СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по литературе в 6 классе для детей с ЗПР (авторская разработка)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по литературе в 6 классе для детей с ЗПР (авторская разработка)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Мирнинский район Республика Саха (Якутия)

МБОУ "СОШ № 5"



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Протокол № от «30» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________________________

«30 » августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Приказ № 201 от «01» сентября 2023 г.




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для учащихся с ЗПР 6 Б класса учебного предмета «Литература»

на 2023-2024 учебный год





Составитель: Шайдурова Наталья Александровна

Учитель русского языка и литературы












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее  – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «Литература», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и направлен на получение обучающимися с ЗПР знаний о содержании, смыслах, языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове. Предмет имеет интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие обучающегося подросткового возраста при особом внимании к его социально-эмоциональному развитию. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся с ЗПР возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Осмысление и применение полученных на уроках литературы знаний позволит обучающимся с ЗПР продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и принятыми правилами и нормами.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Литература»

Общие цели изучения учебного предмета «Литература» представлены в рабочей программе основного общего образования.

Специальной целью преподавания литературы на уровне основного общего образования является формирование у обучающегося с ЗПР потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.

Изучение литературы на уровне основного общего образования решает следующие задачи:

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

  • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

  • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

  • воспитание у обучающегося с ЗПР культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

  • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

  • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

  • обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

  • формирование у обучающегося стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

Цель и задачи преподавания литературы обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по литературе

Примерная рабочая программа для обучающихся с ЗПР отличается от основной образовательной программы по литературе для 5–9 классов тем, что составлена с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. У обучающихся данной категории на уровне основного общего образования наблюдаются сниженная познавательная активность и работоспособность, что приводит к нежеланию читать и анализировать предложенные произведения; недостаточность произвольного внимания, приводящая к ухудшению понимания прочитанного произведения; у обучающихся плохо развиты навыки самостоятельной работы и самоконтроля, наблюдается инертность психических процессов, слабая память. Все это затрудняет изучение содержания образования по предмету «Литература» и вносит свои особенности в преподавание данного курса. При отборе изучаемых произведений педагогу следует понимать, что их содержание должно максимально способствовать расширению кругозора обучающихся с ЗПР; обогащению их жизненного опыта; систематизации знаний и представлений; способствовать повышению интеллектуальной активности и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; уточнению, расширению и активизации лексического запаса, развитию устной монологической речи.

Программа предоставляет свободу в распределении материала по триместрам. Распределение времени на изучение тем в течение учебного года самостоятельно определяется образовательной организацией и зависит от особенностей группы обучающихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей.

Содержание каждого года обучения включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Литература»

Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Литература» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В процессе занятий педагог на практической основе знакомит обучающихся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Подбор заданий должен максимально активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР. Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний, упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; использование заданий с опорой на образцы. Педагог должен всячески поощрять активность обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку, укреплять в нем веры в свои силы. Для чтения и анализа следует подбирать небольшие по объему произведения (сокращенные варианты), обязательно проводить предварительную словарную работу. При работе с текстом в устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем перенести усвоенный навык на различные виды письменных работ, написание сочинений. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать темп изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего задания, уровня сложности проверочных и контрольных работ к возможностям обучающихся с ЗПР.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». Содержание учебного предмета «Литература», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, основной образовательной программе основного общего образования, адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

6 КЛАСС

Античная литература

Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

Фольклор

Русские былины (одно произведение). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко».

Народные песни и баллады народов России и мира (не менее двух песен и одной баллады). Например, «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты), баллада «Аника-воин» и др.

Древнерусская литература

«Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега».

Литература первой половины XIX века

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и др.

А. В. Кольцов. Стихотворения (одно произведение). Например, «Косарь», «Соловей» и др.

Литература второй половины XIX века

Ф. И. Тютчев. Стихотворения (одно произведение). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…».

А. А. Фет. Стихотворения (одно произведение). «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…».

И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

Н. С. Лесков. Сказ «Левша».

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы).

А. П. Чехов. Рассказы (два по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и др.

А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Литература XX века

Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (одно произведение). Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и др.

Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее двух стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Ю. Д. Левитанского, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы.

Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне (одно произведение по выбору). Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №...»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления», А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» (глава «Очень страшный 1942 Новый год») и др.

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (одно произведение). Например, Р. П. Погодин «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль «Самая лёгкая лодка в мире» и др.

Произведения современных отечественных писателей-фантастов (не менее двух). Например, А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак «Время всегда хорошее»; С. В. Лукьяненко «Мальчик и Тьма»; В. В. Ледерман «Календарь ма(й)я» и др.

Литература народов Российской Федерации

Стихотворения (одно произведение по выбору). Например, М. Карим «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…».

Зарубежная литература

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору).

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).

Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (одно произведение). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и др.

Произведения современных зарубежных писателей-фантастов (одно произведение). Например, Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У. Джонс. «Дом с характером» и др.

Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

выделять характерные черты, присущие различным образам литературных героев, давать им обобщенную характеристику;

устанавливать причинно-следственные связи при чтении литературных произведений;

находить в тексте информацию и формулировать выводы;

владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

формировать читательскую грамотность;

аргументировать свою позицию, мнение;

создавать, использовать, преобразовывать планы (простые и развернутые) для решения учебных задач при написании аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы;

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога или дискуссии;

с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с использованием литературных произведений для выступления перед аудиторией;

отстаивать свое мнение, точку зрения;

формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в области литературы;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

различать и называть собственные эмоции, возникающие при прочтении литературных произведений или при знакомстве с биографиями писателей;

анализировать причины эмоций литературных персонажей и адекватно называть их;

ставить себя на место литературного персонажа, понимать его мотивы и намерения.

Предметные результаты

6 КЛАСС

1) иметь представления об общечеловеческой и духовно-нравственной ценности литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2) иметь представления об особенностях литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического;

3) осуществлять элементарный смысловой анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать и оценивать прочитанное (с учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР):

- определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения, используя справочные материалы; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики по опорной схеме, плану;

- понимать сущность теоретико-литературных понятий и с направляющей помощью педагога использовать их в процессе анализа произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма;

- сопоставлять с направляющей помощью педагога произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);

- сопоставлять с направляющей помощью педагога изученные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть произведения, и / или фрагменты (не менее 4–5 поэтических произведений, не выученных ранее);

5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с направляющей помощью педагога формулировать вопросы к тексту;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении;

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 80 слов), писать сочинение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;

8) владеть умениями интерпретации и оценки изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения;

9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, а также для собственного развития;

10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям педагога, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности с направляющей помощью педагога и учиться публично представлять полученные результаты;

12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться с направляющей помощью педагога электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.





















Приложение № 1
к рабочей программе

МБОУ «СОШ №5»

по литературе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Всего


Контрольные работы


Практические работы


1.1

Гомер. Поэмы «Илиада»,«Одиссея» (фрагменты)

2

0

0

Итого по разделу

2


2.1

Былины. Например, «Илья Муромец, Соловей-разбойник», «Садко» (одно на выбор)

4

0

0

2.2

Народные песни и баллады народов России и мира. «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты), баллада «Аника-воин» и др. (одну на выбор)

3

0

0

Итого по разделу

7


3.1

«Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега»

2

0

0

Итого по разделу

2


4.1

А. С. Пушкин. Стихотворения «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский»(одно на выбор)

8

0

0

4.2

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и др.(одно на выбор)

3

0

0

4.3

А. В. Кольцов. Стихотворение (одно на выбор) «Косарь», «Соловей и др.

2

0

0

Итого по разделу

13


5.1

Ф. И. Тютчев. Стихотворение (одно на выбор). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…»

2

0

0

5.2

А. А. Фет. Стихотворение (одно на выбор). «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…»

2

0

0

5.3

И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

2

0

0

5.4

Н. С. Лесков. Сказ «Левша»

3

0

0

5.5

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы)

2

0

0

5.6

А. П. Чехов. Рассказы (один на выбор). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и др.

3

0

0

5.7

А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор»

2

0

0

Итого по разделу

16


6.1

Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. (одно на выбор).Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и др.

3

0

0

6.2

Стихотворения отечественных поэтов XX века. (одно на выбор), Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, А. С. Кушнера, Ю. Д. Левитанского, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, Д. С. Самойлова

3

0

0

6.3

Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне. (одно произведение по выбору), Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления»; А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» (глава «Очень страшный 1942 Новый год» и др.)

2

0

0

6.4

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского»

2

0

0

6.5

Произведения отечественных писателей на тему взросления человека. (одно на выбор), Например, Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире» и др.

3

0

0

6.6

Произведения современных отечественных писателей-фантастов. (одно на выбор).Например, А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время всегда хорошее»; В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я» и др.

4

0

0

6.7

Литература народов Российской Федерации. Стихотворение (одно на выбор).Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…»

2

0

0

Итого по разделу

19


7.1

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору)

2

0

0

7.2

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору)

2

0

0

7.3

Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. (одно на выбор).Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору); Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и др.

4

0

0

7.4

Произведения современных зарубежных писателей-фантастов. (одно на выбор).Например, Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У. Джонс. «Дом с характером» и др.

3

0

0

Итого по разделу

11


Развитие речи

8

0

0

Внеклассное чтение

7

0

0

Итоговые контрольные работы

2

2

0

Резервное время

15

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

2

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Резервный урок. Введение в курс литературы 6 класса

1

0

0


2

Античная литература. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея»

1

0

0


3

Гомер. Поэма «Илиада». Образы Ахилла и Гектора

1

0

0


4

Развитие речи. Гомер. Поэма «Одиссея» (фрагменты). Образ Одиссея

1

0

0


5

Развитие речи. Отражение древнегреческих мифов в поэмах Гомера

1

0

0


6

Былины.( одна на выбор), например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко». Жанровые особенности, сюжет, система образов.

1

0

0


7

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Идейно-тематическое содержание, особенности композиции, образы.

1

0

0


8

Внеклассное чтение. Тематика русских былин. Традиции в изображении богатырей. Былина «Вольга и Микула Селянинович»

1

0

0


9

Былина «Садко». Особенность былинного эпосаз Новгородского цикла. Образ Садко в искусстве

1

0

0


10

Русские былины. Особенности жанра, изобразительно-выразительные средства. Русские богатыри в изобразительном искусстве

1

0

0


11

Русская народная песня. Жанровое своеобразие. Русские народные песни в художественной литературе

1

0

0


12

Народные баллады народов России и мира. (одна на выбор) «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты). Тематика, система образов

1

0

0


13

Баллада «Аника-воин». Специфика русской народной баллады. Изобразительно-выразительные средства

1

0

0


14

Внеклассное чтение. Жанр баллады в мировой литературе. Баллада Р. Л. Стивенсона "Вересковый мёд". Тема, идея, сюжет, композиция

1

0

0


15

Внеклассное чтение. Жанр баллады в мировой литературе. Баллады Ф. Шиллера «Кубок», "Перчатка". Сюжетное своеобразие

1

0

0


16

Резервный урок. Итоговый урок по разделу "Фольклор". Отражение фольклорных жанров в литературе

1

0

0


17

Развитие речи. Викторина по разделу "Фольклор"

1

0

0


18

Древнерусская литература: основные жанры и их особенности. Летопись «Повесть временных лет». История создания

1

0

0


19

«Повесть временных лет»: не менее одного фрагмента, например, «Сказание о белгородском киселе». Тематика фрагмента, особенности жанра

1

0

0


20

Резервный урок. «Повесть временных лет»: «Сказание о походе князя Олега на Царь-град», «Предание о смерти князя Олега». Анализ фрагментов летописи. Образы героев

1

0

0


21

Развитие речи. Древнерусская литература. Самостоятельный анализ фрагмента из «Повести временных лет» по выбору

1

0

0


22

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Связь с фрагментом "Повести временных лет"

1

0

0


23

А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимняя дорога», «Туча» и др. Пейзажная лирика поэта

1

0

0


24

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник». Проблематика, средства изображения

1

0

0


25

Резервный урок. Двусложные размеры стиха

1

0

0


26

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». История создания, тема, идея произведения

1

0

0


27

А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Сюжет, фабула, система образов

1

0

0


28

А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". История любви Владимира и Маши. Образ главного героя

1

0

0


29

А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Противостояние Владимира и Троекурова. Роль второстепенных персонажей

1

0

0


30

А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Смысл финала романа

1

0

0


31

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина "Дубровский"

1

0

0


32

Резервный урок. Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина

1

0

0


33

Внеклассное чтение. Любимое произведение А.С.Пушкина

1

0

0


34

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (одно на выбор). "Три пальмы", "Утес", "Листок". История создания, тематика

1

0

0


35

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (одно на выбор). "Три пальмы", "Утес", "Листок". Лирический герой, его чувства и переживания

1

0

0


36

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (одно на выбор). "Три пальмы", "Утес", "Листок". Художественные средства выразительности

1

0

0


37

Резервный урок. Трехложные стихотворные размеры

1

0

0


38

А. В. Кольцов. Стихотворения (одно на выбор). "Косарь", "Соловей". Тематика

1

0

0


39

А. В. Кольцов. Стихотворения "Косарь", "Пахарь". Художественные средства воплощения авторского замысла

1

0

0


40

Ф. И. Тютчев. Стихотворения (одно на выбор) "Есть в осени первоначальной…", "С поляны коршун поднялся…". Тематика произведений

1

0

0


41

Ф. И. Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся…». Лирический герой и средства художественной изобразительности в произведении

1

0

0


42

А. А. Фет. Стихотворение (одно на выбор), «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришел к тебе с приветом…» Проблематика произведений поэта

1

0

0


43

А. А. Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Своеобразие художественного видения поэта

1

0

0


44

Резервный урок. Итоговый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

1

0

0


45

Резервный урок. И. С. Тургенев. Сборник рассказов "Записки охотника". Рассказ "Бежин луг". Проблематика произведения

1

0

0


46

И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Образы и герои

1

0

0


47

И. С. Тургенев.Рассказ «Бежин луг». Портрет и пейзаж в литературном произведении

1

0

0


48

Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Художественные и жанровые особенности произведения

1

0

0


49

Н. С. Лесков. Сказ «Левша»: образ главного героя

1

0

0


50

Н. С. Лесков. Сказ «Левша»: авторское отношение к герою

1

0

0


51

Резервный урок. Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева, Н. С.Лескова

1

0

0


52

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Тематика произведения

1

0

0


53

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Проблематика повести

1

0

0


54

Развитие речи. Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Образы родителей

1

0

0


55

Развитие речи. Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Образы Карла Иваныча и Натальи Савишны

1

0

0


56

Итоговая контрольная работа по теме

1

1

0


57

А. П. Чехов. Рассказы (один на выбор). «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», "Хамелеон". Проблема маленького человека

1

0

0


58

А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Юмор, ирония, источники комического

1

0

0


59

А. П. Чехов. Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах писателя

1

0

0


60

Резервный урок. А. П. Чехов. Художественные средства и приёмы изображения в рассказах

1

0

0


61

А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Тема рассказа. Сюжет

1

0

0


62

А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Проблематика произведения

1

0

0


63

А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Смысл названия рассказа

1

0

0


64

Резервный урок. Итоговый урок по творчеству А.П. Чехова, А.И. Куприна

1

0

0


65

Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. А. А. Блок. Стихотворения «О, весна, без конца и без краю…», «Лениво и тяжко плывут облака…», «Встану я в утро туманное…»

1

0

0


66

Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века.С. А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Низкий дом с голубыми ставнями», « Я покинул родимый дом…», «Топи да болота»

1

0

0


67

Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. В. В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

0

0


68

Стихотворения отечественных поэтов XX века.( одно на выбор). Например, стихотворения О.Ф.Берггольц, В.С.Высоцкого, Е.А.Евтушенко, А.С.Кушнера, Ю.Д.Левитанского, Ю.П.Мориц, Б.Ш.Окуджавы, Д.С.Самойлова

1

0

0


69

Стихотворения отечественных поэтов XX века.( одно на выбор). Например, стихотворения О.Ф.Берггольц, В.С.Высоцкого, Е.А.Евтушенко, А.С.Кушнера, Ю.Д.Левитанского, Ю.П.Мориц, Б.Ш.Окуджавы, Д.С.Самойлова

1

0

0


70

Стихотворения отечественных поэтов XX века.( одно на выбор). Например, стихотворения О.Ф.Берггольц, В.С.Высоцкого, Е.А.Евтушенко, А.С.Кушнера, Ю.Д.Левитанского, Ю.П.Мориц, Б.Ш.Окуджавы, Д.С.Самойлова

1

0

0


71

Резервный урок. Итоговый урок по теме «Русская поэзия XX века»

1

0

0


72

Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне. Обзор. два произведения по выбору, например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №...»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления», А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» и др.

1

0

0


73

Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века. Тематика, идейно-художественное содержание произведения

1

0

0


74

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Трудности послевоенного времени

1

0

0


75

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Образ главного героя

1

0

0


76

Резервный урок. В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика

1

0

0


77

Произведения отечественных писателей на тему взросления человека. Обзор произведений. (одно на выбор)

1

0

0


78

Р. П. Погодин. Идейно-художественная особенность рассказов из книги «Кирпичные острова»

1

0

0


79

Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Проблематика повести

1

0

0


80

Внеклассное чтение. Ю. И. Коваль. Повесть «Самая лёгкая лодка в мире». Система образов

1

0

0


81

Произведения современных отечественных писателей-фантастов. (не менее двух). Например,А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. Повесть «Время всегда хорошее». Конфликт в произведении

1

0

0


82

А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. Повесть «Время всегда хорошее». Нравственный выбор героев

1

0

0


83

В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я». Сюжет и композиция произведения

1

0

0


84

В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я». Смысл названия произведения

1

0

0


85

Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (одно на выбор). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня нвалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…». Тема. Проблематика

1

0

0


86

Стихотворения (одно на выбор). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня нвалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…». Лирический герой

1

0

0


87

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). Тема, идея

1

0

0


88

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). Образ главного героя

1

0

0


89

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). Идея произведения

1

0

0


90

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). Проблематика

1

0

0


91

Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Ж. Верн. Роман «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Тема, идея, проблематика

1

0

0


92

Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Ж. Верн. Роман «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Сюжет, композиция. Образ героя

1

0

0


93

Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Х. Ли. Роман «Убить пересмешника» (главы по выбору). Тема, идея, проблематика

1

0

0


94

Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Х. Ли. Роман «Убить пересмешника» (главы по выбору). Сюжет, композиция, образ главного героя. Смысл названия

1

0

0


95

Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (по выбору)

1

0

0


96

Итоговая контрольная работа по теме

1

1

0


97

Произведения современных зарубежных писателей-фантастов. Дж. К. Роулинг. Роман «Гарри Поттер» (главы по выбору) Тема, идея, проблематика

1

0

0


98

Произведения современных зарубежных писателей-фантастов. Дж. К. Роулинг. Роман «Гарри Поттер» (главы по выбору). Сюжет. Система образов

1

0

0


99

Произведения современных зарубежных писателей-фантастов. Д. У. Джонс. «Дом с характером». Тема, идея

1

0

0


100

Резервный урок. Произведения современных зарубежных писателей-фантастов. Д. У. Джонс. «Дом с характером». Сюжет. Система образов

1

0

0


101

Внеклассное чтение. Произведения современных зарубежных писателей-фантастов

1

0

0


102

Резервный урок. Итоговый урок за год. Список рекомендуемой литературы

1

0

0


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

2

0