СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Невский

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский" 

Просмотр содержимого документа
«Александр Невский»

Тема модуля: Звать через прошлое к настоящему.

«Александр Невский»


Тип модуля: комбинированный

Цель: Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Задачи модуля:

Образовательные:

  • Повторение жанров русских народных песен и их характерных черт;

  • Продолжение знакомства с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра;

  • Укрепление понимания взаимосвязи киноискусства, изобразительного и музыкального искусства;

Воспитательные:

  • Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;

  • Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;

  • Развивать вокально-хоровые навыки;

  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Решаемые проблемы:Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Кроме сюжета замечательные творения композитора, художника и кинорежиссёра, роднит воспетые в этих произведениях чувство патриотизма и любви к Родине.


Планируемый результат обучения и УУД

Познавательные


Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Понимать специфику и особенности музыкального языка, закономер-ности муз. иск-ва

Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.


Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.


Оборудование:компьютер;проектор;звукоусиливающая аппаратура (колонки).

Материалы:слайдовая презентация;

видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна;

музыкальные фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище»;нотный материал;

текст песни «Дорога добра» муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина, музыкальные фонограммы.


ХОД МОДУЛЯ

Организационный момент. Приветствие

Входной контроль. Ответить на вопросы:

  1. С.В.Рахманинов – русский композитор 20 века

  2. Прелюдия - это небольшая пьеса импровизационного склада, обычно служащая вступлением к следующей пьесе.

  3. Автор картины «Сикстинская мадонна» - итальянский живописец Рафаэль 15 века

  4. И.С.Бах – немецкий композитор 17-18 века

  5. ФранцШуберт – австрийский композитор 18-19 века

  6. Дж. Каччини – итальянский композитор, певец, виртуоз 16-17 века

  7. Исаак Ильич Левитан – русский художник 19 века (еврейского происхождения)

  8. П.И.Чайковский – русский композитор 19 века


Вокально-хоровая работа

Распевание.

Продолжаем учить песню «Дорога добра» муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

Учим текст и мелодию песни по фразам. Работа над звуком, дыханием, дикцией, окончанием фраз, ритмом, характером исполнения песни.


Новая тема:Звать через прошлое к настоящему.

«Александр Невский»

Слайд 1 (Тема урока)

Звучит Праздничный трезвон.

Уч: Очень часто город Санкт-Петербург называют музеем под открытым небом. И, несмотря на то, что история города начала своё летоисчисление с 1703 года, сегодня мы с Вами посетим музей, который хранит память о событиях, произошедших за несколько веков до основания города. Итак, о каком музее идёт речь? Первая подсказка сейчас появится на экране. 

Слайд 2



На слайде в качестве подсказок выведены четыре фотографии Александро-Невской Лавры. Если кто-то из ребят догадается, о каком музее идёт речь после первой подсказки, предложить сохранять эту информацию втайне и подождать остальных учащихся

Ученики: Это Александро-Невская Лавра.

Уч: Совершенно верно, но если быть более точным, тоСвято-Троицкая Александро-Невская лавра. И вот здесь возникает следующий вопрос. Первая часть названия лавры: Свято-Троицкая связана с названием собора, который расположен на территории лавры, а вот с чем или с кем связано название второй её части: Александро-Невская?

Ученики: С князем Александром Невским, который прославился своими победами над шведами в 1240 году на Неве, за что и получил прозвище Невский и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.

Уч: Как Вы видите славные деяния Александра Невского, происходили как раз недалеко от тех мест, где в 1703 году по приказу царя Петра I началось строительство новой столицы. И по его же приказу в 1724 году мощи Александра Невского были перевезены из Владимира в Александро - Невский монастырь. Я думаю, что Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?

Ученики: Да, об Александре Невском.

Слайд 3-4


Беседа по теме урока

Уч: Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад?

Ученики: За это мы должны благодарить народных сказителей, которые слагали песни и былины о подвигах русского воинства, передавая их из уст в уста.

Уч: Давайте попробуем озвучить картину Виктора Михайловича Васнецова «Баян», вложив в его уста следующие строки:

А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Там рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское.

Слайд 5

Уч: Как Вы думаете, прозвучавшие стихи написаны современным автором или это фрагмент былинных напевов?

Ученики: Очень похожи на былинные напевы, но если предположить, что эти стихи написаны современным автором, то они передают дух старины.

