Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _______Кулябина Л.А. Протокол № ______ от « » августа 2023 г. | «СОГЛАСОВАНО» Педагогический совет Протокол № ______ от « » августа 2023 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУСОШ ГО ЗАТО Сибирский Алтайского края __________Г.Ф. Провоторова Приказ № _______ от «___» августа 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РВАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 1 классов
вариант 7.2
1 класс
2023-2024 учебный год
Составитель: Пульчо Ю.С.,
Учитель начальных классов
ЗАТО Сибирский 2023
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» в 1 дополнительном классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические и исследовательские действия:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения; понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста; ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам;
сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.
Работа с информацией:
понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и другие); соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;
участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме; пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;
объяснять своими словами значение изученных понятий; описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия
понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю;
проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;
с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении читательской деятельности.
Совместная деятельность:
проявлять желание работать в парах, небольших группах; проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Повторение изученного в 1 классе. Звуковая структура слова. Плавное чтение слогов. Чтение слов, включающих: а) открытые и закрытые слоги всех видов; б) гласные е, ё, ю, и, й, твердый и мягкий знаки; в) слоги со стечением согласных всех видов.
Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков, оптическим признакам букв. Чтение целыми словами. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение предложений.
Осознанное чтение текстов небольших произведений.
Знакомство с произведениями детской литературы, доступными для детей. Работа с текстами азбуки: чтение, анализ содержания, уточнения значения слов, соотнесение прочитанного с иллюстрацией.
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская).
Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке.
Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях.
Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных, например, «Лисица и тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки, например, К.Д, Ушинский «Петух и собака», сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение (общее представление на примере не менее шести произведений К.Д. Ушинского, ЛМ. Толстого, Е.А. Пермяка, В.А. Осеевой, А.Л. Барто, Ю.И. Ермолаева и других). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик», В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я — лишний», Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» и другие (по выбору).
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений АК. Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой, СЛ. Маршака и другое). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество: малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка игровой народный фольклор. Загадки средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.
Произведения о братьях наших меньших (три-четыре автора по выбору) герои произведений: Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, действий, нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.
Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере произведений Е.А. Благининой, А.Л. Барто, А.В. Митяева и других). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто «Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.
Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», ВОВ. Лунин «Я видел чудо», Б.В, Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации как элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Всего | Контрольные работы | Электронные образовательные ресурсы |
