209 | С. 2002-209 читать | |
58 |
| Н. Саконская «Разговор о маме». | С.211-212 | С.211-212 читать | |
59 |
| Л. Квитко «Бабушкины руки». | С.212-214 | С.212-214 читать | |
60 |
| Е. Кононенко «Резеда». | С.214-217 | С.214-217 вопросы | |
61 |
| Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | С.217-220 | С.217-220 читать | |
62 |
|
| А. Барков «Яшка». | С.221-223 | С. 221-223 читать |
63 |
| Ф. Тютчев «Весенняя гроза». В. Орлов «Лесной цветок». | С.223-225 | С.223-225 учить отрывок | |
64 |
| Н. Сладков «Медведь и солнце». Проверка навыка чтения. | С.226 | С.226-228читать | |
65 |
| «Лето наступило» 4 ч | И. Никитин «Веч К. Паустовский «Заботливый цветок». «Ветер ясен и тих…». | С.229-233 | С. 229-230 читать |
66 |
| Н. Некрасов «Крестьянские дети». | С. 234 | С.230-234 читать | |
67 |
| Н. Носов «Огородники» | С. 234-237 | 234-242 читать | |
68 |
| М. Пришвин «Золотой луг». М. Бородицкая «Последний день учения». Проверка техники чтения | С.246-249 | 242-250 читать. |
5. Материально-техническое обеспечение программы
Учебник: Чтение. 4 класс: учеб. для спец. (коррек.) образоват. учреждений VIII вида / авт.-сост. З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева. – М.: Просвещение, 2013.
Методические пособия для учителя:
1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: АРКТИ. 2004.
2. Коррекционно-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении: методические рекомендации учителям начальных классов. О. Ю. Байбакова. – Курск.: Изд. Курск. Гос. Ун-т, 2007.
3. Методическое руководство к тетради для подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. Л. А. Евдокимова. Курск.: Изд. ООО «пед.-Сервис», 2003.
4. Обучение общению умственно отсталого ребёнка: Учебное пособие. Л. М. Шипицына. – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010.
МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено ШМО Протокол № ____ от _______2016г. заседания МО учителей начальных классов Руководитель ШМО_____ Комарова С. Ф. | Принято на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «___» ___________2016 г.
|
Согласовано Зам. директора по УВР ________ Бредихина В. И. «____» ____________ 2016 г. | Утверждаю Директор школы _______ Кудрявина Е. Ю. Приказ № _________ от «___» ________ 2016 г.
|
Адаптированная рабочая программа по предмету « Письмо и развитие речи»
4 класс
Разработала:
Педагог-психолог
Тубольцева Анна Владимировна
2016-2017 г.
1.Пояснительная записка
Целью обучения русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями является формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Задачи обучения русскому языку:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формировать нравственные качества.
Русский язык в младших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучения детей с недостатками интеллекта включает следующие разделы и соответствующие программы: обучение грамоте (1 класс), чтение (2—4 классы), письмо (2—4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1—4 классы). Послебукварный период приходится на второй год обучения (2 класс).
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Дети с интеллектуальными нарушениями в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.
В младших классах школьникам с интеллектуальными нарушениями даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения у детей с интеллектуальным недоразвитием затрудняют усвоение ими грамматики и правописания. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Школьники с нарушениями интеллекта овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников с нарушениями интеллекта к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащейся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у школьников с интеллектуальными нарушениями часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
2. Основное содержание.
ПОВТОРЕНИЕ
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
СЛОВО
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
Повторение изученного за год
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Повторение. Предложение. | 6 |
2 | Звуки и буквы. Алфавит. | 5 |
3 | Разделительный мягкий знак. | 5 |
4 | Гласные после шипящих. | 8 |
5 | Парные звонкие и глухие согласные. | 12 |
6 | Ударные и безударные гласные. | 11 |
7 | Непроверяемые безударные гласные. | 7 |
8 | Названия предметов, действий и признаков. | 13 |
9 | Имена собственные | 3 |
10 | Предлоги. | 6 |
11 | Разделительный твёрдый знак. | 1 |
12 | Родственные слова. | 6 |
13 | Предложение. | 6 |
14 | Знаки препинания в конце предложения. | 5 |
15 | Главные и второстепенные слова в предложении. | 4 |
16 | Повторение изученного за год | 2 |
Средства и формы контроля
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическим заданиями, сочинений по вопросам и т. д.
Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащейся при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.
№ | № урока | Дата | Вид контрольной работы | Раздел |
1 | 6 | | Входная контрольная работа | Повторение. |
2 | 25 | | Диктант | Алфавит. Разделительный мягкий знак. |
3 | 37 | | Итоговый контрольный диктант | Гласные после шипящих. |
4 | 48 | | Контрольный диктант | Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. |
5 | 53 | | Контрольное списывание | Непроверяемые и проверяемые безударные гласные. |
6 | 68 | | Контрольный диктант | Названия предметов, действий и признаков. |
7 | 77 | | Контрольный диктант | Имена собственные. Предлоги. |
8 | 94 | | Диктант | Предложение. |
9 | 100 | | Итоговый контрольный диктант | Повторение. |
3. Требования к уровню подготовки учащегося.
Учащейся должен уметь:
1-ый уровень
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
2-ой уровень
- делить слова на слоги для переноса;
- списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
- писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2-4 слов) с изученными орфограммами;
- различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- выделять из текста предложения на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Учащейся должен знать:
алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
4.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Раздел | Тема урока | Материально-техническое обеспечение | Домашнее задание |
1 |
| Повторение. Предложение. 6ч | Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. | Прописной алфавит с.3-8 | Упр 2 с.4 |
2 |
| Большая буква и точка в предложении. Интонация. Деление текста на предложения. | С.9-10 | Упр 9 с 7 | |
3 |
| Составление предложений по схемам. Восстановление деформированного текста. | С.11-12 | Упр 15 с 11 | |
4 |
| Текст. Составление предложений по вопросам | С.12-13
| Упр 18 с12 | |
5 |
| Составление предложений по иллюстрации | С.14-15 | Упр 21 с 13 | |
6 |
| Контрольный диктант №1 по теме «Повторение. Предложение». |
| Повторить словарные слова | |
7 |
| Звуки и буквы. Алфавит. 5ч | Работа над ошибками. Алфавит. Значение алфавита. Гласные и согласные звуки и буквы. | С.16-19 | Упр 3 с 17 |
8 |
| Звонкие и глухие согласные | С.20-21 | Упр 6 с 18 | |
9 |
| Твёрдые и мягкие согласные. | С.21-22 | Упр 9 с 19 | |
10 |
| Мягкий знак в середине слова. Упражнение в подборе слов с противоположным значением. | С.23-27 | Упр 16 с 22 | |
11 |
|
| Восстановление деформированного текста. Составление текста по картинке. | С.28-31 | Упр 3 с 24 |
12 |
| Разделительный мягкий знак. 5ч | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | С.32-34 | Упр 17 с 30 |
13 |
| Упражнение в изменении слов по образцу. Изменение слов по смыслу в предложении. | С.34-36 | Упр 20 с 31 | |
14 |
| Передача текста по вопросам. Разделительный мягкий знак и мягкий знак на конце и в середине слова | С.36-38 | Упр 16 с 39 | |
15 |
| Перенос слов с мягким знаком | С.38-40 | Упр 11 с 37 | |
16 |
| Составление текста по вопросам | С.40-44 | Упр 10 с 42 | |
17 |
| Гласные после шипящих. 8ч | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | С. 44-45 | Упр 16 с 44 |
18 |
| Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | С.46-47 | Упр 21 с 47 | |
19 |
| Правописание шипящих и гласных | С.48-49 | Упр 25 с 48 | |
20 |
| Гласные после шипящих .Упражнение в дополнении текста. | С.50-51 | Упр 5 с 50 | |
22 |
| Составление текста по плану | С.50-51 | Упр 9 с 51 | |
23 |
