Аксиома, проверенная временем.
(Размышление о нравственном воспитании)
Никитина Лидия Викторовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория.
Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!
А.Кларк.
Наступивший век можно назвать по-разному: веком информационных технологий, веком экономической глобализации и т.д. Но какие бы ему названия не давали, одно остаётся неизменным – старшее поколение будет по-прежнему заниматься воспитанием подрастающего поколения, стремясь подготовить его для вступления в самостоятельную жизнь. Воспитание должно быть всесторонним, это важно и для школы, и для семьи. Чему же мы должны уделять внимания больше – нравственному или физическому воспитанию? По-моему, эти два направления идут всегда рядом, ведь в здорово теле – здоровый дух.
Но я остановлюсь на нравственном воспитании. В наше бурное время мы теряем в себе такие чувства, как доброта, милосердие, любовь к ближнему. Почему? Мы ведь об этом всегда очень много говорили. А может быть, ошибка наша была именно в том, увлеклись «словесными» формами и методами воздействия на ребёнка. Безусловно, речь человеку дана для того, чтобы общаться, в том числе, убеждая детей делать нечто и воздерживаться от того, что осуждается обществом. Но только разговоры о том, что можно, а чего нельзя не дают серьёзного воспитательного эффекта. Это аксиома, проверенная временем.
Сейчас социальная ситуация изменилась настолько, что призывы и увещевания, обращённые к подросткам. Вызывают с их стороны, в лучшем случае, лёгкое недоумение. Я не говорю о том, что учитель и воспитатель, как и родители, должны отказаться от воспитательного общения с ребёнком, от разговоров с ним на различные темы, от чтения интересных книг или просмотра телепередач, содержание которых позволяет обсудить современные нравственные или жизненные установки. Отнюдь. Это всё необходимо делать, но не забывая при этом о том, что дети наши должны сами принимать некоторые решения, пробовать свои силы в реальном деле, должны быть готовы отвечать за серьёзные дела, делать выбор, нести личную ответственность за его последствия. Если мы от этого откажемся, мы воспитаем нерешительного человека, за которым закрепится привычка «перекладывания ответственности» на других.
Вместе с ребятами, родителями, практически, каждый день ведём такую работу. Это классные часы, беседы, анкетирование, ситуативные игры, деловые игры, родительские собрания и лектории вместе с детьми. Форм работы много. Очень интересный семейный лекторий по культуре речи на тему «Пойми меня правильно». Он проводится как путешествие в королевство кривых зеркал. Родители смотрят на себя, как на отражения в зеркале.
План.
1.Первое зеркало предупреждает: «Осторожно! Канцелярит!»
2. Посмотрите на другое зеркало – «Ненормативная лексика».
3. Деловая игра.
Исполняются стихи Э. Асадова «О скверном и святом», «Нежные слова».
Каждый родитель узнает своё отражение в зеркале и, конечно, задумается над своей речью. И в следующий раз, прежде чем при детях употребить «крепкое» словцо, подумает – речь-то отразится на его ребёнке, как в кривом зеркале.
На мой взгляд, очень интересный и важный вопрос о поощрении и наказании ребёнка. Прежде чем вынести этот вопрос на родительское собрание, я провела анкетирование детей, лучше это сделать анонимно, т.к. дети будут более откровенны. Вопросы для анкеты подбирает учитель.
- Часто ли вас наказывают?
- Кто это делает чаще?
А) мама
Б) папа
- Как вас наказывают?
А) Бьют.
Б) Не пускают гулять.
В) Не разрешают смотреть телевизор и играть в компьютерные игры.
- Какие чувства вы испытываете, когда вас наказывают?
А) Ненависть.
Б) Злость.
В) Обиду.
- Как часто тебя хвалят?
А) Иногда.
Б) Всегда.
В) Никогда.
В начале собрания можно провести анкетирование родителей.
-Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
А) Да.
Б) Не очень.
В) Плохо.
- Много ли внимания вы уделяете воспитанию ребёнка?
А) Круглые сутки.
Б) 5-6 часов в сутки.
В) 1-2 часа в сутки.
- Часто ли вы хвалите своего ребёнка?
А) Всегда.
Б) Иногда.
В) Никогда.
- Как вы поощряете своего ребёнка?
А)Просто хвалите.
Б) Покупаете дорогие вещи, игрушки.
- Как вы наказываете ребёнка?
А) Не разговариваете с ним?
Б) не разрешаете смотреть телевизор.
В) Применяете физическую силу.
Г) Не разрешаете гулять.
Анализ анкетирования всегда интересует родителей. Иногда некоторые из них удивляются самим себе и поражаются мнениями своих детей.
Мы наказываем ребёнка и не задумываемся о его чувствах, которые он при этом испытывает. Родители были удивлены, узнав о том, что 60% ребят при наказании испытывают обиду, 20% злость, 2% даже ненависть. На вопрос – как часто их хвалят – 80% детей ответили «иногда». И почти 90% ребят ответили, что наказывают их мамы. Это говорит о том, что папы очень мало принимают участие в воспитании своих детей. А твёрдое и решительное слово отца окажет на ребёнка (особенно на мальчика) более сильное воздействие, чем многословное увещевание мамы.
Работа по нравственному воспитанию только тогда будет иметь результаты, когда она будет систематической и разнообразной. Это не значит, что в воспитательной работе я планирую мероприятия только по этому направлению – нет. Но какой бы праздник, встречу, классный час, беседу, игру я ни проводила, нить этого направления у меня присутствует обязательно. Только тогда, по-моему, можно рассчитывать на успех. Я думаю, о нравственном воспитании можно говорить много, но главное, чтобы мы не только говорили, а делали.
Мы живём в обществе и нам приходится сталкивать с добром и злом, с пониманием и равнодушием, с милосердием и жестокостью. Главное – не закрывать глаза на то, что делается рядом с тобой и учить этому детей и радоваться при виде юноши, уступающем место женщине в автобусе, при виде девочки, ведущей бережно под руку свою старенькую и больную бабушку.