СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по биологии»













Адаптированная рабочая программа по биологии



















Пояснительная записка

           Рабочая программа «Биология» составлена на основе программы «Биология» Т.М. Лифановой из сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»  под редакцией И.М.Бгажноковой.

  Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана в соответствии   Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; «Примерной  адаптированной  основной  общеобразовательной  программы  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.

Основные требования к оформлению выполнены. Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой указаны цели и задачи курса, дается обоснование содержания. В содержании представлены основные блоки и разделы   с указанием количества часов.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

Цели и задачи

Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др. Соответственно целью обучения биологии в 7 классе является способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Основные задачи изучения биологии:

― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений;

― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями;

― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому воспитанию;

― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.


Личностные и предметные результаты освоения предмета

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

К предметным результатам освоения АООП относят:

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам

Биология:

Минимальный уровень:

представления об объектах и явлениях неживой и живой природы;

знание особенностей внешнего вида изученных растений, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знание общих признаков изученных групп растений, правил поведения в природе, техники безопасности в объеме программы;

выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;

применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями).

Достаточный уровень:

представления об объектах неживой и живой природы;

осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком;

установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знание признаков сходства и различия между группами растений; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;

узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога;

владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.

Формирование базовых учебных действий VII класc

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессам.

Введение (1 час)

Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая природа: растения, животные, человек.

Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).

Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.

Общие сведения о цветковых растениях (1 час)

Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки или др.).

Подземные и наземные органы растения (11 часов)

Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение цветка.

Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.

Практическая работа:

  • определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:

  • условия, необходимые для прорастания семян;

Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).

Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление).

Лист.  Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.

Демонстрация опытов: образование крахмала в листьях растений на свету; испарение воды листьями;дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег.

Демонстрация опыта:передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Экскурсии:в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября), с осенними явлениями в жизни растений.

Многообразие бактерий, грибов, растений(7 часов)

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы.Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.

Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Экскурсии:зимние явления в жизни растений.

Цветковые растения (11 часов)

Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные   растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Лабораторная работа:Строение луковицы.

Двудольные растения.

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Лабораторная работа:Строение клубня картофеля.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практические работы(3 часа)

  • в саду, на школьном учебно-опытном участке;

  • вскапывание приствольных кругов;

  • рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия: весенние явления в жизни растений

Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.

Календарно – тематическое планирование

урока, дата

Раздел программы

Тема урока

Методы и формы работы. Количество часов

Оборудование

Домашнее задание

Коррекционные задачи

Введение (1 часа)

1.

Введение

Многообразие растений. Цветковые и бесцветковые растения. Значение и охрана растений.

Беседа, работа с учебником, оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие растений», таблица «Царство растений», таблица «Жизненный цикл растений», таблица «Культурные и дикорастущие растения», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентации.

Стр. 5-13, вопросы стр. 7-8

Знакомство с живой природой. Формирование умения работы с учебником, лабораторным оборудованием.


Общее знакомство с цветковыми растениями.

Подземные и надземные части растений (12 часов)

2.

Строение растения. Строение цветка.

Рассказ учителя, практическая работа№1, работа с оборудованием.1 час

Таблица «Строение растения», гербарии, лупа, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, презентации, конспекты урока.

Стр.14-19, вопросы

Развитие умения работы с таблицей, лабораторным оборудованием.

3.

Соцветия. Опыление цветков.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.1 час

Таблица «Соцветия», гербарии растений, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа интерактивной доской, конспект урока, презентации.

Стр. 19-24, вопросы стр. 21

Развитие наблюдательности.

4.

Разнообразие плодов. Распространение плодов и семян.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.1 час

Коллекция плодов и семян, таблица «Разнообразие плодов», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, картинки. Работа с интерактивной доской, презентация, конспект урока.

Стр. 24-31, вопросы стр. 27

Развитие умения работы с оборудованием.

5.

Экскурсия в природу «Осенние явления в жизни растений». Подготовка сада к зиме.

Наблюдения за природой, беседа.

1 час

Дневник наблюдений

Отчёт по экскурсии

Сформировать представление о мире, который окружает человека.


6.

Внешний вид и строение семени однодольных и двудольных растений (на примере фасоли).

Рассказ учителя, практическая работа№3, работа с оборудованием.1 час

Таблица «Семена однодольных и двудольных растений», коллекция семян, лупа, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской.

Стр. 31-36, вопросы

Формирование умения выполнять лабораторную работу.

7.

Условия прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки их в почву.

Рассказ учителя, демонстрация опыта, практическая работа№5, работа с оборудованием.1 час

Коллекция семян, банки, вода, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, работа с интерактивной доской, конспект урока.

Стр. 37-44, вопросы стр. 39

Развитие наблюдательности, умение работать с коллекцией.


8.

Виды корней. Значение корня. Строение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Рассказ учителя, работа с таблицами

1 час

Таблица «Виды корней», иллюстрации, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока.

Стр. 44-53, вопросы

Развитие мышления.


9.


Внешнее строение листа.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.1 час

Таблицы «Строение и разнообразие листьев», «Клеточное строение листа», картинки, гербарии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентации.

Стр. 54-57, вопросы

Усвоение нового материала.

10.


Вещества, входящие в состав растений. Образование органических веществ в растении. Испарение воды листьями.

Рассказ учителя, демонстрация опытов.1 час

Подсолнечник, картофель, йод, листья герани, микроскоп, микропрепараты «Лист камелии», «Эпидермис листа герани», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Стр.57-64, вопросы

Развитие наблюдательности. Развитие познавательных процессов.

11.


Дыхание растений. Листопад и его значение.

Рассказ, демонстрация опыта, работа с учебником.1 час

Растения, пробирки, вода, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Стр. 65-70, вопросы

Развитие умения анализировать, сравнивать.


