Адаптированная рабочая программа
по родной литературе (русской)
5 класс
на 2021 – 2022 учебный год
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ручьёвская школа»
Ладыка Елена Николаевна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (разработчики: Н. В. Беляева, М. А. Аристова, Ж.Н. Критарова), на основании решения коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 23.05.2018 № 4/2 "Об изучении родных языков и обучении на родных языках в общеобразовательных организациях Республики Крым», письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 №01-14/1817 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год».
Программа составлена для учащегося 5 класса …. с учетом его психофизических особенностей и индивидуальных возможностей здоровья по варианту 7.1 ФГОС основного общего образования обучающихся с ОВЗ.
Программа рассчитана на 34 часа: 17 часов аудиторных занятий и 17 часов самостоятельного изучения, что соответствует школьному учебному плану.
Цель программы обучения:
сформировать на доступном материале для учащихся достаточно прочные навыки грамотного письма; подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни; развивать речь, мышление, воображение учащихся с умственной отсталостью, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи программы обучения:
овладеть речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание).
формировать словообразовательные, орфографические и пунктуационные умения и навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; развивать умение пользоваться словарями разных типов; воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность;
формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Целевыми приоритетами на уровне основного общего образования являются: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, ценностных отношений:
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения родной русской литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Ученик научится:
знать и понимать содержание литературных произведений, подлежащих изучению; выразительно читать наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих изучению (по выбору); знать основные факты жизненного и творческого пути писателей; знать основные теоретико-литературные понятия; уметь работать с книгой; определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Ученик получит возможность научиться:
уважительно относиться к родной литературе; оценивать свои и чужие поступки, коммуникации, совершенствуя собственную устную и письменную речь; развивать способности, необходимые для успешной социализации и самореализации личности.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ – 12 часов (6+6)
Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь». М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ –10 часов (5+5)
А. И. Куприн. «Бедный принц». В. И. Белов «Скворцы». И.А.Крылов «Дерево». В.Д. Берестов. «Перед Рождеством». Проверочная работа по итогам года.
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША – 12 часов (6+6)
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок). К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагменты). И. А. Бунин. «Слово».
В. Г. Гордейчев. «Родная речь». Проверочная работа по итогам изучения раздела
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | 6+6 |
2 | РУССКИЕ ТРАДИЦИИ | 5+5 |
3 | РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША | 6+6 |
Всего: 34 | 17+17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата (план.) | Дата (факт) | Тема урока | Примечание |
РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6+6) |
1 | 14.09 | | Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. Малые жанры фольклора. | |
2 | | | Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. Малые жанры фольклора. | Сам.работа |
3 | 28.09 | | К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь». Проблематика произведения. | |
4 | | | К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь». Проблематика произведения. | Сам.работа |
5 | 12.10 | | М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…». Тема и идея стихотворения. | |
6 | | | М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…». Тема и идея стихотворения. | Сам.работа |
7 | 26.10 | | А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». Картины из жизни города в рассказе. | |
8 | | | А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». Картины из жизни города в рассказе. | Сам.работа |
9 | 16.11 | | И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». Красота русского леса. | |
10 | | | И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». Красота русского леса. | Сам.работа |
11 | | | Повторение изученного в разделе «Россия - Родина моя» | Сам.работа |
12 | 30.11 | | Контрольная работа №1 | |
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5+5) |
13 | 14.12 | | А. И. Куприн. «Бедный принц». Нравственные уроки рассказа. | |
14 | | | А. И. Куприн. «Бедный принц». Нравственные уроки рассказа. | Сам.работа |
15 | 28.12 | | В. И. Белов «Скворцы». Художественное своеобразие рассказа | |
16 | | | В. И. Белов «Скворцы». Художественное своеобразие рассказа | Сам.работа |
17 | 18.01 | | И.А.Крылов «Дерево». Нравоучительный смыл басни. | |
18 | | | И.А.Крылов «Дерево». Нравоучительный смыл басни. | Сам.работа |
19 | 01.02 | | В.Д. Берестов. «Перед Рождеством». Особенности рождественских произведений. | |
20 | | | В.Д. Берестов. «Перед Рождеством». Особенности рождественских произведений. | Сам.работа |
21 | | | Повторение изученного в разделе «Русские традиции» | Сам.работа |
22 | 15.02 | | Контрольная работа №2 | |
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6+6) |
23 | 01.03 | | Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок). Д. Давыдов – гусар с душой поэта. | |
24 | | | Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок). Д. Давыдов – гусар с душой поэта. | Сам.работа |
25 | 29.03 | | К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Главная мысль произведения. | |
26 | | | К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Главная мысль произведения. | Сам.работа |
27 | 12.04 | | К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагменты). Особенности автобиографических произведений. | |
28 | | | К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагменты). Особенности автобиографических произведений. | Сам.работа |
29 | 26.04 | | И. А. Бунин. «Слово». Тема и идея стихотворения. | |
30 | | | И. А. Бунин. «Слово». Тема и идея стихотворения. | Сам.работа |
31 | 24.05 | | В. Г. Гордейчев. «Родная речь». Стихи о великом русском слове. | |
32 | | | В. Г. Гордейчев. «Родная речь». Стихи о великом русском слове. | Сам.работа |
33 | | | Контрольная работа №3 | |
34 | | | Повторение изученного в разделе | Сам.работа |
Лист коррекции
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведе ния по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата прове дения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |