Адаптированная рабочая программа
учебного курса «Руссктй язык» (надомное обучение для детей с ОВЗ, вариант 6.2) в 6 « В » классе на 2024 - 2025 учебный год
ученика Тихтилова Евгения Игоревича
Составила : Глушко Наталья Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Рабочая программа по предмету «Русский язык», для учащейся 6 класса разработана в соответствии с утверждённым годовым календарным учебным графиком и учебным планом Адаптирована для ученика 6- В класса индивидуального обучения, на основе содержания учебника и учебником по русскому языку для 6 класса СКОУ VIII вида авторов
Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М., «Просвещение», 2013).
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Продолжительность учебного года составляет 34 недели.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Повторение (7ч)
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Раздел 2. Звуки и буквы (8 ч)
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Раздел 3. Слово. Состав слова (12ч)
Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Раздел 4. Имя существительное (10ч)
Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа. Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Раздел 5. Имя прилагательное (7ч)
Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Раздел 6. Предложение (17ч)
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку). Работа с деформированным текстом. Распространение текста путём включения в него имён прилагательных. Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.). Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану. Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имён прилагательных. Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.). Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности. Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).
Раздел 7. Повторение пройденного за год (7ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны:
-овладеть навыками правильного, беглого и выразительногочтения доступных их пониманию произведений или отрывков изпроизведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
-получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Грамматика и правописание
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы
В 6 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активацию словаря учащихся. Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности школьников с нарушениями интеллектуального развития излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. Учащиеся 6 классов овладевают такими видами работ, как изложение и сочинение. В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки. В 6 классах должно иметь место внимание к чёткому и аккуратному письму.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
правильно обозначать звуки буквами на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
строить простое распространенное предложение с однородными членами;
связно высказываться устно и письменно (по плану);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Словарь
Агроном, антенна, апельсин, балкон, богатство, выкройка, вытачка, гербарий, депутат, директор, добыча, договор, женщина, инженер, интересный, календарь, кефир, командир, конфета, космонавт, мандарин, материя, медаль, мужчина, оборона, океан, перрон, печенье, пожалуйста, председатель, прекрасный, рапорт, сейчас, семена, сервиз, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, телеграмма, теперь, трибуна, фанера, фашист, фонтан, хозяин, шоколад, шоссе, экватор (50 слов)
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи
При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
в контрольных работах - 65-70 слов.
в подробных изложениях - 45-70 слов.
в словарном диктанте - 15-20 слов.
объем творческих работ на уроке - 30-40 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 6 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 45-70 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
Очное обучен ие | Кол-во диктантов | Кол-во изложений | Кол-во сочинений |
1 | Повторение | 7 | 1 | 1 | - |
2 | Звуки и буквы | 8 | 1 | 1 | - |
3 | Слово. Состав слова | 12 | 1 | - | 1 |
4 | Имя существительное | 10 | 1 | 2 | - |
5 | Имя прилагательное | 7 | 1 | - | - |
6 | Предложение | 17 | 1 | 2 | - |
7 | Повторение пройденного за год | 7 | - | 1 | - |
| Итого | 68 | 6 | 7 | 1 |
Контрольные диктанты, изложения и сочинения
№ | Контрольные диктанты | Изложения | Сочинение |
1 | Предложение | Берёзка | Был такой случай |
2 | Звуки и буквы | Общественные дела | |
3 | Состав слова | На лесной полянке | |
4 | Имя существительное | Попался! | |
5 | Имя прилагательное | Достойный поступок товарища | |
6 | Предложение | Знакомство с поваром Смурым | |
7 | | Боевой друг | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
п/п | № в разд еле | Наименование разделов, темы уроков | Лаборат орные, практич еские, контрол ьные работы | Дата | |
По плану | Фактически | |
1 | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. | | | | |
2 | 2 | Предложения нераспространённые и распространённые. | | | | |
3 | 3 | Изложение «Берёзка» | Рр | | | |
4 | 4 | Однородные члены предложения. | | | | |
5 | 5 | Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. | | | | |
6 | 6 | Знаки препинания при однородных членах. | | | | |
7 | 7 | Контрольный диктант «Предложение» | К.р№1 | | | |
8 | 1 | Звуки и буквы. Алфавит. | | | | |
9 | 2 | Звуки гласные и согласные. | | | | |
10 | 3 | Изложение рассказа по коллективно составленному плану «Общественные дела» | Рр | | | |
11 | 4 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | | | | |
12 | 5 | Слова с разделительным ь. | | | | |
13 | 6 | Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану. | Рр | | | |
14 | 7 | Двойные и непроизносимые согласные. | | | | |
15 | 8 | Контрольный диктант «Звуки и буквы» | К.р.№2 | | | |
16 | 1 | Однокоренные слова. | | | | |
17 | 2 | Корень, приставка, суффикс и окончание. | | | | |
18 | 3 | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | Рр | | | |
19 | 4 | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. | | | | |
20 | 5 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. | | | | |
21 | 6 | Составление рассказа по опорным словам и данному плану. | Рр | | | |
22 | 7 | Правописание приставок. | | | | |
23 | 8 | Приставка и предлог. | | | | |
24 | 9 | Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес») | Рр | | | |
25 | 10 | Разделительный ъ. | | | | |
26 | 11 | Контрольный диктант «Состав слова» | К.р.№3 | | | |
27 | 12 | Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности «Был такой случай» | Рр | | | |
28 | 1 | Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. | | | | |
29 | 2 | Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа. | | | | |
30 | 3 | Деловое письмо: письмо товарищу | Р.р | | | |
31 | 4 | Склонение имён существительных во множественном числе. | | | | |
32 | 5 | Правописание падежных окончаний. | | | | |
33 | 6 | Изложение «На лесной полянке» | Р.р | | | |
34 | 7 | Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. | | | | |
35 | 8 | Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. | | | | |
36 | 9 | Изложение «Попался!» | Р.р | | | |
37 | 10 | Контрольный диктант «Имя существительное» | К.р№4 | | | |
38 | 1 | Понятие об имени прилагательном. | | | | |
39 | 2 | Значение имени прилагательного в речи. | | | | |
40 | 3 | Распространение текста путём включения в него имён прилагательных. | Рр | | | |
41 | 4 | Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. | | | | |
42 | 5 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. | | | | |
43 | 6 | Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имён прилагательных. | Рр | | | |
44 | 7 | Контрольный диктант «Имя прилагательное» | К.р№5 | | | |
45 | 1 | Простое предложение. | | | | |
46 | 2 | Простые предложения с однородными членами. | | | | |
47 | 3 | Изложение рассказа по коллективно составленному плану «Достойный поступок товарища» | Рр | | | |
48 | 4 | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | | | | |
49 | 5 | Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Катание на лыжах») | Рр | | | |
50 | 6 | Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. | | | | |
51 | 7 | Знаки препинания при однородных членах. | | | | |
52 | 8 | Деловое письмо: заметка в стенгазету о хороших и плохих поступках детей | Рр | | | |
53 | 9 | Сложное предложение. | | | | |
54 | | Сложные предложения с союзами и, а, но. | | | | |
55 | | Деловое письмо: объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях) | Рр | | | |
56 | | Знаки препинания перед союзами. | | | | |
57 | Практическое употребление обращения. | | |
58 | Изложение «Знакомство с поваром Смурым» | | |
59 | Знаки препинания при обращении. | | |
60 | Контрольный диктант «Предложение» | | |
61 | Работа с деформированным текстом | | |
Раздел 7. Повторение пройденного за год (7 ч - очно, 0 - заочно)
62 | Звуки и буквы | | | |
63 | Состав слова | | | |
64 | Имя существительное | | | |
65 | Имя прилагательное | | | |
66 | Предложение | | | |
67 | Изложение «Боевой друг» | Рр | | |
68 | Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Летом на реке») | Рр | | |