СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по факультативу "Социализация человека"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по факультативу "Социализация человека"»


Пояснительная записка

Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Длительное проживание в интернате и специфика первичной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме.

Также причины затруднений социализации выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром данной категории.

Цель программы: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Задачи:

  1. Повышение уровня познавательной активности и объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

  2. Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации, умений,

навыков, необходимых для общения и взаимодействия в обществе.

  1. Сохранение и укрепление здоровья, формирование мотивации на здоровый образ жизни учащихся.

  2. Формирование навыков и умений, необходимых для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.

Принципы работы:

  1. Принцип педагогического стимулирования социальных проб - предусматривает создание условий для самооценки учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его общественных связей. В процессе включения в эти сферы у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

  2. Принцип вариативности организации в работе с детьми - предусматривает учет индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения.

  3. Принцип организации личного пространства ребенка - предполагает создание таких условий, когда воспитанник может оформить свое личное места, сохранять границы собственного «я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.

  4. Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности - предусматривает создание такого стиля отношений среди учащихся, при которых каждый стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе, организации их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

  5. Принцип нравственного обогащения социальной среды - предусматривает постоянное внесение в жизнедеятельность учащихся общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников, формирования у них нравственных привычек.

  6. Принцип развития самодеятельности и инициативы детей - предполагает активное участиеучащихся в принятии самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения организаторских ролей в различных видах деятельности, поддержки различных инициатив, направленных на достижения значимых целей.



Формы и методы реализации программы

В процессе реализации программы используются разнообразные формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация видеороликов, мини-лекции, описание профессий, конкурсы, викторины, составление и решение различных тематических кроссвордов.

Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на предприятия службы быта, магазины, в поликлиники, различные учреждения.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов. Игра способствует расширению знания об окружающем мире, систематизации жизненного опыта, активизации познавательной активности обучающихся.

Для коррекции развития учащихся с ОВЗ подбираются материалы для проведения дидактических игр. Эти материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики обучающихся. Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют развитие учебной мотивации.

Большое внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития учащихся беседа всегда должна сопровождаться наглядностью и эмоциональностью.

Поощрение, как один из методов стимулирования, имеет особое значение в работе, поэтому после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия. Это позволяет отметить их положительные качества, развитию стремления к положительным поступкам, к формированию воли.

В процессе планирования, подготовки и проведения различных видов деятельности у учеников совершенствуется умение анализировать, сравнивать, развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения. Таким образом, в каждом виде деятельности заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации будущих выпускников.

Направления деятельности

1. Трудовая подготовка.

  1. Социально-бытовая ориентация и культура поведения и общение.

  2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Реализация программы

Программа разработана для учащихся 8-9 классов, рассчитана на 33 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю.

Прогнозируемые результаты

Критерии

Показатели

Способы

проверки

Повышение уровня познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Должны уметь ориентироваться в окружающем мире, знать мир профессий.

Педагогическое наблюдение; методика «Социализированостьличности учащегося» М.Н. Рожкова

Развитие способностей к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми

Должны уметь культурно вести себя в обществе и различных жизненных ситуациях, конструктивно взаимодействовать с окружающими.

Индивидуальное собеседование;

диагностика взаимоотношений


Сохранение и укрепление здоровьяобучающихся и формирование мотивации на здоровый образ жизни

Иметь представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье, умение самостоятельно поддерживать свое здоровье.

Педагогическое наблюдение; анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»

Формирование навыков и умений необходимых для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения

Должны уметь применять полученные знания в практической жизнедеятельности, знать доступные приемы труда и правила безопасной работы и гигиены труда.

Педагогическое наблюдение


Тематическое планирование

Блок

Содержание блока


Всего часов

Трудовая

подготовка

Цель: создание условия для коррекции познавательной сферы и недостатков физического развития, обучающихся посредством трудового обучения.

Задачи:

- обучать доступным приемам труда;

- воспитывать уважение к людям труда;

- развивать самоконтроль и самостоятельность;

- воспитать трудолюбие, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе, развивать трудовые умения и навыки.

11 часов

Социально-бытовая ориентация и культура поведения


Доказано, что успех социализации и интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности выпускника, от способности самостоятельно организовывать свой быт.

Цель: создание психолого-педагогических условий для всесторонней подготовки, обучающихся к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Задачи:

- формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации выпускников;

- повышать уровень общего развития обучающихся;

- развивать навыки общения со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность.

11 часов

Здоровый и безопасный образ жизни


Цель: создание психолого-педагогический условий для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся.

Задачи:

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

- воспитывать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье.

10 часов

ИТОГО ЧАСОВ: 32

































Календарно - тематическое планирование

Название блока

Тема и содержание занятия

Количество

часов

Дата


1

Здоровый и безопасный образ жизни

Беседа «Гигиена подростка»

1

07.09.20

2

Трудовая подготовка

Составление композиции из сухоцветов «Осенний букет»

1

14.09.20

3

СБО и культура поведения

Беседа «Вежливость слов и поступков»

1

21.09.20

4

Трудовая подготовка

Презентация «Все профессии важны»

1

28.09.20

5

Здоровый и безопасный образ жизни

Беседа «Береги здоровье смолоду»

1

05.10.20

6

СБО и культура поведения

Викторина на знание этикета «Что? Где? Когда?»

1

12.10.20

7

Трудовая подготовка

Рисунок, аппликация «Осенний калейдоскоп»

1

19.10.20

8

Здоровый и безопасный образ жизни

Беседа «Стрессовые ситуации, пути выхода из них»

1

26.10.20

9

Трудовая подготовка

Беседа «Любой труд в почете»

1

09.11.20

10

СБО и культура поведения

Виртуальная экскурсия «Библиотека», «Картинная галерея»

1

16.11.20

11

Трудовая подготовка

Поделки «Бумажная фантазия»

1

23.11.20

12

Здоровый и безопасный образ жизни

Беседа «Здоровый образ жизни»

1

07.12.20

13

СБО и культура поведения

Конкурс рисунка, посвященный Дню народного единства

1

14.12.20

14

Трудовая подготовка

Конкурс ДПИ «Город мастеров»

1

21.12.20

15

Здоровый и безопасный образ жизни


Беседа «Наркотики и их последствия для здоровья»

1

11.01.21

16

Трудовая подготовка

Анкетирование «Мир моих увлечений»

1

18.01.21

17

СБО и культура поведения

Виртуальная экскурсия «Музей», «Кинотеатр»

1

25.01.21

18

Здоровый и безопасный образ жизни

Рисунок «Мой любимый вид спорта»

1

01.02.21

19

СБО и культура поведения

Виртуальная экскурсия «Банк», «Почта»

1

08.02.21

20

Трудовая подготовка

Рисунок в технике «Граттаж»

1

15.02.21

21

Здоровый и безопасный образ жизни

Беседа «Алкоголь и его пагубное влияние на организм»

1

01.03.21

22

СБО и культура поведения

Беседа «Культура общения юноши и девушки»

1

15.03.21

23

Трудовая подготовка

Изготовление подарков для мамы к международному женскому дню 8 марта

1

29.03.21

24

Здоровый и безопасный образ жизни

Видеоролики «Спорт – это жизнь»


1

05.04.21

25

СБО и культура поведения

Беседа «Хулиганство это социальное зло»

1

12.04.21

26

Трудовая подготовка

Выполнение картины в технике «Граттаж»

1

19.04.21

27

Здоровый и безопасный образ жизни

Беседы «Эти вредные привычки»

1

26.04.21

28

СБО и культура поведения

Беседа «Как вести себя в незнакомом обществе»

1

04.05.21

29

Трудовая подготовка

Коллаж «Парад профессий»


1

11.05.21

30

СБО и культура поведения

Беседа «Красота – это здоровье»

1

17.05.21

31

Здоровый и безопасный образ жизни

Викторина «Безопасность движения»

1

24.05.21

32

СБО и культура поведения

Беседа «Я и другие. Общение и конфликт»

1

31.05.21

ИТОГО ЧАСОВ:

32


ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета «Здоровый образ жизни»

1.Представь, что ты приехал в лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

А) мыло

Б) мочалка

В) зубная щетка

Г) зубная паста

Д) полотенце для рук

Е) полотенце для тела

Ж) тапочки

З) шампунь

2. На дверях столовой вывесили 2 расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.


