Агрессия: Как помочь и жертве и агрессору
Здравствуйте.
- Уважаемые родители, посмотрите на фотографии и скажите, что вы видите?
Сл1 (Агрессивные дети, кричат, дерутся)
- Да, все верно Сегодня мы обсудим лишь одну из форм проявления отклоняющегося поведения - агрессию. Давайте попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей.
Сл2 Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может.
- А как вы считаете, что такое агрессия? (Ответы родителей)
Сл 3 Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться, в сущности, самого понятия агрессии. Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ».
«Агрессия – негативное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».
«Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку». Н. Л. Кряжева.
- Для чего вообще людям агрессия? Как вы считаете?
Сл 4 Давайте рассмотрим возможные причины проявления агрессивного поведения у детей. Ведь только понимая причины возникновения не желательных ситуаций, мы можем предотвратить их появление или исправить то, что уже произошло.
Средство достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то)
Способ самоутверждения
Защитное поведение
Грубое, жестокое поведение родителей
Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему
Взаимоотношения со сверстниками
Отношения в семье
Противоположные требования
Непоследовательность родителей
Особенности биологического развития
СМИ
Компьютерные игры
Эмоциональные переживания, такие, как: недоброжелательность, злость, мстительность, гнев не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Агрессивность присуща любому человеку. Иногда агрессивность помогает ребёнку адаптироваться к новой среде, достичь цели, познать новое. Такой тип агрессивности необходим для выживания. Если агрессивность выражается в форме ненависти и враждебности, то она может нанести вред.
Сл 5 Формы проявления агрессии:
- физическая – проявляющаяся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы);
- вербальная – агрессия выражается словами (ребёнок кричит, угрожает, оскорбляет других);
- косвенная – непрямая агрессия (ребёнок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников).
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще проявляются разные формы агрессии.
- Давайте составим портрет агрессивного ребенка: какой он и что он делает? (Ответы родителей)
Сл 6 Каков же портрет агрессивного ребенка:
- Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.
- Взрослым не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».
- Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
- Ну как нужно общаться с агрессивным ребенком? (Ответы родителей)
Сл 7 Рекомендации по общению с агрессивным ребенком:
Не будьте равнодушными к проблемам ребенка. Спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия педагога) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).
Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия.
Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком
Я думаю, что...
Я недоволен тем, что...
Мне не нравится, что...
Я очень расстроился, когда увидел, что ты толкнул девочку.
Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.
Родителям необходимо выработать единые требования и правила воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за помощью к педагогам и специалистам ОУ.
Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения.
Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок по телевизору и в какие компьютерные игры играет. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.
Сл 8 - Предлагаю вам ознакомиться с «Золотыми правилами» воспитания, связанными с темой данного собрания.
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его успехов.
При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:
- Ты у меня самый умный, (красивый ит.д.)
- Как хорошо, что ты у меня есть.
- Ты у меня молодец!
- Я тебя очень люблю.
- Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.
- Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
Давайте подведем итог родительского собрания (Отвечают на вопросы):
- Актуальна ли тема данного родительского собрания?
- Понятны ли причины возникновения агрессии у детей?
- Воспользуетесь ли вы советами по преодолению агрессии?
- Есть ли у вас ещё вопросы? (Задают вопросы)