Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Ичалковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель ШМО _____Четвергова М.И. Протокол № _____ «_____»_______2020г. | Согласовано Заместитель директора по УР МОБУ «Ичалковская СОШ» __________Зубова Т.А. «_____»______ 2020г. | Утверждаю Директор МОБУ «Ичалковская СОШ» ____________ Зубанов АН «____» _______2020г. |
Адаптированная рабочая программа
учебного курса
«Русский язык»
для учащегося 1 класса
(надомное обучение)
Шевцова Людмила Николаевна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 с изменениями от 08.05.2019 № 233, с изменениями от 18.05.2020 № 249 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»
5. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015
6. Адаптированная образовательная программа МОБУ «Ичалковская СОШ».
7. Учебный план МОБУ «Ичалковская СОШ» на 2020-2021 учебный год.
8. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью,
под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г
Цели и задачи
Основная цель обучения русскому языку неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды.
Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты.
Задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нём. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма.В букварный период у школьников формируются первоначальные каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения.Формирование первоначальных навыков письма проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа предусматривает обучение русскому языку в 1 классе из расчёта 0.5 ч в неделю, 17 ч/год.
Срок реализации программы 1 год.
Учебно-методический комплект
Учебник «Букварь», Аксёнова А.К., учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова 3-е издание, Москва, Просвещение, 2017 г.
«Пропись №1,№2,№3»,Аксёнова А.К, Комарова С.В., Шишкова М.И. 6-е издание, Москва, Просвещение, 2018г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами или по слогам;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– определять количество букв и звуков в слове;
- списывать с печатного образца;
Содержание программы учебного курса
Добуквариый период
В этот период начинается работа по формированию обще речевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте (письмо и развитие речи) значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать учителя, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте (письмо и развитие речи) предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т.д.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например, шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т.д. Учащиеся практически знакомится с понятиями слово, часть слова, слог, звук. Он учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
На уроках письма и развития речи первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учится рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
К концу добукварного периода ученик должен уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки, а, у, м в начале слов.
В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
Букварный период
В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения письмом. Материалом обучения грамоте (письмо и развитие речи) являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур является наиболее доступным школьнику специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения). Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Письмо букв и слоговых структур осуществляется постепенно после изучения их на уроках чтения и развития речи. Сначала изучается письмо слогов-слов (ау, уа), затем обратных слогов (ам, ум), после этого прямых слогов (ма, му) и после них слоги со стечением согласных. Письмо слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения Русского языка является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок русского языка оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Выявление уровня подготовленности учащихся Пользование карандашом и ручкой. Правила посадки при письме. | 1 | |
| Элементы букв. Овалы и полуовалы. | 1 | |
| Элементы букв.Наклонные палочки и полочки с закруглением и петлями. | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «А, а». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «У,у». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «М,м». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «О,о». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «Х,х». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «С,с; » | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв « Н,н.» | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания строчной буквы «ы». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «Л,л». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «В,в». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «И,и». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «Ш,ш». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «П,п». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв « Т,т». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «К,к». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «З,з». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «Р,р». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания строчной буквы «й». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «Ж,ж». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв « Б,б». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «Д,д». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «Г,г». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания строчных букв «ь,ъ». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв«Е,е; Ё,ё». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв «Ю,ю». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавных и строчных букв «Я,я;Э,э». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв«Ч,ч». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв« Щ,щ». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв«Ф,ф». | 1 | |
| Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной букв« Ц,ц». | 1 | |
.