1. | Повторение пройденного в 1 классе | 16 | | |
2. | Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) | 30 | | https://resh.edu.ru/ |
3. | Произведения о детях и для детей | 25 | | https://resh.edu.ru/ |
4. | Произведения о родной природе | 13 | | https://resh.edu.ru/ |
5. | Устное народное творчество — малые фольклорные жанры | 6 | | https://resh.edu.ru/ |
6. | Произведения о братьях наших меньших | 25 | | https://resh.edu.ru/ |
7. | Произведения о маме | 8 | | |
8. | Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии | 8 | | https://resh.edu.ru/ |
9. | Библиографическая культура (работа с детской книгой) | 1 | | |
| Общее количество часов по программе | 132 | 0 | |
ПОУРОЧНОе ПЛАНИРОВАНИе НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Всего | Контрольные работы | Электронные образовательные ресурсы |
1 | Звуковая структура слова | 1 | | |
2 | Плавное чтение слогов | 1 | | |
3 | Кто любит трудиться, тому без дела не сидится | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
4 | Чтение слов, включающих открытые и закрытые слоги всех видов | 1 | | |
5 | Люби все живое | 1 | | |
6 | Чтение слов, включающих гласные е, ё, ю, и, й, ъ, ь | 1 | | |
7 | Не нужен и клад, когда в семье лад | 1 | | |
8 | Чтение слов, включающих слоги со стечением согласных всех видов | 1 | | |
9 | Край родной, навек любимый | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
10 | Век живи, век учись | 1 | | |
11 | Повторение- мать учения | 1 | | |
12 | Выделение предложения из речевого потока | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
13 | Осознанное чтение слов | 1 | | |
14 | Осознанное чтение предложений | 1 | | |
15-16 | Осознанное чтение текстов, небольших произведений | 2 | | https://resh.edu.ru/ |
17 | Нравственные ценности и идеи в фольклорных (народных) сказках: отношения к природе, людям, предметам | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
18-19 | Слушание литературного произведения. Произведение по выбору, например, С.Я.Маршак "Тихая сказка" | 2 | | |
20-21 | Характеристика героев в фольклорных (народных) сказках о животных. На примере сказок «Лисица и тетерев», «Лиса и рак» и других на выбор | 2 | | https://resh.edu.ru/ |
22 | Слушание фольклорного произведения «Кот, петух и лиса» | 1 | | |
23 | Реальность и волшебство в литературных (авторских) сказках. На примере произведения В.Г. Сутеева «Кораблик»» | 1 | | |
24 | Слушание литературного произведения. Произведения по выбору, например, В.Г. Сутеев «Палочка-выручалочка» | 1 | | |
25 | Реальность и волшебство в литературных (авторских) сказках. На примере произведения К.И. Чуковского «Путаница» | 1 | | |
26 | Слушание фольклорного произведения «Кот и лиса», «Жихарка» | 1 | | |
27 | Работа с фольклорной и литературной (авторской) сказками: событийная сторона сказок (последовательность событий) | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
28 | Слушание литературного произведения К.И. Чуковсого «Айболит» | 1 | | |
29 | Отражение сюжета произведения в иллюстрациях | 1 | | |
30 | Сравнение героев фольклорных (народных) и литературных (авторских) сказок: сходство и различия. На примере произведения К.Д.Ушинского «Петух и собака» | 1 | | |
31 | Сравнение героев фольклорных (народных) и литературных (авторских) сказок: сходство и различия. На примере произведения К.Д.Ушинского «Лиса и козел» | 1 | | |
32 | Слушание литературных (авторских) сказок. Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк" | 1 | | |
33 | Сравнение героев фольклорных (народных) и литературных (авторских) сказок: сходство и различия. На примере фольклорного произведения «Журавль и цапля» | 1 | | |
34 | Слушание литературных (авторских) сказок. Сказка К.Чуковского "Муха-Цокотуха" | 1 | | |
35-36 | Смысловое чтение фольклорной (народной) сказки «Волк и семеро козлят» | 2 | | |
37-38 | Смысловое чтение фольклорной (народной) сказки «Лиса и заяц» | 2 | | |
39 | Татарская народная сказка «Два лентяя» | 1 | | |
40 | Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха» | 1 | | |
41-42 | Смысловое чтение литературной сказки В.В. Бианки «Лис и Мышонок» | 2 | | |
43-44 | Смысловое чтение литературного произведения Е.И. Чарушина «Теремок» | 2 | | |
45-46 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок) | 2 | | |
47 | Определение темы произведения: о жизни, играх, делах детей | 1 | | |
48 | Слушание литературного произведения о детях. Произведение по выбору, например, В.К.Железников "История с азбукой" | 1 | | |
49-50 | Выделение главной мысли (идеи) произведения. На примере рассказов К.Д.Ушинского «Играющие собаки», «Худо тому, кто добра не делает никому» | 2 | | https://resh.edu.ru/ |
51 | Слушание литературного произведения. Произведение по выбору, например, В.Г.Сутеев "Дядя Миша" | 1 | | |
52 | Заголовок произведения, его значение для понимания содержания | 1 | | |
53 | Рассказы о детях. На примере произведения Л.Н. Толстого «Косточка» и других на выбор | 1 | | |
54 | Слушание литературного произведения. Произведение по выбору, например, В.Г.Сутеев "Ёлка" | 1 | | |
55-56 | Рассказы о детях. На примере произведения В.А. Осеевой «Три товарища», «Плохо» | 2 | | https://resh.edu.ru/ |
57-58 | Характеристика героя произведения: оценка поступков и поведения. На примере произведений Е.А. Пермяка «Торопливый ножик», «Самое страшное» | 2 | | https://resh.edu.ru/ |
59 | Слушание литературного произведения о детях. Произведение по выбору, например, А.Л.Барто "В школу" | 1 | | |
60 | Работа с текстом произведения: осознание понятий друг, дружба, забота. На примере произведения Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» | 1 | | |
61 | Слушание литературного произведения о детях. Произведение по выбору, например, Е.А.Пермяк "Пичугин мост" | 1 | | |
62-63 | Стихотворения о детях. На примере произведения А.Л. Барто «Я – лишний», «Подари, подари…» | 2 | | |
64 | Работа с текстом произведения: осознание понятий труд, взаимопомощь | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
65-66 | Чтение небольших произведений Л.Н. Толстого о детях | 2 | | |
67-68 | Чтение произведений о детях Н.Н. Носова | 2 | | |
69 | Чтение рассказов о детях. Н.М. Артюхова «Саша-дразнилка» | 1 | | |
70-71 | Чтение рассказов о детях. Ответы на вопросы по содержанию произведения | 2 | | |
72 | Слушание литературного произведения о Родине. Произведение по выбору, например, Е.В. Серова "Мой дом". | 1 | | |
73-74 | Восприятие произведений о маме: проявление любви и заботы о родных людях. На примере стихотворений А.Л. Барто «Мама», Н.Н. Бромлей «Какое самое первое слово?» | 2 | | https://resh.edu.ru/ |
75 | Выделение главной мысли (идеи): заботливое и внимательное отношение к родным и близким людям. На примере стихотворения Е.А. Благинина «Посидим в тишине» и других на выбор | 1 | | |
76-77 | Осознание отражённых в произведении понятий: чувство любви матери к ребёнку, детей к матери, близким. На примере произведений А.В. Митяева «За что я люблю маму», В.Д. Берестова «Любили тебя без особых причин…» | 2 | | https://resh.edu.ru/ |
78 | Слушание литературного произведения о Родине. Произведение по выбору, например, С.Д. Дрожжин "Привет" | 1 | | |
79 | Г.П. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!», И.С. Соколов-Микитов «Радуга», С.Я. Маршак «Радуга» | 1 | | |
80 | Определение темы произведения: изображение природы в разные времена года | 1 | | |
81 | Наблюдение за особенностями стихотворной речи: рифма, ритм. Роль интонации при выразительном чтении: темп, сила голоса А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), «Травка зеленеет…» | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
82 | А.Н. Майков «Ласточка примчалась…» | 1 | | |
83 | С. Д. Дрожжин «Пройдет зима холодная…» | 1 | | |
84 | С. А. Есенин «Черемуха» | 1 | | |
85 | И.З. Суриков «Лето», «Зима» | 1 | | |
86-87 | Т.М. Белозеров «Подснежник», С.Я. Маршак «Апрель», И.П. Токмакова «Ручей», «Весна» | 2 | | |
88 | Восприятие произведений о родной природе: краски и звуки весны | 1 | | |
89 | Слушание литературного произведения о природе. Произведение по выбору, например, И. С Соколов-Микитов "Русский лес" | 1 | | |
90 | Сравнение стихотворного и прозаического текста о природе весной. Определение настроений, которые они создают | 1 | | |
91 | Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о родной природе, о Родине. | 1 | | |
