Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормёжка имени Ф. П. Полынигна
Балаковского района Саратовской области»
«Согласовано» Руководитель МО ________________________ Утибкалиева Ж.М. Протокол №______ от «______»__________2020 г | «Согласовано Заместитель директора по УВР Колонцова О.В. «______»___________2020 г. | «Утверждаю» и. о. директора школы ________________________ Ульянова М.А. Приказ №________ от «_____»_________2020 г. |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
обществознание
9 класс
(индивидуальное обучение ___________)
на 2019-2020 учебный год
Майоровой Светланы Юрьевны
| Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____ от _______2020 года |
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка.
Для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что, несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта. Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации обучающихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей. Курс рассчитан на 34 часа, из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала через ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, лабораторные и практические занятия. Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у обучающихся представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.
Курс обществознания относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Программа рассчитана на 9 часов (0,5 часа в неделю).
Формы организации образовательного процесса: индивидуальный подход, дифференцированное обучение и интегрированное обучение.
Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок самостоятельной работы, урок – экскурсия, урок: закрепление знаний, умений, навыков.
Методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
Наглядные - наблюдение, демонстрация.
Практические – упражнения.
Методы изложения новых знаний.
Методы повторения, закрепления знаний.
Методы применения знаний.
Методы контроля.
Ключевые компетенции
Ценностно-смысловые
Общекультурные
Учебно-познавательные
Информационные
Коммуникативные
Социально-трудовые
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам освоения основных общеобразовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, конкретизирует основные положения его Фундаментального ядра.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-р от 10.04.02 г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать всоответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
3.ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ (КУРСА)
Цель: создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
Получение элементарных знаний о праве, Законодательстве РФ, правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;
Установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
социально-полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации прав и свобод, ответственном выполнении обязанностей гражданина.
Формирование правовой культуры учащихся с нарушением интеллекта – задача сложная, требующая длительного времени, использования специальных средств и методов.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.
Для контроля ЗУНов применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. На тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.
4.Тематическое планирование учебного предмета
Раздел I. Общество и сферы его жизнедеятельности
Экономическая сфера жизни общества – 2 ч.
Политико-правовая сфера жизни общества – 2 ч.
Духовная сфера жизни общества – 1 ч.
Раздел II. Социальная среда
Личность подростка – 1 ч.
Человек в социальной среде – 1 ч.
Раздел III. Правовые аспекты жизни общества
Человек и закон – 2 ч.
5.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Минимальный уровень:
знание названия страны, в которой мы живем; названий государственных символов России;
представление о том, что поведение человека в обществе регулируют определенные правила (нормы) и законы;
знание названия основного закона страны, по которому мы живем;
знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
написание некоторых деловых бумаг (с помощью педагога), заполнение стандартных бланков.
Достаточный уровень:
знание некоторых понятий (мораль, право, государство, Конституция, гражданин);
представление о правонарушениях и видах правовой ответственности;
представление о законодательной, исполнительной и судебной власти РФ;
знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
знание основных изученных терминов и их определения;
написание заявлений, расписок, просьб, ходатайств;
знание названий и назначения правовых организаций, в которые следует обращаться для решения практических жизненных задач;
поиск информации в разных источниках.
6.Календарно-тематическое планирование уроков.
№ п/п | Тема | дата | Корректировка |
| Что такое общество? Экономическая сфера. | 16.01 | |
| Труд и семья с точки зрения закона | 30.01 | |
| Политико-правовая сфера. | 13.02 | |
| Духовная сфера | 27.02 | |
| Задачи и трудности подросткового возраста. Быть взрослым. | 12.03 | |
| «Мы» и «они». Мир знакомых и незнакомых людей | 09.04 | |
| Человек и закон | 23.04 | |
| Человек с ОВЗ в современной правовой среде | 07.05 | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон» | 21.05 | |
7. Учебно-методический комплекс
Для учащихся:
Обществознание: учебник для 8-9 класса / под ред Боголюбова Л.Н. - М: Просвещение, 2008
Боголюбов Л.Н и др. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание», 9 класс - М: Просвещение, 2008
Для учителя:
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание», 8 – 9 класс / под ред Боголюбова Л.Н. - М: Просвещение, 2004
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание», 8 – 9 класс / под ред Боголюбова Л.Н. - М: Просвещение, 2004
Подготовка к итоговой аттестации. Обществоведение, 9 класс. - М: Просвещение, 2006
Дополнительная литература:
Кравченко А. И. Обществознание, 8 класс, учебник. – М: Русское слово, 2008.
Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию
1С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.
Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.
3. Основы правовых знаний. 8 – 9 классы. [Электронный ресурс]. – М.: Российский фонд правовых реформ, ООО «Кирилл и Мефодий, 2002.
4.Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.
10