Афферентная моторная афазия.. А) Стадия грубых расстройств. Преодоление расстройств понимания ситуативной бытовой речи. Растормаживание произносительной стороны речи. Стимулирование простых коммуникативных видов речи. Стимулирование глобального чтения и письма. Б) Преодоление расстройств средней степени выраженности. Преодоление расстройств произносительной стороны речи. Восстановление и коррекция фразовой речи. Работа над семантикой слова. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения. В) Стадия легких расстройств. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи. Формирование развернутой, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи. Дальнейшее восстановление чтения и письма. Восстановление связи «артикулема-фонема». Восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова. Восстановление навыка развернутой письменной речи. Эфферентная моторная афазия А) Стадия грубых расстройств. Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии. Б) Стадия средней выраженности. 1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи: -выработка артикуляционных переключений в пределах слога, -выработка артикуляционных переключений в пределах слова, -экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, выделение ударения в слове воспроизведение голосом абриса слова подбор слова с идентичной и звуко-ритмичной структурой, ритмизированное произнесение слов и фраз, с привлечением внешних опор: отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание созвучий ,в том числе и подбор рифмующихся слов . Б) Восстановление фразовой речи. -преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы: составление «ядерных» фраз моделей типа S(субъект) +Р (предикат); S+H+O(объект) с привлечением внешних опор-фишек и их постепенным «сворачиванием»; Выделением предикативного центра фразы, экстериоризация его связей. -преодоление аграмматизма на фронтально -грамматическом уровне: *улавливание грамматических искажений -флективных, и т.д. с целью оживления языка, *дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола, *восполнение в словах пропущенных грамматических элементов, *составление фраз по сюжетным картинкам; *ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически; *пересказ простого текста; *стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций. В) Стадия легких расстройств. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи. Формирование развернутой, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи. Дальнейшее восстановление чтения и письма. -чтение и пересказ развёрнутых текстов; -диктанты; -письменное изложение текстов; -составление писем, поздравительных открыток, -сочинения на заданную тему. Делается акцент на: 1.Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова: -дифференциация слов по длине и слоговому составу; -выделение ударного слога -подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре; -выделение идентичных элементов в словах-слогов, морфем и , в особенности ,окончаний ( выделение их, выписывание) 2. Восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова. 3 . Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова, Восстановление навыка развернутой речи. Динамическая афазия. А) Стадия грубых расстройств. 1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания: -выполнение различных видов неречевой деятельности(рисование ,лепка и т. д.) -ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог, -прослушивание сюжетных текстови отваеты на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет». 2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи. 3. Преодоление расстройств речевого программирования. 4. Преодоление расстройств грамматического структурирования 5. Стимулирование письменной речи. Б) Стадия расстройств средней степени выраженности. 1.Восстанвение коммуникативной фразовой речи -конструирование простой фразы; -Составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свертывание» числа внешних опор; -Составление рассказа по серии последовательных картинок; -развернутые ответы на вопросы в диалоге; Составление простых диалогов по типу речевых этюдоа: «В магазине» диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В ателье» и т. д. 2. Преодоление персевераций самостоятельном устном и письменном высказывании. -показ предметов на картинках и в комнате, частей тела, ( в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями названий ); -окончание фраз различными словами; -подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т. д. -письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку); -письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений; -элементы звукобуквенного анализа состава слова,: складывание простых слов из букв разрезной азбуки; -заполнение пропусков в в словах. -письмо простых слов по памяти и под диктовку. В) Стадия расстройств легкой степени выраженности 1.Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи : -развернутый диалог на различные темы ; -конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор; -автоматизация фраз определенных синтаксических моделей в спонтанной речи -накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов); -чтение и пересказ текстов; -«ролевые беседы», обыгрывающие определенную ситуацию; -«речевые импровизации» на заданную тему; -развернутые изложения текстов , сочинения; Составление поздравительных открыток, писем и т.д. Сенсорная (акустико-гностическая )афазия 1.Стадия грубых расстройств. 1. Накопление обиходного пассивного словаря. 2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи 3. Подготовка к восстановлению письменной речи II.Стадия расстройств средней степени. Восстановление фонематического слуха. Восстановление понимания значения слова. Преодоление расстройств в устной речи. Восстановление письменной речи. III.Стадия легких расстройств. Восстановление понимания развернутой речи. Восстановление смысловой структуры слова. Коррекция устной речи. Восстановление чтения и письма. Акустико- мнестическая афазия . Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности Расширение рамок слухового восприятия . Преодоление слабости слухоречевых следов. Преодоление трудностей называния. Организм развернутого высказывания. Семантическая афазия. Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности. Преодоление пространственной и легкой апрактоагнозии. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов ,наречий, глаголов с приставками «движения») Конструирование сложноподчиненных предложений Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций. Работа над развернутым высказыванием. |