12.

Строение и значение стебля. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Разнообразие стеблей.

Рассказ учителя, работа с таблицами.1 час

Таблица «Строение стебля», таблица «Внутреннее и клеточное строение стебля липы», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация.

Стр. 71-79, вопросы стр.

Развитие мышления. Развитие умения работать с учебником и тетрадью.


13.

Взаимосвязь всех частей растений. Связь растений с окружающей средой. Обобщающий урок.

Беседа, работа с учебником и иллюстрациями. Контрольная работа. 1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, конспект урока.

Стр. 79-82, вопросы

Закрепление всех полученных ранее знаний.

Разнообразие бактерий, грибов и растений (7 часа)

14.

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Рассказ с элементами беседы. 1 час

Таблица «Бактерии», презентации, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока.

Стр. 204-208, вопросы стр. 208

Формирование правильного понимания природных явлений.

15.

Строение грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора и обработки.

Беседа, доклады учащихся, работа с оборудованием.1 час

Открытки, фотографии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблицы «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы», «Грибы — паразиты», микроскоп, микропрепараты «Плесень», «Мукор», карточки с заданиями, конспект урока.

Стр. 209-216, вопросы стр. 216

Воспитание бережного отношения к природе.


16.

Деление растений на группы. Мхи. Папоротники.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Разнообразие мхов», гербарий, таблица «Зелёный мох. Кукушкин лён», таблица «Разнообразие папоротников», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, микроскоп, микропрепарат «Спорогоний кукушкина льна», работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентации.

Стр. 84-90, вопросы стр. 88

Сформировать представление о мире, который окружает человека.

17.

Голосеменные (сосна и ель). Их сравнение. Отличие их от лиственных деревьев. Размножение. Использование древесины.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Сосна обыкновенная», коллекция голосеменных растений, шишка сосны и ели, гербарии, картинки, микроскоп, микропрепарат «Хвоя сосны», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация.

Стр. 90-93, вопросы

Развитие умения самостоятельной работы с коллекцией.

18.

Покрытосеменные (цветковые) растения.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Строение и разнообразие цветков», гербарии, картинки, микроскоп, микропрепарат «Завязь и семяпочка», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентация.

Стр. 94-96, вопросы

Развитие познавательных процессов.

19.

Экскурсия в природу «Зимние явления в жизни растений».

Наблюдение за природой, беседа.

1 час

Дневник наблюдений

Отчёт по экскурсии

Воспитание бережного отношения к природе.

20.

Обобщающий урок.

Контрольная работа. 1 час



Контроль знаний.

Цветковые растения (11 часов)

21.

Однодольные растения.

Злаковые. Общие признаки. Хлебные злаковые культуры.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Семейство злаковых», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь.

Стр. 96-103, вопросы

Развитие познавательных процессов.

22.

Однодольные растения.

Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве.

Рассказ с элементами беседы, работа с учебником.1 час

Рисунки учебника, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока.

Стр. 103-109, вопросы

Экологическое, эстетическое воспитание.

23.

Однодольные растения.

Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные. Овощные и дикорастущие лилейные.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Семейство лилейные», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентации.

Стр. 110-122, вопросы

Развитие умения работать с учебным материалом.

24.

Двудольные растения. Общие признаки Паслёновых. Картофель и выращивание его.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Семейство паслёновых», гербарий, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока, презентация.

Стр. 122-129, вопросы

Развитие познавательных процессов.

25.

Двудольные растения. Томат. Баклажан. Перец. Понятие о парниках и теплицах (совместно с учебником по сельскохозяйственному труду). Цветочно-декоративные паслёновые.

Беседа. 1 час

Гербарий, открытки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентации.

Стр. 131-140, вопросы

Развитие речи.

26.

Двудольные растения. Общие признаки бобовых. Бобы. Горох. Южные бобовые культуры. Кормовые бобовые культуры.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

1 час

Коллекция семян, гербарии, картинки, таблица «Семейство бобовые», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока.

Стр. 141-150, вопросы

Развитие наблюдательности.

27.

Двудольные растения. Общие признаки розоцветных. Шиповник.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Семейство Розоцветные», таблица «Шиповник», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентации, конспекты урока.

Стр. 150-153, вопросы стр. 153

Формирование представления о мире, который окружает человека.

28.

Двудольные растения. Яблоня. Груша. Вишня. (совместно с учебником по сельскохозяйственному труду).  

Беседа, работа с учебником.1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарий, конспект урока, презентации.

Стр. 153-168, вопросы

Воспитание бережного обращения с культурами.

29.

Двудольные растения. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

1 час

Коллекция семян, таблица «Семейство Сложноцветные», гербарий, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока, презентация.

Стр. 169-173, вопросы стр. 173

Продолжение умения работы с таблицами и коллекцией.

30.

Двудольные растения. Однолетние и многолетние сложноцветные.

Беседа, работа с учебником.1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии, конспект урока.

Стр. 174-180, вопросы стр. 176

Формирование правильного понимания природных явлений.

31.

Обобщающий урок «Однодольные и двудольные растения».

Контрольная работа. 1 час



Закрепление знаний.

Труд на пришкольном участке (3 часов)

32.

Перевалка комнатных растений.

Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся.

1 час

Растения, горшки, вода, земля, конспекты урока.


Воспитание трудолюбия.

33.

Пересадка комнатных растений.

Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся, работа с интерактивной доской.1 час

Растения, горшки, вода, земля, презентация, конспекты урока.


Воспитание трудолюбия.

34.

Весенняя уборка сада и весенняя обработка почвы».

Экскурсия: весенние явления в жизни растений


Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся.

1 час

Хозяйственно – огородный инвентарь. Конспект урока.


Воспитание трудолюбия.