| Закрепление по теме «Гласные после шипящих» | С.49-51 | Упр 11 с 51 | |
24 |
| Обобщение по теме «Гласные после шипящих» |
| Повторить правило | |
25 |
| Контрольный диктант № 2 по теме «Звуки и буквы» |
| Повторить правило | |
26 |
| Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. 12ч | Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. | С.52-53 | Упр 16 с 51 |
27 |
| Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. | С.54-55 | Упр 7 с 55 | |
28 |
| Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. | С.55-56 | Упр 12 с 57 | |
29 |
| Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. | С.57-58 | Упр 18 с 59 | |
30 |
| Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. | С.59-61 | Упр 21 с 60, правило с 61 | |
31 |
| Правописание парных согласных. | С.62-63 | Упр 25 с 63 | |
32 |
| Правописание парных звонких и глухих согласных в слове. | С.64-66 | Упр 28 с 64 | |
33 |
| Р. р. Восстановление деформированных предложений. | С.67-70 | Упр 33 с 66 | |
34 |
| Р. р. Изложение текста по плану. | С.69 | Упр 35 с 68 | |
35 |
| Восстановление текста | С.71 | Упр 45 с 73 | |
36 |
| Закрепление по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова». | С.72-75 | Упр30 с 65 | |
37 |
| Контрольный диктант № 3 по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова». |
| Повторить словарные слова | |
38 |
| Ударные и безударные гласные. 11ч | Работа над ошибками. Ударные и безударные гласные. | С.75-77 | Упр 5 с 77 |
39 |
| Ударные и безударные гласные. Постановка ударения. | С.77-79 | Упр 10 с 79 | |
40 |
| Правописание слов, различаемых ударением и по смыслу. | С.79-82 | Упр 18 с 82 | |
41 |
| Правописание ударных и безударных гласных. | С.82-83 | Упр 4 с 83 | |
42 |
|
| Упражнение в подборе проверочных слов. | С.84-85 | Упр 8 с 85 |
43 |
| Слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. | С.86-87 | Упр 14 с 87, правило | |
44 |
| Составление предложений из словосочетаний | С.88-89 | Упр19 с 89 | |
45 |
| Безударные гласные, проверяемые ударением | С.89-92 | Упр 29 с 93 | |
46 |
| Р. р. Составление текста по картинке | С.96 | Упр 37 с 97 | |
47 |
| Закрепление по теме «Ударные и безударные гласные» | С.97-98 | Упр 39 с 98 | |
48 |
| Контрольный диктант № 4 по теме «Ударные и безударные гласные». |
| Повторить словарные слова | |
49 |
| Непроверяемые безударные гласные. 7ч | Работа над ошибками. Непроверяемые безударные гласные | С.98-99 | Упр 7 с 101 |
50 |
| Непроверяемые безударные гласные. | С.100-101 | Упр 5 с 100 | |
51 |
| Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. | С.102-103 | Упр 12 с 103 | |
52 |
| Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. | С103-104 | Упр 17 с 105 | |
53 |
| Контрольное списывание по теме «Непроверяемые и проверяемые безударные гласные». |
| Повторить все правила | |
54 |
| Работа над ошибками. Восстановление деформированного текста. | С.105-107 | Упр 24 с 108 | |
55 |
| Повторение по теме «Непроверяемые безударные гласные». | С.108-112 | Упр 5 с 115 | |
56 |
| Слово. Названия предметов, действий и признаков. 13 ч | Слова, обозначающие предметы | С.113-116 | Упр 9 с 118 |
57 |
| Название предметов | С.116-118 | Упр 12 с 119 | |
58 |
| Изменение формы слова, обозначающего предмет | С.118-120 | Упр 13 с 120 | |
59 |
| Слова, обозначающие действие предмета Согласование вопроса и действия предмета | С.121-123 | Упр 16 с 122 | |
60 |
| Связь слов, обозначающих предметы и действия | С.124-127 | Упр 21 с 125 | |
61 |
| Р. р. Составление текста по картинке | С.127-128 | Упр 28 с 128 | |
