Муниципальное общеобразовательное учреждение «Образцовская средняя школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области
Работу выполнил:
Сонин Александр Викторович
ученик 9Б класса
Руководитель работы:
Сонина Наталья Сергеевна
учитель истории и обществознания
Ведущей миссией современного школьного исторического образования выступает формирование духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином своего государства, способной ценить непреходящие духовные богатства, которые были созданы человеческой цивилизацией на протяжении всей истории ее существования. Способной понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Это возможно только, если изучать события истории на наглядных событиях, и историях тех героях, которые принимали непосредственное участие тех или иных событиях.
25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод Советских войск в Афганистан. Так началась война, длившаяся 2238 дней и ночей.
Время… Как же оно быстротечно! Первоначально, о войне рассказывать много, было запрещено, а потом уже не хотелось бередить душу с едва затянувшимися ранами. Как много споров сейчас об этой войне, так больно ранящих сердца воинов, принимавших в ней участие. Спорят историки, политики, журналисты.
А молодое поколение очень мало знает про эту войну, про её непосредственных участников.
Воинов-афганцев приглашают в школы, просят рассказать о своём боевом пути, но многие просто отказываются от приглашения или рассказывают то, что известно из средств массовой информации.
Цель работы: собрать и систематизировать материал, из разных
источников о воине – интернационалисте.
Задачи работы:
Встретиться и побеседовать с воином-интернационалистом
сопоставить данные семейного архива с данными Интернет-ресурсов
Записать воспоминания и проанализировать семейный архив Шевякова Н.С.
познакомить учащихся с собранным материалом
В ходе проделанной работы, поставленная цель была достигнута. Я встретился, побеседовал, и записал более полные воспоминания воина-афганца, поработал с его семейным архивом. Краеведческая комната пополнилась новыми экспонатами.
Простой крестьянский паренёк, Коля Шевяков рос обычным мальчишкой, звёзд с неба не хватал. В школе учился средненько. И когда окончил Терновскую школу, не стал ломать голову над своим будущим. Как и многие его одноклассники, решил остаться в родном колхозе имени «Ковалёва», в котором жили и работали его родители.
2 мая 1979 года Николай был призван в ряды Советской Армии. Попал служить в город Феодосию в воинскую часть 05849. И вдруг… Эта страшная Афганская война. Беседуя с Николаем Сергеевичем, я задал ему вопрос: «Как вы попали служить в Афганистан»? Воин-афганец ответил: «Первоначально я служил в г.Феодосии. Мы были на учениях, когда поступил приказ в войска. Солдаты думали, что нас сразу отправят в Афганистан, но нас привезли к части, выдали полностью всё обмундирование и отправили на железнодорожный вокзал. Так наша часть оказалась в г. Кушка. Отремонтировав там технику, нас отправили на БТР пересекать границу с Афганистаном, своим ходом дошли мы до г. Кандагар».
Николай попал служить в Кандагар в 70-ую Отдельную Мотострелковую Бригаду полевая почта 71176. В начале января восьмидесятого года только-только начал создаваться Кандагарский военный гарнизон. Солдатам приходилось первоначально спать в кабине или кузове автомобиля. Достаточно быстро сформировались палаточные городки. В палатках жили по 20-30 человек. Поначалу приходилось мёрзнуть под брезентовыми пологами, пока не появились обогреватели.
Меня интересовал солдатский военный быт, и я задал очередной вопрос. «Расскажите о вашем военном быте». Николай Сергеевич ответил: «Кандагар, это самая южная точка Афганистана, где находилась наша часть, было очень жарко, температура достигала 65 градусов в тени. На голове у солдат постоянно находилась панама, если её снять, то через десять минут можно было получить солнечный удар. Электричества в части не было, использовали дизель-электростанцию. Когда ложились отдыхать, вначале сбрасывали песок с матраса и простыни, затем поливали их из ведра, а дневальные поливали и саму палатку, так что внутри было прохладно и влажно. Завернувшись в мокрую простыню, можно было немного отдохнуть, пока вода не испарится. Воду для этих нужд брали из скважины, которую выкапывали сами солдаты. Питьевую же воду подвозили на машинах, сливали в большой бак у палатки-столовой. Я не мог напиться этой водой, она была всегда очень горячей. Тогда нас местные жители научили, где нужно брать холодную воду. Мы стали приносить воду в канистрах, из протекающей рядом реки. Вода была чистой и холодной, аж зубы сводило, это было приятно, но в тоже время и опасно. Солдаты страдали инфекционными заболеваниями желтухой и малярией. Хотя в канистры добавляли таблетки, для уничтожения вирусов».
Последний вопрос я задал своему собеседнику: «А как вы узнали о выводе наших войск из Афганистана, и какие чувства при этом испытывали»? Николай Сергеевич ответил «Я узнал о выводе наших войск из Афганистана по телевидению и испытал при этом чувство радости, а также боль, о погибших земляках, в этой войне с территории Фроловского района погибло пять человек».
«За время службы в Афганистане Николай принимал участие в боевых операциях по уничтожению банд мятежников. В боевой обстановке показал себя смелым и решительным воином. Своим личным примером оказывал большое влияние на сослуживцев» - это выдержки из служебной характеристики рядового Шевякова, которая была написана гвардии капитаном Грязных при демобилизации воина.
Шевяков Николай Сергеевич войну не выбирал, а безоговорочно выполнял приказ командования. Родина наградила солдата правительственными наградами, характеристика командования безупречная. По собранному материалу, я с уверенностью и гордостью могу сказать «Он долгу и присяге не изменил» и поэтому достоин всеобщего уважения. Молодые ребята, прошедшие фронтовыми дорогами Афганистана, не уронили честь и славу ветеранов Сталинградской битвы. Два деда Николая Сергеевича погибли, защищая родной Сталинград, сын служил в» горячей точки» на территории Чечни.
Используемые источники
1. Семейный архив Шевякова Николая Сергеевича
2. Интервью с воином-афганцем, записанное 28 января 2018 г. Сониным Сашей, учеником 5 класса