АКТИВНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЛАНИМЕТРИИ
АКТИВНАЯ МАТЕМАТИКА И ОСНОВЫ ПЛАНИМЕТРИИ
Киселёва Татьяна Григорьевна
– КГУ «Общеобразовательная школа села Родина,
Отдела Образования по Целиноградскому району,
Управления Образования Акмолинской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Активная математика с элементами планиметрии» ещё его можно называть виртуальной математической лабораторией. Это не только циркуль и линейка для чертежа в тетради, а использование интерактивных математических принадлежностей. Построение чертежей, фигур, сечений поможет обучаемым формулировать теоремы для последующего доказательства, так и подтверждать уже доказанные теоремы и развивать их понимание, позволит обнаруживать закономерности в наблюдаемых геометрических явлениях и фигурах. Простая техника построения чертежей и производимых измерений элементов геометрических фигур, позволит экспериментально находить метрические соотношения - в том числе учащимся с затрудненным восприятием геометрии. С помощью программы курса можно конструировать интерактивные математические модели, которые помогут получить начальные представления о формах тела, площади и объёме фигур, а также видеть фигуры в разных проекциях.
Появятся дополнительные возможности работы над математическими концепциями, формулированию вопросов и побуждению к экспериментам, определению и проверке гипотез. Данный курс поможет почувствовать свойства изучаемой математической конструкции, получить новые результаты, создать высококачественные иллюстрации, увидеть и прочувствовать величину, объём и проекцию любой фигуры.
Сохраняется преемственность с традиционной программой по математике, но усиливается геометрическое содержание, что позволяет расширить геометрические представления и знания учащихся, развивать их пространственное воображение, техническое и логическое мышление, конструкторские умения. Курс для учащихся 4 класса, 1 час в неделю, всего 34 часа.
Цель: расширить геометрические представления и знания учащихся, развивать их пространственное воображение, техническое и логическое мышление, конструкторские умения, проводить исследования и делать анализ широкого круга задач математики, выполнять компьютерное моделирование.
Задачи:
- активизировать творческое мышление, побуждать к поиску нестандартных математических задач.
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
- формирование и совершенствование навыков работы на компьютере.
- освоение норм общения, обучение навыков сотрудничества, умение работать в паре, адекватно оценивать собственное поведение, и поведение окружающих. готовность конструктивно разрешать конфликты.
Ожидаемый результат:
- целостно воспринимает окружающий мир, понимает роль планиметрии в системе математических знаний.
- осознаёт личностный смысл учения и интерес к изучению планиметрии.
- развита самостоятельность, способность к рефлексивной самооценке собственных действий.
- освоены нормы общения и коммуникативного взаимодействия.
- умеет выполнять учебное действие (построение компьютерных моделей, её сечение, развертку, её сборку), выявляет и устраняет причины затруднений.
- умеет проводить проектную деятельность: постановка целей, определение способов достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация проекта.
- владеет различными способами поиска, обработки информации.
- умеет работать в паре, в проектной группе.
- владеет системой геометрических знаний в соответствии с курсом.
- использует приобретенные геометрические знания в учебной деятельности.
- владеет инструментами измерения и построения геометрических объектов. основами логики, пространственного воображения.
Актуальность:
В действующем курсе математики для 1-4 классов почти не содержится сведений о пространственных фигурах, а потому и не предусмотрена важная для развития учащихся работа по анализу – синтезу, преобразованию геометрических тел. Поступив в школу, дети вынуждены знакомится с геометрическим материалом лишь с помощью линейных и плоскостных фигур.
Идеальные продукты планиметрии – продукты мыслительной деятельности человека, результаты абстрагирования, которое ещё недостаточно развито у учащихся начальных классов. Точка, прямая, линия, отрезок и т.п. не могут быть в обучении наглядно демонстрируемы. Любой показ остаётся лишь их изображением, моделью, а не наглядным объектом, предъявляемым для рассмотрения и усвоения учащимися, у которых доминирует наглядно-образное мышление. Мной была предпринята попытка включить в систему изучения геометрического материала: элементы планиметрии с целью обеспечения более полноценного формирования геометрических представлений у младших школьников как во время работы на уроке, в том числе интегрированного вида, так и во внеклассной работе.
