СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа 4 класс (интеллектуальное нарушение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для учащегося 4 класса (интеллектуальное нарушение).

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа 4 класс (интеллектуальное нарушение)»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»



РАССМОТРЕНА

Руководитель ШМО

_______________________ФИО


«_____»__________ 20____г.


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УМР

_____________ФИО


«_____»__________ 20____г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»


от________________№________








Адаптированная рабочая программа

по предмету «Мир природы и человека»

учащегося 4 класса

(интеллектуальное нарушение)



Составитель: Шупилова О.В.

учитель начальных классов







Биробиджан,

2020 — 2021 уч. год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. и учебника «Мир природы и человека» для 4 класса в 2-х частях, авторов Н.Б.Матвеева, И. А. Ярочкина, М.А. Попова, Т. О. Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.


Общая характеристика учебного предмета

Клинико-психологическое изучение выявило большое количество фактов, которые свидетельствуют о том, что дети с нарушением интеллекта иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают мир и функционируют в нем: неадекватно, не критично, часто инфантильно. Детям с выраженными нарушениями интеллекта свойственна полная неспособность к отвлечению от конкретной ситуации.

Признаки недоразвития обнаруживаются в особенностях речи: такие дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые выражают качества, свойства и отношения предметов, то есть сенсорных эталонов. Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична. Суждения бедны и большая их часть без переработки заимствованы у окружающих. Логические процессы на очень низком уровне.

Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества.

Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Нарушение интеллекта обуславливает особенности восприятий и ощущений. Ощущение и восприятие - первая ступень познания окружающего мира.

Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для данных детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.

Таким образом, у детей с нарушением интеллекта наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний о мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Такое отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении. Поэтому, не удивительно, что эти дети плохо ориентируются в окружающей обстановке.

Наиболее выраженная особенность восприятий детей с нарушением интеллекта - инактивность. Глядя, на какой-нибудь предмет у детей не возникает желания рассмотреть его в деталях, разобраться в свойствах. Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. У детей этой группы недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах.

Еще одной особенностью мышления детей с нарушением интеллекта является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской).

Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящегося вне круга, определяемого взрослыми. Об этом свидетельствует поверхность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми из источников массовой информации, книг, общения со взрослыми.

У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят ошибки, даже после просьбы взрослого проверить свою работу. В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом.

У детей рассматриваемой категории обычно наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности.

Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности при необходимости сосредоточиться для поиска решения проблемы, что связано и со слабым развитием у них эмоционально-волевой сферы.

Формирование временных представлений и ориентировки во времени у детей также проходит с еще большими трудностями и гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся детей. Понятие временной длительности образуется значительно позже, чем представление о последовательности. У данных детей понятие длительности складывается лишь в 5-6 классах, то есть старших классах вспомогательной школы. Школьники, поступившие в 1 класс, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Они не могут представить того, что время течет, не останавливаясь, и его течение необратимо. Некоторые ученики считают, что ночью часы останавливаются, так как все спят. Ученики заучивают названия времен года, однако применить свои знания не могут. У детей нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Дети с нарушениями интеллекта имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. У школьников единичные соотношения мер времени также усваиваются с трудом. Отмечаются затруднения в формировании представлений отдаленности и последовательности событий.

У детей с нарушением интеллекта также снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них появляется повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Среди личностных контактов у таких детей преобладают наиболее простые.

Специфика предмета «Мир природы и человека» состоит в том, что дети с нарушением интеллекта не видит окружающие его предметы и явления, не может сравнивать их, устанавливать сходства и различия, делать обобщения, не может воспринимать наблюдаемые явления и предметы.

Значение предмета состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для уточнения и обогащения знаний и представлений о предметах ближайшего окружения у школьников с ОВЗ. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.


Основная цель изучения предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Содержание рабочей программы связано с содержанием других учебных предметов, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта - обучение грамоте, развитие речи, ручной труд, математика.


Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

  • формирует знания обучающихся о природе своего края;

  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.


Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Мир природы и человека» в 4 классе отведено 34 часа в год из расчета 34 учебные недели по 1 часу в неделю.

Программа составлена с учетом тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности учащегося 4 класса Бронштейна Никиты. Программа скорректирована с учетом реальных возможностей учащегося. В основу построения программы положен концентрический принцип, связанный с последовательным расширением материала, который позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудностей содержания курса, и направлен на поддержание и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности путем выделения и фиксации минимального объема изучения данной образовательной области, а также создаёт хорошие условия для формирования и развития УУД.