92 | Работа с детскими книгами. Отражение в иллюстрации эмоционального отклика на произведение | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
93-94 | Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка, загадка, пословица | 2 | | |
95 | Особенности загадки как средства воспитания живости ума, сообразительности | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
96-97 | Понимание пословицы как средства проявления народной мудрости, краткого изречения жизненных правил | 2 | | |
98 | Характеристика особенностей потешки как игрового народного фольклора | 1 | | |
99 | Определение темы произведения: о взаимоотношениях человека и животных | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
100-101 | Определение темы произведения: о животных. На примере произведений Е.И. Чарушина | 2 | | |
102 | Слушание литературного произведения о животных. По выбору: Произведение по выбору, например, М.М. Пришвин "Лисичкин хлеб" | 1 | | |
103 | Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о братьях наших меньших: бережное отношение к животным | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
104 | Слушание стихотворений о животных. Произведение по выбору, например, А.А. Блок "Зайчик | 1 | | |
105 | Отражение в произведениях понятий: любовь и забота о животных. На примере произведений М.М. Пришвина и других на выбор | 1 | | |
106-107 | Чтение небольших произведений о животных Н.И. Сладкова | 2 | | |
108 | Слушание литературного произведения о животных. Ю.И. Коваль «Бабочка» | 1 | | |
109 | Е.А. Благинина «Котенок», «В лесу смешная птица», «Жук, жук, где твой дом?» | 1 | | |
110-111 | С.В. Михалков «Мой щенок», «Трезор», «Зяблик» | 2 | | |
112 | И.П. Токмакова «Купите собаку», «Разговор синицы и дятла» | 1 | | |
113 | И.А. Мазнин «Давайте дружить» | 1 | | |
114 | Слушание произведений о животных. Произведение по выбору, например, А.Л. Барто «Страшная птица», «Вам не нужна сорока?» | 1 | | |
115 | Описание героя произведения, его внешности, действий. На примере произведений В.В. Бианки и других на выбор | 1 | | |
116 | Сравнение художественных и научно-познавательных текстов: описание героя-животного | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
117 | Сравнение художественных и научно-познавательных текстов. В.Д. Берестов «Лягушка», В.В. Бианки «Голубые лягушки» | 1 | | |
118 | М.С. Пляцковский «Цап Царапыч», Г.В. Сапгир «Кошка» | 1 | | |
119-120 | Чтение рассказов о животных. Ответы на вопросы по содержанию произведения | 2 | | |
121-122 | Работа с текстом произведения: характеристика героя, его внешности, действий. На примере произведения Е.И. Чарушина «Про Томку» и других на выбор | 2 | | https://resh.edu.ru/ |
123 | Составление выставки книг «Произведения о животных»: художественный и научно-познавательные | 1 | | |
124-125 | Восприятие произведений о чудесах и фантазии: способность автора замечать необычное в окружающем мире произведения авторов на выбор | 2 | | https://resh.edu.ru/ |
126-127 | И.П. Токмакова «Мы играли в хохотушки» И.М. Пивоварова «Кулинаки -пулинаки», «Я палочкой волшебной…» | 2 | | |
128-129 | Открытие чудесного в обыкновенных явлениях. На примере стихотворений В.В. Лунина «Я видел чудо», Р.С. Сефа «Чудо» и других на выбор | 2 | | https://resh.edu.ru/ |
130 | Мир фантазии и чудес в произведениях Б.В. Заходера «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и других на выбор | 1 | | |
131 | Сравнение фольклорных и авторских произведений о чудесах и фантазии: сходство и различие | 1 | | https://resh.edu.ru/ |
132 | Ориентировка в книге: обложка, иллюстрация, оглавление. Выбор книг в библиотеке | 1 | | |
| Общее количество часов по программе | 132 | 0 | |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Дата | Форма изменений (объединение тем, коррекция за счет резервного времени и т.д.) | Причина изменений (б/л учителя, отмена занятий по приказу и т.д.) |
урока, который требует изменений | урока, который содержит изменения |
| | | |
Изменения разрешены. Приказ №_____ от «___»__________20__г. |
| | | |
Изменения разрешены. Приказ №_____ от «___»__________20__г. |
| | | |
Изменения разрешены. Приказ №_____ от «___»__________20__г. |
| | | |
Изменения разрешены. Приказ №_____ от «___»__________20__г. |