62 |
| Слова, обозначающие признаки предметов | С.129-132 | Упр 34 с 131, правило | |
63 |
| Выделение слов, обозначающих признаки предметов, по вопросам. | С.133-135 | Упр 39 с 135 | |
64 |
| Изменение слов по вопросам | С.135-138 | Упр 45 с 138 | |
65 |
| Слова, близкие по значению. |
| Упр 47 с 138 | |
66 |
| Признаки предметов. | С.139-141 | Упр 52 с 141 | |
67 |
| Составление текста-описания | С.141-143 | Упр 57 с 143 | |
68 |
| Контрольный диктант № 5 по теме «Название предметов, действий и признаков» |
| Повторить правила | |
69 |
| Имена собственные. 3ч | Работа над ошибками . Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах | С.144-147 | Упр 3 с 145 |
70 |
| Большая буква в названиях городов, деревень, сёл | С.147-150 | Упр 10 с 148 | |
71 |
| Правописание имён собственных | С.151-152 | Упр 58 с 143 | |
72 |
| Предлоги 6ч | Предлог. Предлог как слово |
| Упр 3 с 145 |
73 |
| Предлог и слово. Раздельное написание | С.153-155 | Упр 8 с 147 | |
74 |
| Написание и произношение предлогов | С156-157 | Упр 10 с 148 | |
75 |
| Восстановление деформированных предложений | С.158-160 | Упр 15 с 151 | |
76 |
| Обобщение по теме «Предлог» | С.161-164 | Повторить все правила с 144-154 | |
77 |
| Контрольный диктант № 6 по теме «Имена собственные. Предлоги» |
| Повторить все правила с 144-154 | |
78 |
| Разделительный твёрдый знак. 1ч | Разделительный твёрдый знак | С.164-166 | Упр 4 с 165, упр 6 с 166 |
79 |
| Родственные слова. 6ч | Родственные слова. Выделение корня | С.166-168 | Упр 10 с 171 |
80 |
| Подбор родственных слов. Выделение корня | С.169-171 | Упр 11,12 с172 | |
81 |
| Однокоренные слова. Корень | С.172-173 | Упр 22 с 177 | |
82 |
| Написание корня в родственных словах | С.173-175 | Упр 19 с 176 | |
83 |
| Образование родственных слов по вопросам | С.176-178 | Упр 26, 27 с 178 | |
84 |
| Звонкие и глухие согласные в корне слова Составление текста по серии картинок | С.179-183 | Упр 33 с 182 | |
85 |
| Предложение. 6ч | Предложение как единица речи | С.184-186 | Упр 4 с 185 |
86 |
| Деление текста на предложения | С.187-190 | Упр 11 с 188 | |
86 |
| Предложение как часть текста | С.190-194 | Упр 18 с191 | |
87 |
| Установление связи слов в предложении | С.195-198 | Упр 26 с 195 | |
88 |
| Связь слов в предложении по вопросам | С.199-202 | Упр 32 с 198 | |
89 |
| Закрепление по теме «Предложение» | С.203-205 | Упр 43 с 202 | |
90 |
| Знаки препинания в конце предложения. 5ч | Знаки препинания в конце предложения | С.206-209 | Упр 50 с 205 |
91 |
| Повествовательные и вопросительные предложения | С.210-211 | Упр 5,6 с 208 | |
92 |
| Восклицательное предложение | С.212-216 | Упр 16 с 212 | |
93 |
| Постановка знаков препинания в конце предложения | С.217-220 | Упр 23 с 217-218 | |
94 |
| Контрольный диктант № 7 по теме «Предложение. Знаки препинания в конце предложения» |
| Повторить правило | |
95 |
| Главные и второстепенные слова в предложении 4ч | Главные и второстепенные слова | С.220-225 | Упр 5 с 223 |
96 |
| Подлежащее и сказуемое Выделение подлежащего и сказуемого | С.226-230 | Упр 13 с 227 | |
97 |
| Выделение главных членов предложения | С.231-233 | Упр 22 с 231 | |
99 |
| Второстепенные слова в предложении | С.234-236 | Упр 31 с 235 | |
100 |
| Итоговый контрольный диктант |
| Повторить все правила | |
101 |
| Повторение 2ч | Дифференциация изученных орфограмм | С.236-240 | Упр 19 с 243 |
102 |
| Родственные слова | С.241-250 | Упр 38 с 252 |
5. Материально-техническое обеспечение программы.
Учебные пособия для учащегося:
1. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. «Русский язык» Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М: Просвещение, 2013.
2. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Читай, думай, пиши». Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. - М: Просвещение, 2013.
Методические пособия для учителя:
1. Ф.П.Сергеев «Речевые ошибки и их предупреждение». - Волгоград: Издательство «Учитель», 2005.
2. А.Г.Зикеев «Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ.-М. «Асадема» 2007.
3. М.М.Малахова «Русский язык в загадках». – Волгоград: Издательство «Учитель», 2005.
4. Е.В.Скопина, О.Е.Жиренко, А.А.Обухова «Поурочные разработки по русскому языку» (игровой материал). - М.: «Вако» 2006.
5. Автор-составитель Плешакова Е.П. «Русский язык». Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы. – Волгоград: «Учитель», 2007
МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено ШМО Протокол № ____ от _______2016г. заседания МО учителей начальных классов Руководитель ШМО_____ Комарова С. Ф. | Принято на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «___» ___________2016 г.
|
Согласовано Зам. директора по УВР ________ Бредихина В. И. «____» ____________ 2016 г. | Утверждаю Директор школы _______ Кудрявина Е. Ю. Приказ № _________ от «___» ________ 2016 г.
|
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика»
4 класс
Разработала:
Педагог-психолог
Тубольцева Анна Владимировна
2016-2017 г.
1.Пояснительная записка
Цель данной программы – подготовка учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Изучение математики в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
-освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфических задачспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике.
Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей ребенка (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке уделяется внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
2. Основное содержание
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.
Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц =100 кг.
Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.
Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.
Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника.
Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.
Средства и формы контроля
Математические представления, знания и умения практически их применять оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ.
График проведения контрольных и самостоятельных работ
№ урока | Дата | Вид работы | Раздел |
5 | | Входная контрольная работа №1 | Повторение |
31 | | Контрольная работа № 2 | Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. |
39 |
| Самостоятельная работа № 1 | Умножение и деление. |
45 |
| Самостоятельная работа № 2 | Умножение и деление. |
53 |
| Самостоятельная работа № 3 | Умножение и деление. |
64 | | Самостоятельная работа № 4 | Умножение и деление. |
69 |
| Контрольная работа № 3 | Умножение и деление. |
80 | | Контрольная работа № 4 | Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени. |
85 | | Самостоятельная работа № 5 | Все действия в пределах 100. |
91 | | Итоговая контрольная работа № 4 | Все действия в пределах 100. |
3. Требования к уровню подготовки учащейся.
Учащейся должен знать:
различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
названия компонентов умножения, деления;
меры длины, массы и их соотношения;
меры времени и их соотношения;
различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
названия элементов четырехугольников.
Учащейся должен уметь:
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
практически пользоваться переместительным свойством умножения;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге.
Примечания.
1. Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6—9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе как для нахождения произведения, так и частного.
2. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.
3. Определение времени по часам хотя бы одним способом.
4. Решение составных задач с помощью учителя.
5. Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.
4. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Раздел | Тема урока | Материально-техническое обеспечение | Домашнее задание |
1 |
| Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Умножение и деление. 20ч | Нумерация. Счёт предметов. Таблица разрядов. | Учебник с. 3-6 | С 5 № 13а12б |
2 |
| Решение задач. Чётные и нечётные числа. | С.7-9 | С 7 №19 | |
3 |
| Однозначные и двузначные числа. | С.10-11 | С 9 №33,36 | |
4 |
| Меры стоимости: рубль, копейка. Решение задач. | С.11-13 | С 9 № 35 | |
5 |
| Входная контрольная работа № 1 |
| Повторить состав числа | |
6 |
| Работа над ошибками. Меры длины: метр, дециметр, сантиметр | С.14-16 | С 13 №1 | |
7 |
| Единица длины – миллиметр. | С.17-19 | С 16 № 2 | |
8 |
| Виды углов. | С.20-23 | С 11 №47 | |
9 |
| Таблица умножения и деления числа 2.
| С.24-25 | С 9 №30 | |
10 |
| Название компонентов умножения и деления. | С.25-26 | С 15 №14,17 | |
11 |
| Таблица умножения и деления числа 3. | С.27-28 | С 17 №28 | |
12 |
| Таблица умножения и деления числа 4. | С.28-29 | С 18 №40, 24 с 21 | |
13 |
| Таблица умножения и деления числа 5. | С.29 | С 21 №21,22 | |
14 |
| Меры массы. Килограмм. | С.29-30 | С 21 №17,19 | |
15 |
| Решение задач. Меры массы. Центнер. | С.30-32 | С 21 №22 | |
16 |
| Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Сложение вида 24+6. | С.32-33 | С 39 №5 | |
17 |
| Вычитание вида 40-2. Вычитание вида 30-12. | С.34-35 | С 29 № 33 | |
18 |
| Вычитание вида 100-4. | С.35-37 | С 35 №39 | |
19 |
|
| Закрепление приёмов вычитания без перехода через разряд. Решение задач. | С.37-38 | С 26 №11 |
20 |
| Закрепление приёмов сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд. | С.39-42 | С 27 №15 | |
21 |
| Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. 12ч |
Сложение с переходом через разряд. | С.42-44 | С 29 №32 |
22 |
| Присчитывание и отсчитывание по 5 и по 6. | С.45-48 | С 32 №21 | |
23 |
| Знакомство с письменным приёмом сложения. | С.49-50 | С 30 №13, 8,9 | |
24 |
| Письменное сложение с переходом через десяток. | С.51-52 | С 32 №21,17 | |
25 |
| Вычитание с переходом через разряд. | С.52-53 | С 35 №42,43 | |
26 |
| Решение задач. Присчитывание и отсчитывание по 4. | С.54-55 | С 36 № 48, 49 | |
27 |
| Присчитывание и отсчитывание по 9. Знакомство с приёмом письменного вычитания. | С.56-58 | С 37 № 52, 54 | |
28 |
| Письменное вычитание. Приём письменного вычитания с переходом через разряд. | С.58-59 | С 42 № 92,1 | |
29 |
| Закрепление приёмов письменного сложения и вычитания. | С.60-61 | С 46 №14, 18 | |
30 |
| Закрепление приёмов письменного сложения через разряд. Решение задач. | С.60-61 | С 49 № 35, 41 | |
31 |
| Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд» |
| С 53 №15 | |
32 |
| Работа над ошибкам Закрепление приёмов письменного вычитания с переходом через разряд. | С.58-62 | С 57 № 46 | |
33 |
| Умножение и деление 40ч | Умножение и деление числа 2. Решение задач. | С.62 | С 57 № 47 |
34 |
| Взаимосвязь таблицы умножения числа 2 и таблицы деления на 2. | С.63 | С 63 №9,13 | |
35 |
| Умножение числа 3. | С.64-67 | С 65 № 7, 10 | |
36 |
| Деление на 3 равные части | С.69-70 | С 72 № 26, 27 | |
37 |
| Взаимосвязь таблицы умножения числа 3 и таблицы деления на 3. | С.70-72 | С 74 № 1,2 | |
38 |
| Закрепление по теме «Умножение и деление чисел 2 и 3». | С.72-74 | С 70 №11,21 | |
39 |
| Самостоятельная работа №1 по теме «Умножение и деление чисел 2 и 3». |
| С 62 №1,2 | |
40 |
| Работа над ошибками. Умножение числа 4. Таблица умножения числа 4. | С.74-78 | С 75 № 11,12 | |
41 |
| Закрепление таблицы умножения числа 4. Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. | С.78-81 | С 78 № 30 | |
42 |
| Деление на 4 равные части. | С.81-82 | С 83 № 12,13 | |
43 |
| Таблица деления на 4. | С.82-85 | С 84 №24 | |
44 |
| Взаимосвязь таблицы умножения числа 4 и таблицы деления на 4. Замкнутая и незамкнутая кривые. | С.85-87 | С 87 № 42 | |
45 |
| Окружность. Дуга. Самостоятельная работа № 2 по теме « Умножение и деление числа 4». | С.86-87 | С 87 №1,2 | |
46 |
| Умножение числа. Решение задач.5. | С.87-90 | С 89 № 18,19 | |
47 |
| Деление на 5 равных частей. Взаимосвязь таблицы умножения числа 5 и таблицы деления на 5. | С.91-93 | С 92 № 6 | |
48 |
| Решение задач. Увеличение числа в несколько раз. | С.94-95 | С 90 № 25 | |
49 |
| Уменьшение числа в несколько раз. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. | С.95-98 | С 95 №28, 24, 25 | |
50 |
|
| Умножение числа 6 Таблица умножения числа 6.. | С.99-102 | №17, 11 |
51 |
| Решение задач. Деление на 6 равных частей. | С.102-104 | С 104 № 13,14 | |
52 |
| Взаимосвязь таблицы умножения числа 6 и таблицы деления на 6. Длина ломаной линии. | С.105-109 | С 106 №33,35 | |
53 |
| Самостоятельная работа № 3 по теме « Умножение и деление чисел 5,6». |
| С 109 № 1,2 | |
54 |
| Умножение числа 7. Таблица умножения числа 7. Решение задач. | С.111-112 | С 113 № 20, 22 | |
55 |
| Деление на 7 равных частей. Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и таблицы деления на 7. | С.112-115 | С 117 № 14, 19 | |
56 |
| Прямая линия. Отрезок. Закрепление по теме « Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и таблицы деления на 7». | С.116-121 | С 118 №19,21 | |
57 |
| Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Решение задач. | С.110,122 | С 121 № 1,2 | |
58 |
| Умножение числа 8 Таблица умножения числа 8. Решение задач.. | С.122-125 | С 124 №18, 10 | |
59 |
| Деление на 8 равных частей. Взаимосвязь таблицы умножения числа 8 и таблицы деления на 8. | С.125-130 | С 128 3 14, 20 | |
60 |
| Умножение числа 9. Таблица умножения числа 9. | С.130-132 | С 131 №10, 14 | |
61 |
| Решение задач. Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9. | С.132-135 | С 133 № 6, 12 | |
62 |
| Взаимосвязь таблицы умножения числа 9 и таблицы деления на 9. Решение задач. | С.132-135 | С 129 № 1,2 | |
63 |
|
| Взаимное положение прямых и отрезков. Закрепление по теме «Умножение и деление числа 9». | С.136-137 | С 137 № 2, 1 |
64 |
| Самостоятельная работа № 4 по теме « Умножение и деление числа 9». |
| С 131 № 10,12 | |
65 |
| Умножение единицы и на единицу. Деление на единицу. | С.138-139 | С 139 № 9, 10 | |
66 |
| Взаимное положение окружности, прямой и отрезка Умножение нуля и на ноль. | С.140-142 | С 141 № 9,10 | |
67 |
| Деление нуля. Закрепление по теме «Умножение и деление чисел 1-9» | С.143-146 | С 143 № 8,10 | |
68 |
| Повторение по теме «Умножение и деление чисел 1-9» | С.143-146 | С 143 № 8,10 | |
69 |
| Итоговая контрольная работа № 3 по теме «Умножение и деление» |
| Повторить таблицу умножения | |
70 |
| Работа над ошибками. Взаимное положение многоугольника, прямой и иотрезка. | С.146-148 | С 133 №4, 5 | |
71 |
| Умножение числа 10 и на 10 | С.148-149 | С 149 №6,5 | |
72 |
| Деление чисел на 10. | С.149-151 | С 149 № 8 | |
73 |
| Закрепление по теме «Умножение и деление чисел на 10». | С.150-151 | С 149 № 9,10 | |
