Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
РАССМОТРЕНА Руководитель ШМО _______________________ФИО «_____»__________ 20____г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УМР _____________ФИО «_____»__________ 20____г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от________________№________ |
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Мир природы и человека»
учащегося 4 класса
(интеллектуальное нарушение)
Составитель: Шупилова О.В.
учитель начальных классов
Биробиджан,
2020 — 2021 уч. год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. и учебника «Мир природы и человека» для 4 класса в 2-х частях, авторов Н.Б.Матвеева, И. А. Ярочкина, М.А. Попова, Т. О. Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Общая характеристика учебного предмета
Клинико-психологическое изучение выявило большое количество фактов, которые свидетельствуют о том, что дети с нарушением интеллекта иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают мир и функционируют в нем: неадекватно, не критично, часто инфантильно. Детям с выраженными нарушениями интеллекта свойственна полная неспособность к отвлечению от конкретной ситуации.
Признаки недоразвития обнаруживаются в особенностях речи: такие дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые выражают качества, свойства и отношения предметов, то есть сенсорных эталонов. Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична. Суждения бедны и большая их часть без переработки заимствованы у окружающих. Логические процессы на очень низком уровне.
Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества.
Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Нарушение интеллекта обуславливает особенности восприятий и ощущений. Ощущение и восприятие - первая ступень познания окружающего мира.
Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для данных детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.
Таким образом, у детей с нарушением интеллекта наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний о мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Такое отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении. Поэтому, не удивительно, что эти дети плохо ориентируются в окружающей обстановке.
Наиболее выраженная особенность восприятий детей с нарушением интеллекта - инактивность. Глядя, на какой-нибудь предмет у детей не возникает желания рассмотреть его в деталях, разобраться в свойствах. Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. У детей этой группы недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах.
Еще одной особенностью мышления детей с нарушением интеллекта является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской).
Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящегося вне круга, определяемого взрослыми. Об этом свидетельствует поверхность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми из источников массовой информации, книг, общения со взрослыми.
У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят ошибки, даже после просьбы взрослого проверить свою работу. В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом.
У детей рассматриваемой категории обычно наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности.
Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности при необходимости сосредоточиться для поиска решения проблемы, что связано и со слабым развитием у них эмоционально-волевой сферы.
Формирование временных представлений и ориентировки во времени у детей также проходит с еще большими трудностями и гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся детей. Понятие временной длительности образуется значительно позже, чем представление о последовательности. У данных детей понятие длительности складывается лишь в 5-6 классах, то есть старших классах вспомогательной школы. Школьники, поступившие в 1 класс, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Они не могут представить того, что время течет, не останавливаясь, и его течение необратимо. Некоторые ученики считают, что ночью часы останавливаются, так как все спят. Ученики заучивают названия времен года, однако применить свои знания не могут. У детей нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Дети с нарушениями интеллекта имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. У школьников единичные соотношения мер времени также усваиваются с трудом. Отмечаются затруднения в формировании представлений отдаленности и последовательности событий.
У детей с нарушением интеллекта также снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них появляется повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Среди личностных контактов у таких детей преобладают наиболее простые.
Специфика предмета «Мир природы и человека» состоит в том, что дети с нарушением интеллекта не видит окружающие его предметы и явления, не может сравнивать их, устанавливать сходства и различия, делать обобщения, не может воспринимать наблюдаемые явления и предметы.
Значение предмета состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для уточнения и обогащения знаний и представлений о предметах ближайшего окружения у школьников с ОВЗ. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.
Основная цель изучения предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Содержание рабочей программы связано с содержанием других учебных предметов, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта - обучение грамоте, развитие речи, ручной труд, математика.
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формирует знания обучающихся о природе своего края;
формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 4 классе отведено 34 часа в год из расчета 34 учебные недели по 1 часу в неделю.
Программа составлена с учетом тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности учащегося 4 класса Бронштейна Никиты. Программа скорректирована с учетом реальных возможностей учащегося. В основу построения программы положен концентрический принцип, связанный с последовательным расширением материала, который позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудностей содержания курса, и направлен на поддержание и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности путем выделения и фиксации минимального объема изучения данной образовательной области, а также создаёт хорошие условия для формирования и развития УУД.