1 расписание (А)

2 расписание (Б)

Завтрак

8.00

9.00

Обед

13.00

15.00

Полдник

16.00

18.00

Ужин

19.00

21.00

3.Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:

А) Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.

Б) Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

В) Зубы надо чистить утром и вечером.

4. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:

А) после прогулки

Б) после посещения туалета

В) после того, как заправил постель

Г) после игры в баскетбол

Д) перед посещением туалета

Е) перед едой

Ж) перед тем, как идешь гулять

З) после игры с кошкой или собакой

5. Как часто ты принимаешь душ?

А) каждый день

Б) 2-3 раза в неделю

В) 1 раз в неделю

6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

А) положить палец в рот

Б) подставить палец под кран с холодной водой

В) намазать палец йодом и накрыть чистой салфеткой

Г) намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой

Ключ

1.Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

Мыло(0) Зубная щетка(2) Полотенце для рук (0) Тапочки (2)

Мочалка (2) Зубная паста(0) Полотенце для тела (2) Шампунь (2)

Показатель: Знание правил пользования средствами личной гигиены.

2. На дверях столовой вывесили 2 расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.


1 расписание (А) (4)

2 расписание (Б) (0)

Завтрак

8.00

9.00

Обед

13.00

15.00

Полдник

16.00

18.00

Ужин

19.00

21.00

Показатель: Осведомленность о правилах организации режима питания.

3.Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:

- Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи (0)

- Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день (0)

- Зубы надо чистить утром и вечером (4)

Показатель: Осведомленность о правилах личной гигиены.

4.Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:

После прогулки (2) Перед посещением туалета (0)

После посещения туалета (2) Перед едой (2)

После того, как заправил постель (0) Перед тем, как идешь гулять (0)

После игры в баскетбол (2) После игры с кошкой или собакой (2)

Показатель: Осведомленность о правилах личной гигиены.

5. Как часто ты принимаешь душ?

Каждый день (4) 2-3 раза в неделю (2) 1 раз в неделю (0)

Показатель: Осведомленность о правилах личной гигиены.Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимися:

30-36 – высокий уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ

24-29 – достаточная осведомленность о требованиях ЗОЖ

18-23 – недостаточная осведомленность о требованиях ЗОЖ

Меньше 18 – низкий уровень осведомленность о требованиях ЗОЖ


Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии

Цель: определение готовности учащихся к выбору про­фессии.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать ниже­перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора - материальные интересы.

3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.

4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение по­тому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, чтооно недалеко от дома.

6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты...

7. Вы читаете периодические издания, связанные с буду­щей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спе­шить, сначала следует получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности не достает.

12. Вы занимаетесь развитием профессионально значи­мых качеств.

13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияетна выбор профессии?

14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18. Главное в выборе профессии - возможность посту­пить в профессиональное учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учеб­ное заведение.

20. Вам известно о возможностях трудоустройства по из­бираемой профессии.

21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устро­иться на работу (учебу).

22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.

23. Если не удастся поступить в избранное учебное заве­дение, то Вы будете пытаться еще раз.

24. Для правильного выбора профессии достаточно Ваше­го слова «хочу».

Обработка и интерпретация результатов. Проставьте по­лученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

I




II




1....




2....




3....




4....




6....




5....




7....




9....




8....




10....




11....




13....




12....




15....




16. ...




18. ...




17....




21....




19....




24. ...




20. ...








22. ...








23. ...









Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором - сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору про­фессии по следующей шкале:

0-6 баллов - неготовность;

7-12 баллов - низкая готовность;

13-18 баллов - средняя готовность;

19-24 балла - высокая готовность.


Методика для изучения социализированности личности учащегося

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (про­слушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

0 - никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружа­ющие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1


5


9


13


17


2


6


10


14


18


3


7


11


15


19


4


8


12


16


20


Обработка полученных данных. Среднюю оценку соци­альной адаптированности учащихся получают при сложе­нии всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе анало­гичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нрав­ственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый ко­эффициент больше 3, то можно констатировать высо­кую степень социализированности ребенка; если же он боль­ше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.


Недописанный тезис

Метод недописанного тезиса выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Воспитаннику предлагается заготовленный заранее листок с тезисами, которые необходимо дописать. На ответ отводится ограниченное время (до одной минуты).

1. Хорошая жизнь - это...

2. Быть человеком - значит...

3. Самое главное в жизни...

4. Нельзя прожить жизнь без...

5. Чтобы иметь друзей, надо...

6. Когда никого нет вокруг, я...

7. Когда есть свободное время...

8. Чтобы стать настоящей личностью, надо...

9. Если видишь недостатки человека, надо...

10. Я лучше чувствую себя, когда...

11. Когда вижу, как мой товарищ совершает что-то дурное, я...

12. Бессовестному человеку на свете живется...

13. Встретив вежливого человека, я всегда...

14. Мне кажется, что взрослые...

15. Пожилые люди обычно...

16. Лучшее хобби - это...

17. Я думаю, что мои родители...

18. Я не всегда добросовестно...

19. Через пять лет я...

20. Через двадцать лет я...

21. Я благодарен ...

Посмотрев результаты, педагог группирует мнения подростков: социальная ориентация или индивидуалистическая позиция, моральное предпочтение или вещественно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность.























Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

  1. Воронкова В.В., Казанкова С.А. Социально - бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. Москва: Владос, 2016

  2. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие: [для психологов, педагогов, воспитателей специальных школ] / [М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, И. В. Кузнецова и др.]; под ред. М. И. Рожкова. – Москва: Владос, 2015

  3. Гуткина, Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина. – Москва: Педагогический поиск, 2001. – 160с. – (Библиотека администрации школы).

  4. Гладкая В.В. Социально - бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - Москва: НЦ ЭНАС, 2013.

  5. Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: методическое пособие для педагогов общего и специального образования / И. В. Ковалец. - Москва: Владос, 2014 – 133с.

  6. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе / В.М. Лизинский. – Москва: Педагогический поиск – (Библиотека администрации школы) – ч. 1. – 2012. -160 с.

  7. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе / В.М. Лизинский. – Москва: Педагогический поиск – (Библиотека администрации школы) – ч. 2. – 2014. – 160 с.

  8. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: (метод. Пособие для кл. рук.) / В. П. Созонов. – Москва: Педагогический поиск, 2015. -160с. – Библиогр.: с. 160.

  9. Львова, С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А. Львова - Москва: Владос, 2013 - 137 с. - (Коррекционная педагогика) 

  10. Формирование здорового образа жизни российских подростков: учеб.-метод. пособие для класс. рук. 5-9 кл. / ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. – Москва: Владос, 2002. – 191 с. – (Здоровьесберегающая педагогика). – Библиогр.: с. 190-191

  11. Хилько А.А. и др. Преподавание социально - бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»).- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2016.- 223с.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  1. Виртуальная экскурсия по зданию президентской библиотеки - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.prlib.ru/virtualnaya-ekskursiya-po-zdaniyu-prezidentskoy-biblioteki

  2. Высшая школа делового администрирования - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://s-ba.ru/events

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  4. Третьяковская галерея - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.tretyakovgallery.ru/

  5. Уроки рисования - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=oE7eTH7VE8g

  6. 41 лучший виртуальный музей мира, который необходимо посетить [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/virtualnye-ekskursii/