Тема модуля: Звать через прошлое к настоящему.
«Александр Невский»
Тип модуля: комбинированный
Цель: Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.
Задачи модуля:
Образовательные:
Повторение жанров русских народных песен и их характерных черт;
Продолжение знакомства с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра;
Укрепление понимания взаимосвязи киноискусства, изобразительного и музыкального искусства;
Воспитательные:
Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
Развивать вокально-хоровые навыки;
Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Решаемые проблемы:Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.
Кроме сюжета замечательные творения композитора, художника и кинорежиссёра, роднит воспетые в этих произведениях чувство патриотизма и любви к Родине.
Планируемый результат обучения и УУД |
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные |
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Понимать специфику и особенности музыкального языка, закономер-ности муз. иск-ва | Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. |
Оборудование:компьютер;проектор;звукоусиливающая аппаратура (колонки).
Материалы:слайдовая презентация;
видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна;
музыкальные фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище»;нотный материал;
текст песни «Дорога добра» муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина, музыкальные фонограммы.
ХОД МОДУЛЯ
Организационный момент. Приветствие
Входной контроль. Ответить на вопросы:
С.В.Рахманинов – русский композитор 20 века
Прелюдия - это небольшая пьеса импровизационного склада, обычно служащая вступлением к следующей пьесе.
Автор картины «Сикстинская мадонна» - итальянский живописец Рафаэль 15 века
И.С.Бах – немецкий композитор 17-18 века
ФранцШуберт – австрийский композитор 18-19 века
Дж. Каччини – итальянский композитор, певец, виртуоз 16-17 века
Исаак Ильич Левитан – русский художник 19 века (еврейского происхождения)
П.И.Чайковский – русский композитор 19 века
Вокально-хоровая работа
Распевание.
Продолжаем учить песню «Дорога добра» муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.
Учим текст и мелодию песни по фразам. Работа над звуком, дыханием, дикцией, окончанием фраз, ритмом, характером исполнения песни.
Новая тема:Звать через прошлое к настоящему.
«Александр Невский»
Слайд 1 (Тема урока)

Звучит Праздничный трезвон.
Уч: Очень часто город Санкт-Петербург называют музеем под открытым небом. И, несмотря на то, что история города начала своё летоисчисление с 1703 года, сегодня мы с Вами посетим музей, который хранит память о событиях, произошедших за несколько веков до основания города. Итак, о каком музее идёт речь? Первая подсказка сейчас появится на экране.
Слайд 2


На слайде в качестве подсказок выведены четыре фотографии Александро-Невской Лавры. Если кто-то из ребят догадается, о каком музее идёт речь после первой подсказки, предложить сохранять эту информацию втайне и подождать остальных учащихся

Ученики: Это Александро-Невская Лавра.
Уч: Совершенно верно, но если быть более точным, тоСвято-Троицкая Александро-Невская лавра. И вот здесь возникает следующий вопрос. Первая часть названия лавры: Свято-Троицкая связана с названием собора, который расположен на территории лавры, а вот с чем или с кем связано название второй её части: Александро-Невская?
Ученики: С князем Александром Невским, который прославился своими победами над шведами в 1240 году на Неве, за что и получил прозвище Невский и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.
Уч: Как Вы видите славные деяния Александра Невского, происходили как раз недалеко от тех мест, где в 1703 году по приказу царя Петра I началось строительство новой столицы. И по его же приказу в 1724 году мощи Александра Невского были перевезены из Владимира в Александро - Невский монастырь. Я думаю, что Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?
Ученики: Да, об Александре Невском.
Слайд 3-4

