СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для ученика 2 класса с ЗПР(вариант 7.1)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Адаптированная рабочая программа логопедических занятий разработана для ученика 2 класса с ЗПР.на основании рекомендаций ПМПК.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для ученика 2 класса с ЗПР(вариант 7.1)»



Пояснительная записка

Логопедическая коррекционно-развивающая программа для обучающегося с ЗПР разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе регламентирующих работу учителя-логопеда в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Минобрнауки РФ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. № 373);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598);

  • Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • Инструктивное письмо Т.П. Бессоновой «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения» (методические рекомендации), М., 2010;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР.



Для реализации используется учебные пособия: «Нарушения письменной речи и их преодо ление у младших школьников»: Учебное пособие. (Садовникова И.Н.) - М., Владос, «Обучаем читать и писать без ошибок»: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. (Ястребова А.В., Бессонова Т.П.) – М.: Аркти, 2007; «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». (Ястребова А.В.) – М.: Аркти, 1999.

Программа составлена на основании рекомендаций территориальной психолого - медико-педагогической комиссии №2 г. Смоленска. от 17.05.2017 г.

Заключение ПМПК: Системное недоразвитие речи легкой степени. Дизартрия. Заикание легкой степени. Смешанные нарушения письменной речи.

Логопедическая коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии с вышеуказанными рекомендациями, с учетом логопедических исследований, проведенных с обучающимся в 2016-2017 учебном году. Программа является частью адаптированной образовательной программы начального общего образования (2 класс), разработанной для ученика 2 класса. Логопедические исследования выявили у ученика особенности развития устной и письменной речи:

Общее состояние речи: речь нечеткая. Нарушены дифференцированные движения губ, кончика языка. Невозможное выполнение сложных движений. Нарушено речевое дыхание.: выдох укорочен, дыхание в момент речи учащенное, прерывистое. Голос тихий, слабый, глухой. Голосовые модуляции не выражены.

Словарный запас. Объем словарного запаса ограничен обиходно-бытовой тематикой. Значение многих слов не понимает и допускает ошибки в их употреблении. Испытывает трудности при подборе однокоренных слов. Предложения отличаются краткостью, стереотипностью. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Не сохраняет логическую последовательность при изложении событий

Звукопроизношения. В спонтанной речи наблюдается нарушение дифференциации звуков ц-ч.

Фонематический слух развит недостаточно. Испытывает определенные трудности при выполнении более сложных форм фонематического анализа и синтеза ошибочно воспроизводит ряд из пяти различных слогов.

Фонематическое восприятие развито недостаточно. Неточно различает понятия звук, буква, слог. Характерен низкий уровень овладения анализом слогового состава слова. При воспроизведении незнакомых слов встречается нарушение слоговой структуры.

Грамматический строй сформирован недостаточно для данного возраста. Пользуется простыми предложениями. Отмечаются большие затруднения в распространении предложения и построении сложного предложения.

Связная речь. требует дальнейшего развития. Рассказ характеризуется бедностью языкового оформления и нарушением логической связи. В изложении отмечается непоследовательность, смысловое несоответствие частей высказывания., их искажение. Пересказывает с помощью вопросов. Рассказы со скрытым смыслом малодоступны.

Письменная речь. Характерно обилие разнообразных ошибок.: пропуск букв, слогов, слов, перестановка слогов, искажение слоговой структуры слова, нарушение согласования, замены согласных по глухости -_звонкости, акустическому сходству, замена букв по кинетическому сходству.

Цель программы: предупреждение неуспеваемости, обусловленной нарушениями устной и письменной речи.

Задачи программы:

  • коррекция дефектов звукопроизношения;

  • активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения;

  • коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;

  • развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных

  • формировать просодические компоненты речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения), речевое дыхание;

  • обогащать словарный запас как путём накопления представлений об окружающем мире, новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования

  • развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание).

  • предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи у детей с речевой;

  • формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.


Организация логопедической работы

Данная программа реализуется через индивидуальную форму логопедической работы.

Программа построена на принципе обеспечения доступности учебного материала для обучающегося с ЗПР:

  • снижение объема и глубины изучаемого материала;

  • увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем;

  • увеличение количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала;

  • чередо­вания относительно сложных и легких заданий, а также смену видов деятельности детей в процессе занятия;

  • значительная детализация заданий;

  • большое количество наглядного материала;

  • неоднократное приведение образца выполнения какого-либо задания с подроб­ным анализом каждого из производимых действий;

  • инструк­ции по выполнению заданий должны быть точны и на началь­ных этапах работы не содержать нескольких требований.

Логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю. в соответствии с составленным логопедом расписанием во внеурочное время, с учетом режима работы школы. Продолжительность занятий - 40 минут. После первых двадцати минут занятия перерыв пять минут. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения, викторины, работу с ИКТ. Содержание занятий соответствует возрастным, индивидуальным особенностям ребенка.

Результативность и эффективность проведенных занятий выявляется путём диагностического обследования, проводимого по окончании цикла коррекционно-развивающих занятий.

Содержание коррекционно-развивающей работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей и на основе рекомендаций ПМПК.

Распределение количества часов на каждый раздел курса, подбор тем и их последовательность проводится логопедом самостоятельно, исходя из минимума, при этом учитываются возрастные особенности обучающегося, его подготовленность и темп усвоения программного материала, но в первую очередь –специфика речевых нарушений.

Началу проведения коррекционно-развивающих занятий предшествует диагностический этап. Его цель – выявление пробелов в развитии устной и письменной речи.

В основе подбора форм, методов и содержания логопедической работы в рамках данной программы лежат как результаты диагностического исследования, так и методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми, изложенные в Инструктивно-методическом письме о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Ястребова А.В., Бессонова Т.П.).

На каждом занятии поводится работа по формированию всех компонентов речевой системы.

Основные направления работы:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения;

  • диагностика и коррекция лексической стороны речи;

  • диагностика и коррекция грамматического строя речи;

  • коррекция диалогической и формирование монологической стороны речи;

  • коррекция нарушений письменной речи;

  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

  • формирование просодической стороны речи;

  • нормализация моторики артикуляционного аппарата;

  • формирование правильного речевого дыхания.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:


  • устойчивости внимания;

  • наблюдательности;

  • способности к запоминанию;

  • способности к переключению;

  • навыков и приёмов самоконтроля;

  • произвольности общения и поведения.



На первой части занятия проводится работа по нормализации моторики артикуляционного аппарата, работа над голосом и просодической стороной речи (ритм, пауза, интонация, темп), формированию правильного речевого дыхания. Вторая часть занятия посвящена формированию лексико-грамматических категорий, навыков письменной речи, развитию психических процессов.

Виды и формы контроля: формы письменной проверки (творческие работы на занятии, диктанты), формы устной проверки (устный ответ обучающегося в форме рассказа), комбинированная проверка, которая предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.



Технологии обучения

Основные технологии (элементы), используемые при изучении курса:

  • здоровьесберегающие технологии;

  • индивидуальный подход;

  • технология развивающего обучения;

  • технологии дифференцированного обучения;

  • игровые технологии;

  • ИКТ – технологии.

В основе всех технологий лежит системно-деятельностный подход.


Место коррекционного курса в учебном плане.


Программа коррекционной работы составлена для обучающегося 2 класса с ЗПР на один год. (6о занятий, 2 ч. в неделю).

Продолжительность коррекционного обучения зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития и может составлять от 2 до 3 лет.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ





Личностные результаты освоения коррекционного курса отражают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося.



  • сформированность уважительного отношения и иному мнению;

  • самостоятельность и личную ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • сформированность этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

  • стремление к совершенствованию собственной речи;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • сформированность мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

  •  развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими.


Метапредметные результаты освоения Программы включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем основного общего образования.


1) Регулятивные УУД:

  • планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными I приемами самоконтроля);

  • работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

  • применение знаний в новых ситуациях;

  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.


2) Познавательные УУД:

  • владение знаково-символическими средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, широким спектром действий и операций решения практических и учебно-познавательных задач;

  • умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

  • владение навыками смыслового чтения произведений различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

  • владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими).


3) Коммуникативные УУД:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

  • применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

  • обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

  • пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

  • развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

  • формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

  • проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

  • соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

  • составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).


Предметные результаты освоения содержания коррекционной программы определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ЗПР

.

Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса:


Ученик научится:


  • правильно произносить звуки речи;

  • сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

  • распознавать и дифференцировать парные глухие и звонкие согласные звуки, и буквы; акустически сходные

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;

  • определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления;

  • отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова;

  • выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;

  • правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);

  • конструировать слова из заданных частей слова;

  • сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;

  • соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слов к заданной модели.



Ученик получит возможность научиться:


  • сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • выполнять полный звуко-буквенный анализ слова

  • выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);

  • выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.