Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Адаптированная рабочая программа
факультатива «Выбор профессии»
для обучающихся, воспитанников
9,10 класса-комплекта
Срок реализации программы 2017-2018 учебный год
Чичерина Екатерина Федоровна,
социальный педагог
Новоалтайск, 2017г
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Выбор профессии» составлена на основе сборника 1 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида под редакцией Зыковой М.А., Зыковой Т.С., (Москва, «Просвещение», 2003 г.) и входящей в данный сборник Программы «Социально-бытовая ориентировка» Э.Н. Хотеевой (раздел «Профессиональная ориентация).
Выбор профессии - это одно из самых ответственных решений в жизни человека, от которого зависит его дальнейшая жизненная стратегия. В современных условиях возникает необходимость сделать этот выбор уже в подростковом возрасте.
По мнению психологов, для многих подростков время обучения в средних и старших классах - период интенсивных размышлений о будущем. Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости.
Однако, как показывают многочисленные исследования, обучающиеся, воспитанники с ОВЗ школ-интернатов испытывают чувство неопределенности и растерянности, у них не сформирована готовность к осознанному выбору профессии. Поэтому важно уже с 15-16-летними подростками проводить целенаправленную профориентационную работу. В этом возрасте происходит существенный подъем познавательной активности, формируются интересы, которые могут иметь выход на профессиональную деятельность. Важно не упустить этот момент и создать вектор дальнейшего профессионального самоопределения воспитанников.
Цель: создание условий для осознанного выбора профессионального пути.
Предполагаемые результаты
Обучающиеся, воспитанники должны:
- знать названия профессий и специальностей, предназначенных для выпускников школы-интерната;
- знать названия массовых профессий и специальностей, востребованных на местном рынке труда;
- знать возможные пути профессионального самоопределения;
- знать основные трудовые права и обязанности;
- владеть информацией об учреждениях и отделах по трудоустройству, о предприятиях сел и городов Алтайского края;
- иметь представления относительно своей жизненной и профессиональной перспективы;
- уметь адекватно оценивать возможности и способности при профессиональном самоопределении;
- уметь осуществлять планы дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения.
Содержание факультативного курса знакомит учащихся с перечнем профессий и специальностей, названием и местонахождением учебных заведений, предназначенных для выпускников школы-интерната, организацией поиска работы, правилами устройства на работу, основами этики производственных отношений и коммуникации, основами трудового права в рамках знаний, необходимых для трудоустройства детей с ОВЗ. Тематика курса расширяет и дополняет знания воспитанников о трудоустройстве, приобретаемые на других уроках и занятиях.
При проведении факультативных занятий следует учитывать следующее:
- реализация деятельностного подхода;
- применение диалоговой формы общения;
- стимулирование самостоятельности детей;
- проявление доверия и толерантности в общении;
- избрание приемов и методов педагогической поддержки;
- осуществление практической направленности занятий;
- обеспечение обратной связи.
Занятия строятся по определенной схеме:
- введение в тему (связать с содержанием предыдущего занятия, организация проблемной ситуации);
- постановка темы, целей (совместно с воспитанниками);
- актуализация знаний;
- знакомство с новым материалом (беседа, дискуссия, мозговой штурм, рассказ и т.д.);
- практическая работа (игра, моделирование ситуаций, тренинг и т.д.);
- рефлексия.
Формы проведения занятий могут варьироваться в зависимости от специфики. Наиболее эффективной формой является коллективная работа в интерактивном режиме. Также следует использовать индивидуальные формы работы.
Основными методами являются: диалог, игровые методы и приемы, разыгрывание жизненных ситуаций, экскурсия, мозговой штурм, тренинг, рефлексия, круглый стол, дискуссия, диагностика. Диагностика предполагает выявление уровня социальной зрелости, определения типа ценностной ориентации, выяснение планов на ближайшее будущее и т.д. Результаты диагностики должны быть использованы в работе с обучающимися, воспитанниками с целью корректировки жизненных и профессиональных устремлений, оказания помощи в выборе жизненного и профессионального пути выпускников школы-интерната.