Собранный и разработанный мной материал включает во взаимосвязи изучение линейных, пространственных и плоскостных фигур и строится преимущественно во взаимосвязи математики и планиметрии.
В курсе «Активная математика с элементами планиметрии» используются методы организованного наблюдения, анализа геометрических фигур и тел, выяснения их существенных свойств, организация конструкторско-практических действий с объектами и моделями.
Используемые технологии:
ИКТ, Критическое мышление, Развивающее обучение, Кейс технология, Проектная деятельность, ТРИЗ.
Методы:
Активные методы обучения, работа в группе, парная работа, индивидуальная работа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение - 1 час. Знакомство с курсом.
2. Диагностическая работа – 1 час.
Систематизация и обобщение ранее изученного геометрического материала. Построение отрезков, углов, кривых и ломаных замкнутых и незамкнутых линий, ориентировка в пространстве. Геометрический КВН. Развитие мышления, внимания, речи.
3. Треугольники – 5 часов
Равносторонний и равнобедренный. Разница между ними. Измерение и построение углов заданной градусной меры углов. Чтение графической информации. Термины: треугольник, центр транспортира, шкала транспортира, начало ответа. Построение треугольника по трем заданным сторонам. Систематизировать знания учащихся о видах треугольников. Формирование умений изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге, на интерактивной доске. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков. Развитие мышления, внимания, речи.
4. Площадь и ее измерение – 4 часа
Площадь. Определение площади фигур сложной конфигурации. Геометрические формы в окружающих предметах Составление и решение задач с величинами: периметр, площадь. Отработка вычислительных навыков. Формирование умений решать задачи повышенной сложности. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления. Отработка вычислительных навыков. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Измерение площади палеткой. Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью. Обобщение знаний о единицах длины.
5. Числовой луч - 3 часа
Решение топологических задач. Понятие: «Числовой луч», «Единичный отрезок», «Координаты точки». Определять координаты точки и строить их на числовом луче. Знакомить с принципом вариативности при решении поставленных задач. Решение практических задач с величинами. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления.
6. Координатная плоскость – 3 часа.
Сетка. Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам. Уметь ориентироваться по координатам точек на плоскости. Познакомить с координатным углом, осью координат и осью абсцисс. Строить координатный угол, тренировать в чтении, записи названных координатных точек и обозначать точки координатного луча с помощью пары чисел. Проявлять интерес к геометрии. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления.
7. Осевая симметрия – 4 часа.
Понятия «Симметрия», «Осевая симметрия». Формировать умение моделировать из бумаги. Строить симметричные фигуры с использованием интерактивной доски, видеть в повседневной жизни симметричные предметы. Способствовать развитию творческих способностей. Составлять задачи в стихах. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления. Мыслить логически.
8. Геометрические фигуры – 11 часов
Прямоугольный параллелепипед. Параллелепипед и пирамида. Учить работать с чертежами тела. Определять количество вершин, углов, граней: учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела. Цилиндр – тело вращения. Строить развертку цилиндра. На чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нем новые элементы. Сечение цилиндра. Конус, Усечённый конус, построение развертки. Куб. Развертка куба -проект. Пирамида. Плоские фигуры и объемные тела. Объемные фигуры на плоскости. Тренировка в вычерчивании разверток пирамид. Познакомить с понятием «высота пирамиды». Исследование объемных фигур на плоскости. Шар. Изготавливать шар из кругов. Определять сходство и различия геометрических фигур. Различать плоские и пространственные геометрические фигуры. Чертить некоторые пространственные фигуры на клетчатой бумаге. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». Откорректировать знания детей о геометрических телах.
9. Итоговая диагностическая работа – 2 часа.
Проверить знания, умения, навыки учащихся, приобретенные в течение года. Обобщение и систематизация изученного геометрического материала по курсу «Активная математика с элементами планиметрии». Конкурс «Знаток математики»
Тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема урока | Кол- во часов | Примечание |
1 | | Введение | 1 | |
2 | | Диагностическая работа. Геометрический КВН. | 1 | |
3 | | Треугольники | 5 | |
3.1 | | Равносторонний и равнобедренный треугольники. | 1 | |
3.2 | | Измерение углов. Транспортир. | 1 | |
3.3 | | Построение углов заданной градусной меры. Чтение графической информации. | 1 | |
3.4 | | Построение треугольника по трем заданным сторонам. | 1 | |
3.5 | | Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. | 1 | |
4 | | Площадь и ее измерение | 4 | |
4.1 | | Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. Геометрические формы в окружающих предметах. | 1 | |
4.2 | | Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | 1 | |
4.3 | | Площадь. Измерение площади палеткой. Составление и решение задач с величинами: периметр, площадь. | 2 | |
5 | | Числовой луч | 3 | |
5.1 | | Числовой луч. Решение топологических задач. | 1 | |
5.2 | | Числовой луч. Решение практических задач с величинами. | 2 | |
6 | | Координатная плоскость | 3 | |
6.1 | | Сетка. Игра «Морской бой» | 1 | |
6.2 | | Сетка. Координатная плоскость | 1 | |
6.3 | | Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам. | 1 | |
7 | | Осевая симметрия | 4 | |
7.1 | | Осевая симметрия. | 1 | |
7.2 | | Осевая симметрия. | 1 | |
7.3 | | Симметрия. Задачи в стихах. | 1 | |
7.4 | | Поворотная симметрия. | 1 | |
8 | | Геометрические фигуры | 11 | |
8.1 | | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | |
8.2 | | Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки параллелепипеда. Параллелепипед и пирамида. | 1 | |
8.3 | | Цилиндр – тело вращения | 1 | |
8.4 | | Цилиндр. Сечение цилиндра | 1 | |
8.5 | | Куб. Развертка куба. Урок-проект | 2 | |
8.6 | | Конус. Усечённый конус. | 1 | |
8.7 | | Пирамида. Объемные фигуры на плоскости. | 1 | |
8.8 | | Шар. Сечение шара. | 1 | |
8.9 | | Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». | 2 | |
9 | | Итоговая диагностическая работа. Конкурс «Знаток математики» | 2 | |
Всего: 34 часа
Использованная литература:
1. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. – М.: Школьная Пресса, 2002.
2. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Наглядная геометрия. М.: ВАКО, 2008.
3. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина И учеба, и игра: математика, Ярославль Академия развития, 1997.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы:
1 | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/09222600-20e7-11dd-bd0b-0800200c9a66/?interface=themcol&showRubrics=1 Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве Д анные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики в 3-4 и 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов | |
2 | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1069ff8a-2ba2-4f2e-917b-1f9accd80b71/118912/? «Математика и конструирование» Электронное учебное пособие «Математика и конструирование» предназначено для использования во 2-4 классах начальной школы на уроках математики, а также на уроках интегрированного курса «Математика и конструирование». | |
3 | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/42f1c17e-05ad-4d83-8339-c26bf482dae0/? «Компьютерный практикум для начальной школы» Данный ресурс разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Цифровые ресурсы ориентированы на формирование учебной деятельности с использованием компьютера при изучении основных учебных дисциплин в 1-4 классах. Включает порядка 3000 заданий и развивающих игр, разбитых по типам и изучаемым темам. Имеется Конструктор уроков, позволяющий самостоятельно определять содержание компьютерного занятия, конструируя нужный набор заданий в нужной последовательности. | |