Беседа по теме урока
Уч: Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад?
Ученики: За это мы должны благодарить народных сказителей, которые слагали песни и былины о подвигах русского воинства, передавая их из уст в уста.
Уч: Давайте попробуем озвучить картину Виктора Михайловича Васнецова «Баян», вложив в его уста следующие строки:
А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Там рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское.
Слайд 5 
Уч: Как Вы думаете, прозвучавшие стихи написаны современным автором или это фрагмент былинных напевов?
Ученики: Очень похожи на былинные напевы, но если предположить, что эти стихи написаны современным автором, то они передают дух старины.
Уч: Как Вы точно заметили. Эти строки, действительно были написаны в XX веке поэтом В. Луговским и композитором С.Прокофьевым, которые стремились воссоздать в своём произведении характерные черты былинных напевов. Послушайте и отметьте, какие это черты?
СЛУШАНИЕ.Звучит «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский»
С.С.Прокофьева
Слайд 6 
Ученики: Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием.
Слайд 7 
Уч:Фрагмент, который только что прозвучал «Песнь об Александре Невском», был написан композитором С.С.Прокофьевым и является частью крупного произведения, состоящего из 7 частей. Называется это произведение каната «Александр Невский».
Слайд 8 (Определение кантаты) 
Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.
ФИЗМИНУТКА – «Зимняя дорога» А.С. Пушкина
Уч: У этого произведения очень интересная история. Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938 - 1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна.
Слайд 9 
Возникшая из музыки к кинофильму, кантата напоминает ряд проносящихся контрастных кадров. Музыка кантаты очень образна и живописна. Я предлагаю посмотреть фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёра С.Эйзенштейна, где Вы ещё раз услышите «Песнь об Александре Невском» и сможете соотнести услышанное и увиденное.
Просмотр видеофрагмента
А какова основная мысль этой части?
Ученики: Рассказ о недавней победе русских над шведами.
Уч: Правильно. А может быть кто-то готов дополнить ответ?
Ученики: И о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую".
Уч: Я Вам очень благодарна, что Вы были внимательными слушателями и процитировали одну из основных идей, но мне бы хотелось дополнить: "Кто придет на Русь, будет насмерть бит". Эту идею продолжил в своём творчестве народный художник СССР Павел Дмитриевич Корин.
Самым известным его произведением военных лет является триптих «Александр Невский».
Обсуждение картиныП.Д. Корина «Александр Невский».
Слайд 10 
А что такое триптих?
Ученики: Это картина, которая состоит из трёх частей.
Уч: И что очень важно заметить – все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.
Слайд 11 (Определение триптиха)

Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.
Слайд 12
На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.

Слайд 13
В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.

Слайд 14
На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?

Ученики: Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.
Продолжаем знакомствос кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский» (продолжение)
Уч: А если бы Вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров Вы бы предпочли?
Ученики: Мне кажется, что образ князя Александра Невского созвучен с мужественным, гордым и торжественным маршем. А вот простирающиеся русские земли, на защиту которых встал Александр Невский и его дружина - музыкальной темой, схожей по характеру с протяжными русскими народными песнями.
Уч: Пришло время продолжить разговор о кантате С.С.Прокофьева, и сейчас мы послушаем фрагмент, который, возможно, Вам знаком. Это хор «Вставайте, люди русские»
Слайд 15 
СЛУШАНИЕ. Хор «Вставайте, люди русские»
Слайды 16-18


Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?
Ученики: Эта часть кантаты начинается с колокольного звона.
Уч: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?
Ученики: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно.
Уч: Весь фрагмент звучит активно и призывно?
Ученики: Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно.
Уч: Отголоски, каких жанров русских народных песен напоминает средняя часть хора «Вставайте, люди русские»?
Ученики: Протяжные, былинные напевы.
Заключение
Уч: Как Вы думаете, почему этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны?
Ученики: Мы знаем, что весь русский народ откликнулся на призыв Александра Невского, и встал под ружьё от мала до велика. А также мы знаем, что битва с ливонскими рыцарями
закончилась победой. Я, думаю, в годы Великой Отечественной войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии.
Слайд 19 
Уч. Самое живописное и центральный фрагмент кантаты «Ледовое побоище».
СЛУШАНИЕ. Фрагмент «Ледовое побоище» из кантаты Прокофьева «Александр Невский»
- Какие настроения пробуждает в вас эта музыка?
-Когда произошло Ледовое побоище? (5 апреля 1242 года, дата записывается в тетрадь)
- В чём проявился полководческий талант А. