Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Листопадовская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru
ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150
Принята решением педагогического совета «26 » августа 2020 года ( протокол № 1) | «Утверждаю» Директор школы _______Л.А.Чернавина Приказ 100/1 от 27.08.2020 г. |
Рабочая программа
по математике (В-1)
3 класс
УМК:
1. Алышева Т.В. Математика. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.
2. Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).– М.: Просвещение, 2017.
3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013, (программа по предмету « Математика», автор М.Н.Перова, В.В. Эк).
Составитель:
учитель начальных классов:
Ильина Ольга Николаевна,
I квалификационная категории
с.Листопадовка
2020-2021 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1015 от 30.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановления № 26 от 10.07.2015г. Об утверждении СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Устава МКОУ Листопадовской СОШ;
- Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Листопадовской СОШ (вариант 1), протокол педсовета №1 от 28.08.2018 г., приказ №1 от 01.09.2018 г.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся (воспитанников) этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
На изучение предмета «Математика» в 3 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
13. Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
• знание числового ряда 1-20 в прямом и обратном порядке; • счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 20; • откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного материала; • знание названия компонентов сложения, вычитания; • понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; • знание таблицы умножения однозначных чисел до 5; • пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; • знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; • выполнение письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 20; • знание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см, дм), массы, времени и их соотношения; • различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел; • определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 часа; • решение, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; • вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью учителя на бумаге в клетку. | • знание числового ряда 1-100 в прямом порядке; • счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100; • откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала; • знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения; • понимание смысла арифметических действий сложения, вычитания, умножения; • знание таблицы умножения всех однозначных чисел; • понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; • знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; • знание и применение переместительного свойство сложения и умножения; • выполнение письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; • знание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см, дм, м), массы, времени и их соотношения; • различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах); • знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; • умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; • знание количества суток в месяцах; • определение времени по часам тремя способами с точностью до 5 мин; • решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; • краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия; • различение замкнутых, незамкнутых кривых, линий; • знание названий элементов четырехугольников; • различение окружности и круга. |
Метапредметные результаты:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
Содержание учебного предмета.
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение и запись круглых десятков. Счёт десятками до 100. Запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Умение откладывать число в пределах 100 на счётах.
Числовой ряд 1-100. Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый). Присчитывание, отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности). Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду, сравнение чисел по количеству десятков и единиц. Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа чётные и нечётные.
Единицы измерения и их соотношения
Монета 50 к., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 к., 10 к.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.). Размен бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 10 р., 5 р. (по 10 к., 5 к.). Соотношение: 1 р. = 100 к.
Единица измерения длины: метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Единица измерения массы: килограмм. Обозначение: 1 кг. Единица измерения ёмкости: литр. Обозначение: 1 л. Единицы измерения времени: минута, год. Обозначение: 1 мин, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 28, 29, 30, 31 СУТ., 1 год = 12 мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия.
Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Сравнение записей, полученных при счёте и измерении.
Определение времени по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин (10 ч 45 мин и без 15 мин 11 ч).
Арифметические действия
Называние компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 30, 60 + 7, 60 + 17, 65 + 1, 61 + 7, 61 + 27, 61 + 9, 61 + 29, 92 + 8, 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания, нуль в результате вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагaeмыx. Знак умножения «х»). Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением. Запись и чтение действия умножения. Деление на две равные части, или пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления «: ». Чтение действия деления.
Таблица умножения числа на 2. Называние компонентов и результата умножения (в речи учителя).
Таблица деления числа на 2. Называние компонентов и результата деления (в речи учителя). Взаимосвязь действий умножения и деления.
Таблица умножения чисел на 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 равных частей в пределах 20. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Скобки. Действия 1 и 11 ступеней. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Геометрический материал
Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Пересечение линий (отрезков), точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой.
Окружность, круг. Циркуль. Центр и радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Обозначение центра окружности буквой о. Дуга как часть окружности.
Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника. Название многоугольника в зависимости от количества углов. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Четырёхугольник.
Прямоугольник (квадрат). Противоположные стороны.