Для Никиты произвольная организация очень сложна, но доступна. Учащийся быстро устает, может истощаться и перевозбуждаться. Мальчик имеет выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания.

В связи с этим при организации обучения особое внимание уделяется:

- специальной поддержке ребенка в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;

- созданию условий, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя), упорядоченности и предсказуемости происходящего на уроке;

- установке педагогом и развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях.

Образовательный процесс организован в индивидуальной очной форме обучения с использованием современных педагогических технологий (информационно-коммуникационная технология, игровая технология, метод самостоятельной работы).

Для реализации рабочей программы на уроках по предмету «Мир природы и человека» используются: самостоятельные, творческие и тестовые работы, предусматривается самопроверка. Внедряются различные методы обучения, такие, как: игровой, наглядный, частично-поисковый. Применяются разнообразные средства обучения: карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы, раскраски.


Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения учащегося целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

  • практический метод (упражнения, практическая работа);

  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);

  • коллективный, индивидуальный;

  • творческий метод;

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);                                                                                          

  • рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.

Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.                                                                                                                          

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России;

  • формирование чувства гордости за свою Родину;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение  социально-бытовыми  умениями,  используемыми  в  повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность  к  осмыслению  социального  окружения,  своего  места  в  нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.                  

Предметные результаты:                                                                                                    

  • иметь представление о временах года и сезонных изменениях в  природе;

  • знать названия изучаемых объектов, их частей;

  • характеризовать  знакомые  предметы  по  основным  свойствам  (цвету,  форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.);

  • уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);

  • отвечать  на  поставленный  вопрос  полным  ответом,  используя  слова  данного вопроса;

  • использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.

Минимальный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представления о назначении объектов изучения;

  • относить  изученные  объекты  к  определенным  группам  (корова  -  домашнее животное);

  • называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

  • знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;

  • знать основные правила личной  гигиены;

  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

  • выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;

  • знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);

  • владеть   несложными   санитарно-гигиеническими   навыками (мыть   руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);

  • владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • подкармливать птиц, живущих около школы;

  • составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 – 5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

  • адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

  • адекватно вести себя в кабинете, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.                                                                                                  

Достаточный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк — дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

  • знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств;

  • знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

  • быть готовыми  использовать  полученные  знания  при  решении  учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

  • проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;

  • применять сформированные знания и  умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять        желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

  • проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми;

  • адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

  • совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия;

  • быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Учебно-тематический план

Тема раздела

Часы

Содержание учебного курса

Характеристика деятельности ученика

1.

Сезонные изменения в природе

12

Формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.

Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

Знание основных признаков каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние.

Знание порядка месяцев в сезоне, в году.

Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей.

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков времен года по схемам, иллюстрациям.


2.

Неживая природа

4

Знакомство учащегося со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.

Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.).


Рассматривание рисунков, опытов, схем. Ознакомление с составом, свойствами почвы. Знать, что почва – это верхний плодородный слой земли. Правила защиты почвы от неблагоприятных условий природы и поведения человека.

Различать формы поверхности Земли.



3.

Живая природа


18

Растения. Закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные. Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

Насекомые-вредители.

При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека

Человек. Формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.


Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Определять части растений, виды растений, называть растения. Первичные представление о культурных, дикорастущих, лекарственных растениях. Значение растений в природе.

Различать деревья, кустарники, травы. Рассказывать о сезонных работах в саду, огороде, в поле.  Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Формулировка правил поведения в лесу. 

Сравнение внешнего вида растений леса, сада, огорода, поля.











Рассматривание иллюстраций и видео. Называние объектов. Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на вопросы.  Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке.

Ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным.

Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек).































Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, просмотр видео. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы.

Личная гигиена и режим дня. Травматизм

Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека.

Правила поведения человека в окружающей его среде.


Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.











Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Предметные

Личностные

Сезонные изменения в природе – 12 часов

1

Осень. Растения осенью.

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях

умение организовать своё рабочее место

Экскурсия, наблюдения за природой, беседа, работа с текстом учебника

2

Животные осенью.

иметь представления о назначении объектов изучения

Осознание себя как ученика.

Работа с иллюстрацией

3

Труд людей осенью.

иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником

4

Зима. Растения зимой.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Составление рассказа. Проверочная работа по изученной теме

5

Животные зимой.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Чтение информационных сообщений

6

Труд людей зимой.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников

Дополнение рассказов-описаний

7

Весна. Растения весной.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Составление загадок по схеме, опорным словам, вопросам. Интерактивная викторина по изучаемой теме

8

Животные весной.

Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);

формирование готовности к самостоятельной жизни

Решение кроссворда, работа в рабочей тетради

9

Труд людей весной.

Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств

Работа с учебником

10

Лето. Растения летом.

Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников

Игровое задание "Филворд"

11

Животные летом.

составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Выполнение проверочной работы, работа с учебником

12

Труд людей летом.

быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа с учебником, составление рассказа

Неживая природа – 4 часа

13

Почва.

проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Беседа, работа по карточкам

14

Почва.

проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Беседа, работа по карточкам

15

Рельеф.

адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира

формирование готовности к самостоятельной жизни

Контрольная работа

16

Рельеф.

адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира

формирование готовности к самостоятельной жизни

Контрольная работа

Растения – 7 часов

17

Огород.

Знать названия растений огорода

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств

Работа с учебником, решение интерактивного кроссворда

18

Лес.

Знать названия растений леса

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников

Работа с учебником

19

Сад.

Знать названия растений сад

умение организовать своё рабочее место;

Игровое задание "Филворд"

20

Растения культурные и дикорастущие.

Отличать культурные растения от дикорастущих

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Выполнение самостоятельной работы

21

Лекарственные растения.

Знать названия лекарственных растений

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа в рабочей тетради, решение кроссворда

22

Парки.

Знать названия парков и их предназначения

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Работа с учебником, ответы на вопросы

23

Растения поля.

Знать названия растений поля

умение организовать своё рабочее место;

Самостоятельная работа

Животные – 5 часов

24

Домашние животные.

Знать названия домашних животных

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа в рабочей тетради, интерактивная викторина

25

Птицы.

Знать классификацию птиц

формирование готовности к самостоятельной жизни

Проверочная работа

26

Дикие птицы.

Знать названия диких птиц

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Работа в паре по карточкам

27

Домашние птицы.

Знать названия домашних птиц

умение обращаться за помощью, принимать помощь

 

Контрольная работа

28

Насекомые. Пчелы.

Знать названия насекомых

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств

Работа по цепочке

Человек – 6 часов

29

Мозг человека.

знать основные правила личной гигиены;

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников

Установление причино-следственных связей

30

Режим дня.

знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

 

Игровое задание "Кроссворд"

31

Охрана природы.

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Чтение информационных сообщений. Выполнение проверочной работы

32

Правила поведения дома. Правила поведения в школе.

Знать основные правила поведения дома и в школе

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Просмотр видео, фильмов, игровое задание "Интерактивная викторина"

33

Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход.

Знать правила дорожного движения

формирование готовности к самостоятельной жизни

Работа в парах по карточкам.

34

Транспорт. Мы - пассажиры.

Знать классификацию транспорта. знать правила поведения пассажиров.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обще



Материально-техническое обеспечение

Учебно-методический комплект:

  • Учебник «Мир природы и человека» 4 класс, авторы: Н.Б.Матвеева, И .А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова, Москва "Просвещение", 2018 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.


Демонстрационные пособия

  • Демонстрационный материал;

  • Дидактические игры;

  • Интернет;

  • Компьютер;

  • Принтер.


Материально – техническое обеспечение учебного процесса:

  • Таблицы:

«Дикие животные»

«Домашние животные»

«Правила дорожного движения»

«Времена года»

«Овощи»

«Фрукты»

  • Плакат «Календарь погоды»

  • Сюжетные картинки «Времена года»

  • Предметные картинки.





Итоговая контрольная работа по предмету «Мир природы и человека»

за 2020-2021 учебный год

  1. Класс


  1. Укажи стрелками, к чему относятся изображенные предметы.



Живая природа


Неживая природа


Сделано руками человека






  1. Подчеркни в каждом ряду «лишнее» растение.

  • береза * осина * сосна * тополь

  • картофель * помидор * пшеница * свекла

  • черника * роза * брусника * голубика

  1. Подпиши части дерева

  1. Напиши какое растение изображено. Какие части растения изображены на рисунке. Дорисуй недостающие части.















  1. Соедини дорожный знак с его значением.


Пешеходный переход

Подземный пешеходный переход

Осторожно! Дети!

Проезд на велосипеде запрещен

Автомобильная дорога

Проход запрещен





  1. Укажи цифрами по порядку действия мальчика в течение дня.



  1. Подпиши группу растений и допиши в каждый ряд название растения.


абрикос, вишня, яблоня




липа, клен, осина




кедр, ель, лиственница




крыжовник, шиповник




ячмень, рожь, овес




помидор, репа, редис




фикус, папоротник





  1. Подпиши внешнее строение птицы












  1. Составить рассказ по картинке