Для Никиты произвольная организация очень сложна, но доступна. Учащийся быстро устает, может истощаться и перевозбуждаться. Мальчик имеет выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания.
В связи с этим при организации обучения особое внимание уделяется:
- специальной поддержке ребенка в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
- созданию условий, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя), упорядоченности и предсказуемости происходящего на уроке;
- установке педагогом и развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях.
Образовательный процесс организован в индивидуальной очной форме обучения с использованием современных педагогических технологий (информационно-коммуникационная технология, игровая технология, метод самостоятельной работы).
Для реализации рабочей программы на уроках по предмету «Мир природы и человека» используются: самостоятельные, творческие и тестовые работы, предусматривается самопроверка. Внедряются различные методы обучения, такие, как: игровой, наглядный, частично-поисковый. Применяются разнообразные средства обучения: карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы, раскраски.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения учащегося целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
иметь представление о временах года и сезонных изменениях в природе;
знать названия изучаемых объектов, их частей;
характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету, форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.);
уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);
отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса;
использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представления о назначении объектов изучения;
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;
знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);
владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);
ухаживать за комнатными растениями;
подкармливать птиц, живущих около школы;
составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 – 5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватно вести себя в кабинете, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк — дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;
применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми;
адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия;
быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Часы | Содержание учебного курса | Характеристика деятельности ученика |
1. | Сезонные изменения в природе | 12 | Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года. Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека. | Знание основных признаков каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Знание порядка месяцев в сезоне, в году. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей. Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков времен года по схемам, иллюстрациям. |
2. | Неживая природа | 4 | Знакомство учащегося со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли. Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы. Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.). | Рассматривание рисунков, опытов, схем. Ознакомление с составом, свойствами почвы. Знать, что почва – это верхний плодородный слой земли. Правила защиты почвы от неблагоприятных условий природы и поведения человека. Различать формы поверхности Земли. |
3. | Живая природа | 18 | Растения. Закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля. Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. Животные. Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания. Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека. Насекомые-вредители. При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека Человек. Формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. | Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Определять части растений, виды растений, называть растения. Первичные представление о культурных, дикорастущих, лекарственных растениях. Значение растений в природе. Различать деревья, кустарники, травы. Рассказывать о сезонных работах в саду, огороде, в поле. Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Формулировка правил поведения в лесу. Сравнение внешнего вида растений леса, сада, огорода, поля. Рассматривание иллюстраций и видео. Называние объектов. Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на вопросы. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке. Ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек). Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, просмотр видео. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы. Личная гигиена и режим дня. Травматизм Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека. Правила поведения человека в окружающей его среде. Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся |
Предметные | Личностные |
Сезонные изменения в природе – 12 часов |
1 | Осень. Растения осенью. | узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях | умение организовать своё рабочее место | Экскурсия, наблюдения за природой, беседа, работа с текстом учебника |
2 | Животные осенью. | иметь представления о назначении объектов изучения | Осознание себя как ученика. | Работа с иллюстрацией |
3 | Труд людей осенью. | иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире | умение обращаться за помощью, принимать помощь | Самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником |
4 | Зима. Растения зимой. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. | Составление рассказа. Проверочная работа по изученной теме |
5 | Животные зимой. | Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | Чтение информационных сообщений |
6 | Труд людей зимой. | Учиться работать по предложенному учителем плану. | формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников | Дополнение рассказов-описаний |
7 | Весна. Растения весной. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | Составление загадок по схеме, опорным словам, вопросам. Интерактивная викторина по изучаемой теме |
8 | Животные весной. | Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство); | формирование готовности к самостоятельной жизни | Решение кроссворда, работа в рабочей тетради |
9 | Труд людей весной. | Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | Работа с учебником |
10 | Лето. Растения летом. | Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов. | формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников | Игровое задание "Филворд" |
11 | Животные летом. | составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей | Выполнение проверочной работы, работа с учебником |
12 | Труд людей летом. | быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. | овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | Работа с учебником, составление рассказа |
Неживая природа – 4 часа |
13 | Почва. | проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке; | умение обращаться за помощью, принимать помощь | Беседа, работа по карточкам |
14 | Почва. | проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке; | умение обращаться за помощью, принимать помощь | Беседа, работа по карточкам |
15 | Рельеф. | адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира | формирование готовности к самостоятельной жизни | Контрольная работа |
16 | Рельеф. | адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира | формирование готовности к самостоятельной жизни | Контрольная работа |
Растения – 7 часов |
17 | Огород. | Знать названия растений огорода | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | Работа с учебником, решение интерактивного кроссворда |
18 | Лес. | Знать названия растений леса | формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников | Работа с учебником |
19 | Сад. | Знать названия растений сад | умение организовать своё рабочее место; | Игровое задание "Филворд" |
20 | Растения культурные и дикорастущие. | Отличать культурные растения от дикорастущих | овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | Выполнение самостоятельной работы |
21 | Лекарственные растения. | Знать названия лекарственных растений | овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | Работа в рабочей тетради, решение кроссворда |
22 | Парки. | Знать названия парков и их предназначения | умение обращаться за помощью, принимать помощь | Работа с учебником, ответы на вопросы |
23 | Растения поля. | Знать названия растений поля | умение организовать своё рабочее место; | Самостоятельная работа |
Животные – 5 часов |
24 | Домашние животные. | Знать названия домашних животных | овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | Работа в рабочей тетради, интерактивная викторина |
25 | Птицы. | Знать классификацию птиц | формирование готовности к самостоятельной жизни | Проверочная работа |
26 | Дикие птицы. | Знать названия диких птиц | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей | Работа в паре по карточкам |
27 | Домашние птицы. | Знать названия домашних птиц | умение обращаться за помощью, принимать помощь | Контрольная работа |
28 | Насекомые. Пчелы. | Знать названия насекомых | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | Работа по цепочке |
Человек – 6 часов |
29 | Мозг человека. | знать основные правила личной гигиены; | формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников | Установление причино-следственных связей |
30 | Режим дня. | знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения | овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | Игровое задание "Кроссворд" |
31 | Охрана природы. | иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Чтение информационных сообщений. Выполнение проверочной работы |
32 | Правила поведения дома. Правила поведения в школе. | Знать основные правила поведения дома и в школе | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей | Просмотр видео, фильмов, игровое задание "Интерактивная викторина" |
33 | Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход. | Знать правила дорожного движения | формирование готовности к самостоятельной жизни | Работа в парах по карточкам. |
34 | Транспорт. Мы - пассажиры. | Знать классификацию транспорта. знать правила поведения пассажиров. | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обще | |
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
Учебник «Мир природы и человека» 4 класс, авторы: Н.Б.Матвеева, И .А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова, Москва "Просвещение", 2018 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
Демонстрационные пособия
Материально – техническое обеспечение учебного процесса:
«Дикие животные»
«Домашние животные»
«Правила дорожного движения»
«Времена года»
«Овощи»
«Фрукты»
Плакат «Календарь погоды»
Сюжетные картинки «Времена года»
Предметные картинки.
Итоговая контрольная работа по предмету «Мир природы и человека»
за 2020-2021 учебный год
Класс
Укажи стрелками, к чему относятся изображенные предметы.
| Живая природа Неживая природа Сделано руками человека | |
Подчеркни в каждом ряду «лишнее» растение.
береза * осина * сосна * тополь
картофель * помидор * пшеница * свекла
черника * роза * брусника * голубика
Подпиши части дерева
Напиши какое растение изображено. Какие части растения изображены на рисунке. Дорисуй недостающие части.
Соедини дорожный знак с его значением.
Пешеходный переход Подземный пешеходный переход Осторожно! Дети! Проезд на велосипеде запрещен Автомобильная дорога Проход запрещен | |
Укажи цифрами по порядку действия мальчика в течение дня.
Подпиши группу растений и допиши в каждый ряд название растения.
| абрикос, вишня, яблоня | |
| липа, клен, осина | |
| кедр, ель, лиственница | |
| крыжовник, шиповник | |
| ячмень, рожь, овес | |
| помидор, репа, редис | |
| фикус, папоротник | |
Подпиши внешнее строение птицы
Составить рассказ по картинке