Количество часов в неделю: 1час
Количество часов за учебный год: 34 часа
Реализуется за счет школьного компонента образовательного учреждения учебного плана (дополнительных занятий).
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Содержание курса по профориентации | 1ч |
2 | Что такое профессия? | 1ч |
3 | Профессия, специальность, должность. Что это такое? | 1ч |
4 | Классификация профессий. | 2ч |
5 | От чего зависит успех в выборе профессии? («Хочу» и «Могу»). | 1ч |
6 | Профессии и специальности, рекомендуемые для обучающихся, воспитанников. | 1ч |
7 | Особенности рынка труда в Алтайском крае (относительно профессий для обучающихся, воспитанников КГБОУ «Новоалтайская школа-интернат»). | 1ч |
8 | Предприятия города: сфера услуг, коммунальная служба, строительные организации, автотранспортные предприятия и т.д.. Значение предприятий, выпускаемая продукция, востребованные профессии предприятий для выпускников школы-интерната.. Социальная защита работников, оплата труда на предприятиях. | 3ч |
9 | Стратегия выбора профессии | 1ч |
10 | Здоровье и выбор профессии. | 1ч |
11 | Пути получения среднего профессионального образования. Отделения колледжей, техникумов для выпускников школы-интерната. Правила поступления в профессиональные образовательные учреждения. Документы для поступления. Продолжительность обучения, изучаемые предметы, распорядок дня, социальные гарантии для студентов. | 2ч |
12 | Поиск работы: по объявлениям, через ярмарки вакансий, через самостоятельное обращение на предприятия. Резюме работника. | 2ч |
13 | Устройство на работу. Документы: паспорт, заявление, анкета, свидетельство об окончании школы-интерната, характеристика, трудовая книжка, медицинская книжка. | 2ч |
14 | Трудовые права и обязанности. | 2ч |
15 | Трудовой договор. Значение и содержание трудового договора. | 2ч |
16 | Трудовые отношения и деловое общение. Начальник, взаимоотношения с начальником. Коллеги, отношения с коллегами. | 1ч |
17 | Конфликты на работе и выход из них. | 1ч |
18 | Дисциплинированность на работе. Соблюдение правил трудового распорядка предприятия. | 2ч |
19 | Увольнение с работы. Причины увольнения. Увольнение по собственному желанию, составление заявления. Увольнение по статье. | 2ч |
20 | Правила перехода с одной работы на другую. | 1ч |
21 | От чего зависит мой успех на работе? | 1ч |
22 | Профессиональные намерения и планы в выборе профессии. | 1ч |
23 | Мои планы на ближайшее будущее. | 1ч |
24 | Итоговая игра «Дороги, которые мы выбираем» | 1ч |
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование на учебный год - 34 часа
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Речевой материал |
1 | Содержание курса по профориентации | 1ч | | Профессия, специальности, классификация профессий, выбор профессии, рынок труда, предприятия города, учебные профессиональные учреждения. |
2 | Что такое профессия? Цели профессионального труда. | 1ч | | Названия профессий, профессиональный труд. |
3 | Профессия, специальность, должность. Что это такое? | 1ч | | Профессия, специальность , должность. |
4 | Классификация профессий. Профессии типа «человек- человек» (название и значение профессий данной группы). Профессии типа «человек - знаковая система» (название и значение профессий данной группы). Профессии типа «человек- природа» (название и значение профессий данной группы.) | 2ч | | Классификация, группа, «человек-человек», «человек - знаковая система», «человек- природа», значение профессий. |
5 | От чего зависит успех в выборе профессии? («Хочу» и «Могу») | 1ч | | Выбор профессии, успех, ценностные ориентиры |
6 | Профессии и специальности, рекомендуемые для обучающихся, воспитанников школы-интерната: швея, повар, кондитер, вязальщица текстильно-галантерейных изделий, вязальщица трикотажных изделий и полотна, грузчик, дворник, маляр, обувщик, специалист по ремонту мебели, овощевод, плотник, садовник, уборщик производственных служебных помещений, упаковщик изделий, цветовод-декоратор, штамповщик и др. | 1ч | | Специальности: швея, повар, кондитер, вязальщица, грузчик, дворник, маляр, обувщик, овощевод, плотник, упаковщик. |