Свойства сторон, углов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов | Дата |
| Повторение. Нумерация чисел в пределах 20. | | |
1 | Числовой ряд от 1 до 20. | 1 | |
2 | Свойства чисел в числовом ряду. | 1 | |
3 | Сравнение чисел в пределах 20. | 1 | |
4 | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | 1 | |
5 | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | 1 | |
| Нумерация чисел в пределах 100 | | |
6 | Получение и запись круглых десятков. | 1 | |
7 | Счёт десятками до 100. | 1 | |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Второй десяток». | 1 | |
9 | Запись круглых десятков. | 1 | |
10 | Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. | 1 | |
11 | Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. | 1 | |
12 | Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. | 1 | |
13 | Числовой ряд 1-100. | 1 | |
14 | Счёт в пределах 100. Присчитывание, отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4. | 1 | |
15 | Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду, по количеству десятков и единиц. | 1 | |
16 | Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков, единиц в пределах 100. | 1 | |
17 | Числа чётные и нечётные. | 1 | |
| Единицы измерения и их соотношения | | |
18 | Монета 50 к., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. одной купюрой 50 р., 100 р. | 1 | |
19 | Размен бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. по 10 р., 5 р.. Соотношение: 1 р. = 100 к. | 1 | |
20 | Единица измерения длины: метр. | 1 | |
21 | Единица измерения массы: килограмм. | 1 | |
22 | Единица измерения ёмкости: литр. | 1 | |
23 | Единицы измерения времени: минута, год. | 1 | |
24 | Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. | 1 | |
25 | Сравнение записей, полученных при счёте и измерении. | 1 | |
26 | Определение времени по часам с точностью до получаса, до четверти часа, до 5 мин. | 1 | |
27 | Контрольная работа №2 по теме «Нумерация чисел в пределах 100». | 1 | |
| Арифметические действия | | |
28 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 | |
29 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. | 1 | |
30 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. | 1 | |
31 | Нуль в качестве компонента сложения. | 1 | |
32 | Нуль в качестве компонента вычитания. | 1 | |
33 | Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Знак умножения «х». | 1 | |
34 | Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением. | 1 | |
35 | Запись и чтение действия умножения. | 1 | |
36 | Деление на две равные части, или пополам. | 1 | |
37 | Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления «:». | 1 | |
38 | Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления «:». | 1 | |
39 | Чтение действия деления. | 1 | |
40 | Таблица умножения числа на 2. | 1 | |
41 | Таблица деления числа на 2. | 1 | |
42 | Взаимосвязь действий умножения и деления. | 1 | |
43 | Таблица умножения и деления чисел на 3 равных частей в пределах 20. | 1 | |
44 | Таблица умножения и деления чисел на 4 равных частей в пределах 20. | 1 | |
45 | Таблица умножения и деления чисел на 5 равных частей в пределах 20. | 1 | |
46 | Переместительное свойство умножения. | 1 | |
47 | Взаимосвязь таблиц умножения и деления. | 1 | |
48 | Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. | 1 | |
49 | Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками. | 1 | |
50 | Повторение пройденного материала по разделу «Арифметические действия». | 1 | |
51 | Контрольная работа № 3 по теме «Арифметические действия в пределах 100». | 1 | |
| Арифметические задачи | | |
52 | Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части). | 1 | |
53 | Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части). | | |
54 | Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. | 1 | |
55 | Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. | 1 | |
56 | Составные арифметические задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач. | 1 | |
57 | Составные арифметические задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач. | 1 | |
| Геометрический материал | | |
58 | Окружность, круг. Центр и радиус. | 1 | |
59 | Дуга как часть окружности. | 1 | |
60 | Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника. | 1 | |
61 | Четырёхугольник. | 1 | |
62 | Прямоугольник (квадрат). | 1 | |
63 | Противоположные стороны прямоугольника. | 1 | |
64 | Противоположные стороны квадрата. | 1 | |
65 | Свойства сторон, углов. | 1 | |
66 | Повторение пройденного материала. | | |
67 | Повторение пройденного материала. | 1 | |
68 | Контрольная работа № 4 по теме: «Повторение пройденного за год». | 1 | |
69 | Повторение пройденного материала за год. | 1 | |
70 | Повторение пройденного материала за год. | 1 | |