+МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИЖНЕАНГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
РАССМОТРЕНО МО учителей_______________ протокол от ______202 _ г №___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Зырянова М.А. _____________ |
Адаптированная рабочая программа
для детей с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения)
по географии
5-9 класс
на 2021– 2022 учебный год
| Составитель (ФИО) Серебренникова В.П. Должность: социальный педагог Категория: первая |
Нижнеангарск
2021 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 5 – 9 классов для обучающихся с умственной отсталостью (УО) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);
-Программа по географии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
-Основная общеобразовательная адаптированная программа для детей с умственной отсталостью МБОУ «НСОШ №1».
- Положение об адаптированной рабочей программе для обучения
детей с ОВЗ МБОУ «НСОШ №1».
География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
― формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
― формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран.
― формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
― формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф
― овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
― формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые применительно к изучению географии должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий
1.Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
предметные результаты
Результатами изучения курса являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
развитие мотивации к изучению предмета.
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
Минимальный уровень:
представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.
2.Содержание учебного предмета
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа должна изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам.
При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России).
На изучение «Географии России» отведен весь учебный год, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)
II. Природные зоны России
Учителю необходимо рационально распределить время на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая, таким образом, учащихся к изучению отдельных природных зон.
При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы — развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.
Тематическое планирование
по Географии
наименование курса
Класс 7
Учитель Серебренникова Валентина Петровна
Количество часов по учебному плану
Всего 34 часа; в неделю 1час.
Учебник: Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
Табличное представление тематического планирования
7 класс (34 часа)
Тема | Количество часов | Тема урока | Вид контроля |
Особенности природы и хозяйства России | 6 | 1.Географическое положение России на карте мира. Европейская и Азиатская части России. | текущий |
| | 2.Водные ресурсы России, их использование. | текущий |
| | 3.Население России. | текущий |
| | 4.Народы России. | текущий |
| | 5.Промышленность – основа хозяйства. Ее отрасли | текущий |
| | 6.Сельское хозяйство, его отрасли | текущий |
Природные зоны | 26 | 7.Размещение природных зон на территории России.. | текущий |
| | 8.Зона арктических пустынь. Положение на карте, климат | текущий |
| | 9.Растительный и животный мир. 10.Население и его основные занятия. | текущий |
| | текущий |
| | текущий |
| | текущий |
| | 11.Зона тундры. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые | текущий |
| | 12.Животный мир. Растительный мир. | текущий |
| | 13.Население и его основные занятия. | текущий |
| | 14.Города тундры: Мурманск, Архангельск | текущий |
| | 15.Лесная зона. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые лесной зоны. | текущий |
| | 16.Реки, озера, каналы. | текущий |
| | 17.Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. | текущий |
| | 18.Смешанные и лиственные леса. | текущий |
| | 19.Животный мир лесной зоны. | текущий |
| | 20.Значение леса. | текущий |
| | 21.Зона степей. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. | текущий |
| | 22.Растения зоны степей. 23.Животный мир степей. | текущий |
| | 24.Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые | текущий |
| | 25.Растительный мир и животный мир. | текущий |
| | 26.Зона субтропиков Положение на карте. | текущий |
| | 27.Курортное хозяйство. Города-курорты. Население и его основные занятия. | текущий |
| | 28. Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. | текущий |
| | 29.Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | текущий |
| | 30.Города и экологические проблемы Урала. | текущий |
| | 31.Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | текущий |
| | 32.Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | текущий |
Повторение | 2 | 33.Обобщение по географии России | текущий |
| | 34.Повторение изученного. | текущий |
Учебники:
1.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
2.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
3.Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. 4.Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2005