Уч: Как Вы точно заметили. Эти строки, действительно были написаны в XX веке поэтом В. Луговским и композитором С.Прокофьевым, которые стремились воссоздать в своём произведении характерные черты былинных напевов. Послушайте и отметьте, какие это черты? 


СЛУШАНИЕ.Звучит «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский»

С.С.Прокофьева

Слайд 6

Ученики: Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием.


Слайд 7

Уч:Фрагмент, который только что прозвучал «Песнь об Александре Невском», был написан композитором С.С.Прокофьевым и является частью крупного произведения, состоящего из 7 частей. Называется это произведение каната «Александр Невский».


Слайд 8 (Определение кантаты)

Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.


ФИЗМИНУТКА «Зимняя дорога» А.С. Пушкина


Уч: У этого произведения очень интересная история. Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938 - 1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна.

Слайд 9


Возникшая из музыки к кинофильму, кантата напоминает ряд проносящихся контрастных кадров. Музыка кантаты очень образна и живописна. Я предлагаю посмотреть фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёра С.Эйзенштейна, где Вы ещё раз услышите «Песнь об Александре Невском» и сможете соотнести услышанное и увиденное. 


Просмотр видеофрагмента

А какова основная мысль этой части?

Ученики: Рассказ о недавней победе русских над шведами.

Уч: Правильно. А может быть кто-то готов дополнить ответ?

Ученики: И о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую".

Уч: Я Вам очень благодарна, что Вы были внимательными слушателями и процитировали одну из основных идей, но мне бы хотелось дополнить: "Кто придет на Русь, будет насмерть бит". Эту идею продолжил в своём творчестве народный художник СССР Павел Дмитриевич Корин.

Самым известным его произведением военных лет является триптих «Александр Невский».

Обсуждение картиныП.Д. Корина «Александр Невский».


Слайд 10

А что такое триптих?

Ученики: Это картина, которая состоит из трёх частей.


Уч: И что очень важно заметить – все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.

Слайд 11 (Определение триптиха)

Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.

Слайд 12

На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.


Слайд 13

В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.


Слайд 14

На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?


Ученики: Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.


Продолжаем знакомствос кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский» (продолжение)

Уч: А если бы Вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров Вы бы предпочли?

Ученики: Мне кажется, что образ князя Александра Невского созвучен с мужественным, гордым и торжественным маршем. А вот простирающиеся русские земли, на защиту которых встал Александр Невский и его дружина - музыкальной темой, схожей по характеру с протяжными русскими народными песнями.

Уч: Пришло время продолжить разговор о кантате С.С.Прокофьева, и сейчас мы послушаем фрагмент, который, возможно, Вам знаком. Это хор «Вставайте, люди русские»

Слайд 15


СЛУШАНИЕ. Хор «Вставайте, люди русские»


Слайды 16-18



Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?

Ученики: Эта часть кантаты начинается с колокольного звона.

Уч: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?

Ученики: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно.

Уч: Весь фрагмент звучит активно и призывно? 

Ученики: Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно. 

Уч: Отголоски, каких жанров русских народных песен напоминает средняя часть хора «Вставайте, люди русские»? 

Ученики: Протяжные, былинные напевы.


Заключение

Уч: Как Вы думаете, почему этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны?

Ученики: Мы знаем, что весь русский народ откликнулся на призыв Александра Невского, и встал под ружьё от мала до велика. А также мы знаем, что битва с ливонскими рыцарями

закончилась победой. Я, думаю, в годы Великой Отечественной войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии.

Слайд 19

Уч. Самое живописное и центральный фрагмент кантаты «Ледовое побоище».


СЛУШАНИЕ. Фрагмент «Ледовое побоище» из кантаты Прокофьева «Александр Невский»

- Какие настроения пробуждает в вас эта музыка?

-Когда произошло Ледовое побоище? (5 апреля 1242 года, дата записывается в тетрадь)

- В чём проявился полководческий талант А. Невского?


Учитель. Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить Ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое. И я хочу напомнить Вам, что в нашем городе таких документальных свидетельств о героическом прошлом Керчан немало: Аджимушкайские каменоломни, Митридат, Эльтиген… Каждый миллиметр нашей героической земли полит кровью советского народа. И, в заключении послушайте песню в исполнении Юрия Богатикова «Золотая Керчь»


Слайд 20


СЛУШАНИЕ. Юрий Богатиков «Золотая Керчь»


РЕФЛЕКСИЯ

Понравились ли произведения, прозвучавшие на уроке? 

Выставление оценок.


Слова благодарности за работу на уроке.