7 | Особенности рынка труда в Алтайском крае (относительно профессий для обучающихся, воспитанников КГБОУ «Новоалтайская школа-интернат»). | 1ч | | Рынок труда, Алтайский край, город, село. |
8 | Предприятия города: сфера услуг, коммунальная служба, строительные организации, автотранспортные предприятия и т.д. Значение предприятий, выпускаемая продукция, востребованные профессии предприятий для выпускников школы-интерната.. Социальная защита работников, оплата труда на предприятиях. | 3ч | | Предприятия, сфера услуг, коммунальная служба, строительные организации, продукция, оплата труда. |
9 | Стратегия выбора профессии | 1ч | | Выбор профессии, склонности, желания, оплата труда. |
10 | Здоровье и выбор профессии. | 1ч | | Экологически чистые производства, вредные производства, ограничения в выборе профессий. |
11 | Пути получения среднего профессионального образования. Отделения училищ, колледжей, техникумов для выпускников школы-интерната. Правила поступления в учебные заведения. Документы для поступления. Продолжительность обучения, изучаемые предметы, распорядок дня, социальные гарантии для студентов. | 2ч | | Учебные заведения, среднее профессиональное образование, училища, колледжи, техникумы, выпускники, социальные гарантии студентов. |
12 | Поиск работы: по объявлениям, через ярмарки вакансий, через самостоятельное обращение на предприятия. Резюме работника. | 2ч | | Поиск работы, объявления, ярмарки вакансий, резюме. |
13 | Устройство на работу. Документы: паспорт, заявление, анкета, свидетельство об окончании школы-интерната, характеристика, трудовая книжка, медицинская книжка. | 2ч | | Документы, паспорт, заявление, анкета, свидетельство, характеристика, трудовая книжка, санитарная книжка. |
14 | Трудовые права и обязанности. | 2ч | | Права, обязанности, труд, отдых. |
15 | Трудовой договор. Значение и содержание трудового договора. | 2ч | | Трудовой договор, разделы, содержание, знакомство. |
16 | Трудовые отношения и деловое общение. Начальник, взаимоотношения с начальником. Коллеги, отношения с коллегами. | 1ч | | Трудовые отношения, начальник, коллеги. |
17 | Конфликты на работе и выход из них. | 1ч | | Конфликты, ссора, примирение. |
18 | Дисциплинированность на работе. Соблюдение правил трудового распорядка предприятия. | 2ч | | Дисциплина, правила, трудовой распорядок, нарушение, наказание. |
19 | Увольнение с работы. Причины увольнения. Увольнение по собственному желанию, составление заявления. Увольнение по статье. | 2ч | | Увольнение, нарушения, прогул, опоздание, заявление, увольнение по статье, увольнение по собственному желанию. |
20 | Правила перехода с одной работы на другую. | 1ч | | Правила перехода, документы, оформление. |
21 | От чего зависит мой успех на работе? | 1ч | | Правила поведения, успех, хорошие отношения с коллегами, профессионализм. |
22 | Профессиональные намерения и планы в выборе профессии. | 1ч | | Планы, желания, склонности, возможности, выбор профессии. |
23 | Мои планы на ближайшее будущее. | 1ч | | Сегодня, завтра, будущее, настоящее, планы. |
24 | Итоговая игра «Дороги, которые мы выбираем» | 1ч | | Итоговое занятие, игра, жизненный путь. |
Список литературы.
Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. М.:Вита-пресс.2006.
«Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 2000г
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(редакция от 01.05.2017).
Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.
«Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.
Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, 2006.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.
Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение. 2007.
Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.