74 |
| Меры времени. | С.151-153 | С 143 № 8,10 | |
75 |
| Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени 6ч | Решение задач.Числа, полученные при измерении стоимости. | С.154-155 | С 154 № 1 |
76 |
| Числа, полученные при измерении длины. Решение задач. | С.156-160 | С 157 № 21,22 | |
77 |
|
| Секунда – мера времени. Числа, полученные при измерении времени. | С.161-163 | С 163 № 55 |
78 |
|
| Числа, полученные при измерении стоимости. Решение задач. | С.164-169 | С 166 № 19 |
79 |
| Закрепление по теме «Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени». Взаимное положение геометрических фигур. | С.163-170 | С 167 №27 | |
80 |
| Контрольная работа № 4 по теме «Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени». |
| Повторить таблицу умножения | |
81 |
| Все действия в пределах 100 11ч | Работа над ошибками. Все действия в пределах 100. Сложение. | С.175-178 | С 173 № 38 |
82 |
| Все действия в пределах 100. Вычитание. | С.178-179 | С 176 № 9,6 | |
83 |
| Закрепление по теме «Все действия в пределах 100. Сложение и вычитание. | С.179-181 | С 190 № 15, 16 | |
84 |
| Все действия в пределах 100. Умножение. Деление. | С.179-181 | С 181 № 50, 51 | |
85 |
| Самостоятельная работа № 5 по теме: «Все действия в пределах 100» |
| Повторить таблицу умножения | |
86 |
| Ознакомление с делением с остатком | С.181-182 | С 182 № 10,11 | |
87 |
| Деление с остатком. | С.182-184 | С 183 № 22,23 | |
88 |
| Решение задач Треугольники.. | С.185-187 | С 186 № 10,8 | |
89 |
| Определение времени по часам. | С.188-191 | С 189 № 8,9 | |
90 |
| Четырёхугольники. | С.192-194 | С 194 № 37, 38 | |
91 |
| Итоговая контрольная работа № 4 |
| Повторить все | |
92 |
| Повторение пройденного за год 10ч | Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. | С.195-200 | С 200 № 43 |
93 |
| Умножение и деление чисел. | С.201-203 | С 203 № 54 | |
94 |
|
| Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. | С.203-206 | С 205 № 19 |
95 |
| Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | С.207-209 | С 208 № 42 | |
96 |
|
| Решение задач в два действия. | С.209-210 | С 210 № 64 |
97 |
| Числа, полученные при измерении времени. | С.211-214 | С 213 № 84 | |
98 |
| Числа, полученные при измерении стоимости. | С.215-216 | С 216 № 7 | |
99 |
| Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени. | С.216-218 | С 217 №14 | |
100 |
| Взаимное положение геометрических фигур. | С.218-228 | С222№ 38 | |
101 |
| Повторение. Деление с остатком. | С.218-228 | С 226 № 71 | |
102 |
| Повторение. Деление с остатком. | С.128-228 | С 228 №81 |
5. Материально-техническое обеспечение программы
Перова М. Н. «Математика». 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образоват. учрежденийVIII вида. - Москва: «Просвещение», 2013.
Перова М. Н., Яковлева И. М. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -Москва: «Просвещение», 2014.
Учебное пособие для учащейся:
Узорова О., Нефедова У. «Самый быстрый способ выучить таблицу умножения». - Москва: ACT.Астрель. 2008.
Методическое пособие для учителя:
1.ЭкВ.В.«Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». - Москва: «Просвещение» 2006г.
2.Шепитко Н.Г. «Нестандартные уроки математики» 4кл., Волгоград: «Корифей» 2006.
3.Гончарова С.Н.«Развитие мышления на уроках в начальных классах». - Москва: ACT «Астрель» ВЗОИ 2004.
4.Белицкая Н.Г., А.О.Орг«Школьные олимпиады» - М., Айрис-пресс 2006.