Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района
Омской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 7 от «28» августа 2018 г. | Согласовано: Заместитель директора _________Е.И. Кормакова «____» ________ 2018 г | Утверждаю: Директор школы _______ З.И.Петрова Приказ № ______ от ______ 2018 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Чтение»
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
4 класс
Составитель: Благинина С.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2018 – 2019 учебный год
Введение
Данная рабочая программа по предмету «Чтение» для 4 класса предназначена для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Она разработана на основе:
1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3. Учебного плана ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области на 2018-2019 учебный год;
4.Федерального перечня учебников на 2018-2019 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».
5. Положения ОУ «Карповская школа», «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся»;
6.Положения ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области «О рабочих программах».
7.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (1 вариант).
8.Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 1 вариант) ОУ «Карповская школа».
Рабочая программа ориентирована на учебник по предмету «Чтение»:
- С.Ю. Ильина, Л.В.Матвеева. Чтение.4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 5-е изд.-М.Санкт- Петербург Филиал издательства «Просвещение», 2014.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
ЦЕЛЬ:
Создание условий для закрепления и совершенствования навыков правильного, беглого и выразительного чтения учащихся, коррекции недостатков их развития.
ЗАДАЧИ:
- учить читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное;
- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- формировать умение пересказывать содержание прочитанного текста;
- коррекция речи, памяти, мышления, аналитико-синтетической деятельности.
Специфика предмета
Чтение, один из основных предметов, является основой для успешного усвоения знаний по предметам, помогает формированию правильной речи, воспитанию положительных качеств, коррекции памяти, речи, внимания.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план,
В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.
В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Основные виды организации учебного курса
Урок, фронтальная работа, практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Чтение вслух и про себя, объяснительное чтение, пересказ, ответы на вопросы.
Методы обучения: Словесные, наглядные.
Основные технологии: - личностно-ориентированные; - коммуникационно-коммуникативные;
- здоровьесберегающие; - игровые.
Планируемые результаты освоение учебного предмета
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных (1-4) и старших (5-9) классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; - обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются на различных этапах обучения.
Регулятивные УД:
• Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
• Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
• Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
• Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место самостоятельно.
• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.
Познавательные УД:
• Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов самостоятельно.
• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски самостоятельно.
• Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные УД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УД:
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе, на улице и на транспорте .
Основные направления коррекционной работы:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления;
Коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
Обогащение словаря;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Чтение» по адаптированной программе в 4 классе отводится 1 час в неделю — 34 часа (34 учебные недели).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В конце учебного курса учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст целыми словами;
- выразительно читать тексты: соблюдать паузы между предложениями, ставить логические ударения, соблюдать необходимую интонацию;
- выделять главную мысль произведения, осознавать последовательность, причинность и смысл прочитанного;
- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
- придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план;
- выделять главных действующих лиц, оценивать их поступки;
- выбирать в тексте слова, выражения, характеризующие героев, события, картины природы;
- делать самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказывать по аналогии с прочитанным;
- заучивать стихотворения, басни;
- читать доступные детские книги, газеты, журналы, отвечать по содержанию, рассказывать отдельные эпизоды прочитанного.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8 – 10 стихотворений; - наизусть 1 басню.
Тематическое планирование по чтению 4 класс.
№ | Тема | К-во часов | Дата |
план | факт |
1 | А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…» Стихи об осени. | 1 | | |
2 | По М. Пришвину «Старый гриб» ( в 2х частях) | 1 | | |
3 | Е.Носов «Хитрюга». Н.Сладков «Осень». | 1 | | |
4 | Г.Снегирёв «Бурундук». | 1 | | |
5 | Считалки. | 1 | | |
6 | Л.Пантелеев «Карусели». Д.Хармс «Игра». (Отрывок) | 1 | | |
7 | В.Левин «Чудеса в авоське». Н.Носов «Затейники». | 1 | | |
8 | «Не моё дело!» (Китайская сказка) | 1 | | |
9 | И.Крылов «Чиж и Голубь».Л.Толстой «Два товарища». | 1 | | |
10 | Л.Пантелеев «Трус». Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым». | 1 | | |
11 | В.Сафронов «Подвиг». | 1 | | |
12 | Ю.Ермолаев «Силач». 1,2 части. | 1 | | |
13 | К.Киршина «Вот какая история». Работа над рассказом. | 1 | | |
14 | По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». | 1 | | |
15 | А.Барто «В театре». Повторяем прочитанное. | 1 | | |
16 | Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка). Работа над сказкой. | 1 | | |
17 | С.Прокофьева «Подарки Зимы». | 1 | | |
18 | Г.Харлампьев «Жадная сорока». Работа над развитием речи. | 1 | | |
19 | З.Александрова «До свидания, зима!» | 1 | | |
20 | «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).1,2,3, части. | 1 | | |
21 | Г.Сапгир «Рабочие руки». | 1 | | |
22 | Н.Носов «Заплатка». | 1 | | |
23 | А.Барто «Я лишний». С. Погореловский «Маленькое и большое». | 1 | | |
24 | Г.Виеру «Хлеб с росою». | 1 | | |
25 | Э.Киселева «Волшебный котелок» | 1 | | |
26 | А.Плещеев «Весна». А.Май ков «Ласточка примчалась» | 1 | | |
27 | К.Ушинский «Ласточка». А.Н.Толстой «Весенние ручьи». | 1 | | |
28 | Стихи о весне. | 1 | | |
29 | «Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина) 1,2,3 части. | 1 | | |
30 | По О.Орлову «К неведомым берегам». | 1 | | |
31 | Рассказы и стихи о лете. Г. Греков «Летом». | 1 | | |
32 | По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец». 1,2 части. | 1 | | |
33 | По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок). 1,2,3 части. | 1 | | |
34 | Вс. Рождественский «Одуванчик». Обобщающий урок. | 1 | | |
| Всего | 34 | | |