СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные методы обучения...начальная школа способна решить новые задачи...

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения»

Активные формы и методы работы как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока.

Карачевцева Елена……, учитель начальных классов, г.Новочеркасск, МБОУ СОШ №

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость модернизации образования, которое в настоящее время является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Традиционную образовательную систему вытесняют новые технологии и подходы в образовании, генерирующие новые формы и методы обучения и воспитания.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

Одним из факторов, существенно влияющих на ход и результат учебно-
воспитательного процесса в любом учебном заведении, являются методы
обучения.

К изучению проблемы методов обучения обращались в своё время Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Н.А. Сорокин, И.Ф. Харламов и др.

И.Ф. Харламов писал: «Под методами обучения следует понимать способы
обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом» [5].
Н.А. Сорокин: «Под методом обучения ... следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач» [4].

Таким образом, методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, называются активными методами. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, А.М.Смолкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др.

А.М.Смолкин дает следующее определение: активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся1, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.[3]

Активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С.Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой учителем, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение между учителем и учащимися. В последнее время для развития коммуникативных способностей, умения решать проблемы коллективно, и самое главное для развития речи учащихся, стал активно использоваться интерактивный метод обучения, где общение не только между учителем и учениками так и между самими учащимися. Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учащимися полученных знаний.

 Такой интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему за счет мастерства педагога, побуждая учеников к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека [1].

В последнее время все большее число авторов отмечает, что эффективность процесса обучения, в первую очередь, зависит от организации деятельности учащихся. Для того, чтобы повысить эффективность учебного процесса педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту

деятельность. Поэтому наряду с понятием методы обучения широко употребляется и понятие приемы обучения. Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность, следовательно, метод обучения состоит из приемов - отдельных элементов, которые в совокупности помогают решению познавательных задач. Педагог может использовать различные приёмы в зависимости от особенностей обучающей системы. Так, при проблемном обучении - это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном - это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей. Отдельные детали метода, его составные элементы называют методическими приемами. Если с помощью метода происходит овладение основным содержанием учебного материала, то использование тех или иных методических приёмов учителем обеспечивает углубленное усвоение изучаемого материала. В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении данного предмету. Учитель сам выбирает какие методы и приемы работы использовать на данном уроке, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению.

Так, в учебном процессе широкое применение получили наглядные приёмы, использование которых не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему. Особенно сильное эмоциональное воздействие на учащихся оказывает демонстрация видео- и кинофрагментов, которые могут быть использованы и в качестве иллюстративного материала, и для создания проблемных ситуаций, на основе которых строятся эвристическая беседа, учебная дискуссия.

Довольно часто в учебном процессе пользуются игровыми приёмами
обучения разного рода: дидактические игры, театрализация, разыгрывание
ролей. Они вызывают интерес к изучаемому материалу, эмоциональный отклик, одновременно развивая сообразительность, находчивость и тем самым способствуя более прочному усвоению знаний. Сюда можно отнести
разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок-шуток, связанных с содержанием учебных материалов.

Познавательная активность побуждает стремление учащихся к учению, к выполнению разного рода заданий, интерес к деятельности учителя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью понимается стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, которые характеризуют интеллектуальные способности обучающихся к учению. Они проявляются и развиваются в деятельности.  

Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является проблемное обучение.

Харламов И.Ф. охарактеризовал проблемное обучение так: «Под проблемным обучением следует понимать такую организацию учебного процесса, которая включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждение у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой научной информации» [5].

Отличительной особенностью проблемного обучения является не объяснение нового материала, а в постановке вопросов, познавательных задач, учебных заданий, содержащих проблемы и приводящих к умственным действиям. Это и обеспечивает самостоятельную поисковую деятельность учащихся на уроке.

Началом проблемного обучения является проблемная ситуация.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • подведение школьников к противоречию и самостоятельный поиск способа его разрешения;

  • противоречия практической деятельности;

  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • рассматривание явления с различных позиций;

  • побуждение обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

  • постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

  • определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательские);

  • формулировка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.).

Реализация личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к учащимся, осуществляется через использование активных методов и приёмов работы по организации групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

Активизируют познавательный процесс и нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

Использование активных методов и приёмов делает учебный процесс более интересным и активизирует деятельность младших школьников. Например, чтобы вовлечь учеников в учебную деятельность нужно создать эмоциональный настрой на урок, т.е. начало урока можно начать нетрадиционно: эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма, выяснения целей, ожиданий, опасений. Динамично помогают начать урок такие приёмы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, это своего рода разминка перед более серьезными упражнениями, которая способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Применение учителем на уроке таких приёмов, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволит лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методика проведения заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать   более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

 В процессе учебной деятельности учителю регулярно приходится объяснять новый материал. Чтобы такие уроки как-то разнообразить и повысить у учащихся познавательную активность можно прибегнуть к методу презентации учебного материала: «Кластер», «Инфо-угадайка». Групповая работа. Учитель просит догадаться о теме урока. На доске слова:

1 столбик 2 столбик

мышь шалаш

дочь грач

ложь малыш

 Из карточек №1 необходимо выбрать нужную и прикрепить на доске. Коллективная проверка. То же самое нужно сделать и из карточек второй группы. Идёт сравнение слов каждого столбика. Затем из карточек №3 ученики находят ещё одну карточку и вешают на доску. Итог, на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, род. Формулируется тема. 

«Мозговой штурм». На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на пронумерованные секторы, которые пока не заполненные. Ученикам предлагается подумать, о чём сегодня пойдет речь. В ходе обсуждения выделяются ключевые моменты и вписываются в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них. 

  Отдельного внимания требует организация работы в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. В каждой группе ученик играет определенную роль, которую ему выбирает учитель. Для групп сменного или постоянного состава можно использовать обсуждение в группах, которое носит название «Ульи». Для проведения дискуссии и принятия решений – упражнение «Cветофор». Во время дискуссии поднимаются карточки согласия или не согласия по цветам светофора. Упражнение «На линии огня». Каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются.

Организация активного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. «Творческая мастерская» как метод формирования продуктивного обучения младших школьников эффективно способствует формированию умений, навыков и ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать настоящим лидером детского коллектива. Ученики рисуют рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Ребята делятся на группы и создают групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. Через 20 – 25 минут каждая группа должна презентовать свой проект.  В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую, так как конце урока появляются замечательные творения.

      Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

  «Ромашка» - 1 способ. Ученики отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

  1. способ. Класс делится на две группы. Ученики 1 группы берут чистые лепестки, пишут вопрос другой группе и прикрепляют лепесток к ромашке, перевернув вопросом вниз. Участники второй группы срывают лепестки друг за другом, отвечая на вопросы.

«Мудрый совет». Группа учеников пишет в конце урока «совет» тем ученикам, которые еще не совсем поняли тему урока.

 «Итоговый круг». Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг и задают вопросы ребятам из круга, те в свою очередь отвечают.

       Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволит скорректировать урок на будущее.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие [2], на развитие потребности к самообучению, самоусовершенствованию, развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование активных методов и приёмов в учебном процессе, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности.


Литература.


1. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

2. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия,2002.

3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.

4 . Сорокин Н.А. Дидактика / Н.А. Сорокин. – М., 1974.

5. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М., 2002.




1