МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАРТЕНИТСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНДРЕЯ АНТОНОВИЧА ГРЕЧКО» ГОРОДА АЛУШТЫ
ПРИНЯТО на заседании МО учителей __________________________ Руководитель МО _______/_______________ Подпись Ф.И.О. Протокол от «___» августа 2024 года № ___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________/____________/ Подпись Ф.И.О. «___» августа 2024 года | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «Партенитская школа им. дважды Героя Советского Союза А.А. Гречко» города Алушты _________/А.А. Луст/ Приказ от « » августа 2024 года № _____ |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Читаю в поисках смысла»
для среднего общего образования
(обучение на дому по адаптированной программе для детей с ЗПР)
Срок освоения программы: 1 год (6 класс)
Составила: Волченко Татьяна Алексеевна
Партенит
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем в поисках смысла» для детей с ЗПР составлена в соответствии с требованиями ФГОС, на основе Рабочей программы Альбетковой Р. И. «Русская словесность» (Рабочая программа к курсу «Русская словесность» 5-9 классы/ Р.И. Альбеткова — М. Дрофа, 2017) с учетом примерной программы воспитания.
Программа предназначена для достижения планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования.
Цели курса:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка средствами литературы;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать, создавать художественный текст;
- использование опыта общения с литературными произведениями в повседневной жизни;
- воспитание эмоционального отношения к текстам художественной литературы.
Освоение курса направлено на достижение следующих задач:
− создание условий для развития творческой активности
− помощь в овладении литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;
− развитие речевых и творческих способностей;
− организация художественно-речевой деятельности;
− развитие выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности.
Программа реализуется в объеме 17 часов, из расчета 0,5 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Вводное занятие (1час)
Формы организации: игры
Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
2. Эпос (10 часов)
Жанры древнерусской литературы. Представление о русских летописях. Краткий рассказ о писателях: М. Пришвине, Л. Пантелееве.
Рассказы о природе: Д. Мамин - Сибиряк «Рассказы и сказки», С.М Аксаков «Рассказы о родной природе», М. Пришвин «Рассказы».
Сюжет и композиция произведения.
Мастерство автора в создании образов героев. Нравственные проблемы произведений.
Яркость и самобытность героев. Л.Пантелеев «Рассказы, сказки». Инсценировка рассказа «Честное слово.
Обсуждение произведения Ю. Олеши «Три толстяка». Любимые герои произведения Ю. Олеши «Три толстяка». Просмотр отрывков из видеофильма по произведению Ю. Олеши «Три толстяка».
А. Гайдар «Чук и Гек».
Формы деятельности: познавательные беседы, выставка рисунков, дискуссия, просмотр видеофильма. Викторина «Что я знаю о Гайдаре». Библиотечное занятие. Инсценировка рассказа «Честное слово».
Виды деятельности: ответы на вопросы, устное иллюстрирование, выразительное чтение по ролям, характеристика литературного героя. Отзыв о прочитанной книге
3. Лирика (2 часа).
Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Жанры лирики. Читаем стихи С. Маршака.
Стихотворные размеры, рифма.
Библиотечное занятие. Работа со словарём синонимов.
Формы деятельности: практикум - анализ стихотворения. Библиотечное занятие - работа со словарём синонимов .
Виды деятельности: ответы на вопросы, выразительное чтение, составление буриме, поэтическая разминка.
4. Военная тема (3 часа).
Краткий рассказ о писателях - фронтовиках. Яркость и самобытность героев. Образы и картины военного времени. К. Симонов «Третий адъютант».
В. Солоухин «Белая трава».
Формы деятельности: познавательные беседы, дискуссия, просмотр видеофильма, проектная деятельность.
Виды деятельности: ответы на вопросы, устное иллюстрирование, выразительное чтение по ролям, характеристика литературного героя, викторина.
5. Итоговое занятие (1 час).
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов. Викторина-эрудит.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
III.Тематическое планирование
6 КЛАСС
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы |
1. | Вводное занятие | 1 | https://myschool.edu.ru/https://m.edsoo.ru/f841f35c |
2. | Эпос | 10 | https://myschool.edu.ru/https://m.edsoo.ru/f841f35c |
3. | Лирика | 2 | https://myschool.edu.ru/https://m.edsoo.ru/f841f35c |
4. | Военная тема | 3 | https://myschool.edu.ru/https://m.edsoo.ru/f841f35c |
5. | Итоговое занятие | 1 | https://myschool.edu.ru/https://m.edsoo.ru/f841f35c |
| Итого | 17 | |
Лист коррекции рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректиров ки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |