1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» составлена на основе :
1.Закона об образовании Р. Ф.(от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ)
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014года №1559 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3.СанПиНа 2.4.2.3286-15 для детей с овз.
4.Примерной программы Воронковой.
5.Учебного плана и адаптированной образовательной программы в школе
.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К. Аксеновой, Э.В .Якубовской «Русский язык». Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2017г.
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.
Цели:
расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
Задачи:
обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
совершенствование произносительной стороны речи;
формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому (при котором отводится только 35 часов в год), то количество часов на изучение отдельных тем значительно сокращено.
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Предметные результаты
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
3..Содержание.учебного.предмета
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лент обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащения и уточнения словаря, обучению построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.)
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
7 класс
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Простые предложения. Однородные члены предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Текст.
Слово.
Правописание безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных. Глагол как часть речи, грамматические признаки и правописание глаголов. Местоимение как часть речи. Склонение личных местоимений.
Предложение.
Простые и сложные предложения. Однородные члены предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Связная речь.
Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного материала.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по коллективно составленному плану.
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, по серии картин, по материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем.
Деловое письмо: объяснительная записка, телеграмма, заявление.
Повторение.
4 Тематическое планирование по письму и развитию речи 7 класс.
№ п/п | Название раздела,тема урока | Кол-во часов |
1 | Предложение 3часа . Главные члены предложения. Сказуемое. Подлежащее. (Словарное слово театр). | 1 |
2 | Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении. | 1 |
3 | Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | 1 |
4 | Звуки и буквы 5 ч Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных | 1 |
5 | Правописание согласных: звонких и глухих, двойных и непроизносимых. | 1 |
6 | Слова с разделительным ь. Составление рассказа по данному началу и серии сюжетных картинок. | 1 |
7 | Правописание безударных гласных. Правописание слов с безударной гласной в корне слова | 1 |
8 | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 |
9 | Анализ диктанта .Слово. Состав слова.6ч. Однокоренные слова. Корень слова. | 1 |
10 | Приставка. Суффикс. Окончание. Образование слов при помощи приставок и суффиксов | 1 |
11 | Приставка и предлог. Правописание приставок с а и о. Приставка пере-. | 1 |
12 | Разделительный твёрдый знак после приставок. | 1 |
13. | Тренировочные упражнения по теме «Состав слова». Разбор слов по составу. | 1 |
14 | Контрольный диктант за 2 четверть | 1 |
15 | Анализ диктанта. Имя существительное 5 ч. Части речи. Общее понятие о частях речи. | 1 |
16 | Имена собственные и нарицательные. | 1 |
17 | Число имен существительных | 1 |
18 | Род имен существительных | 1 |
19 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 |
20 | Имя прилагательное 3ч. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. | 1 |
21 | Изменение имён прилагательных по родам и числам. | 1 |
22 | Изменение имён прилагательных по родам и числам. | 1 |
23 | Глагол Понятие о глаголе.. Значение глагола в речи. | 1 |
24 | Тренировочные упражнения по теме «Части речи». Разбор предложения по частям речи. | 1 |
25 | Контрольный диктант за 3 четверть | 1 |
26 | Анализ диктанта Предложение 6 часов Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. | 1 |
27 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
28 | Сложные предложения. Сложные предложения с союзами и, а, но. | 1 |
29 | Вопросительный знак в конце предложения. Восклицательный знак в конце предложения. | 1 |
30 | Второстепенные члены предложения | 1 |
31 | Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении. | 1 |
32 | Повторение 3 ч. | 1 |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 |
34 | Анализ контрольной работы. Основные грамматические категории имени существительного. | 1 |
35 | Основные грамматические категории имени прилагательного. | 1 |
Приложение к тематическому планированию по предмету письмо и развитие речи 7 класс с учетом программы воспитания
№ п\п | Название раздела | Модуль школьный урок рабочей программы воспитания |
1 | Предложение | установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности |
2 | Звуки и буквы | включение в урок игровых процедур. решение проблемных ситуаций |
3 | Слово. Состав слова | побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; |
4 | Имя существительное | демонстрация примеров собственного поведения |
5 | Имя прилагательное | применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, |
6 | Глагол | включение в урок игровых процедур. решение проблемных ситуаций |
7 | Предложение | проявление человеколюбия и добросердечности, |
8 | Повторение | демонстрация примеров собственного поведения |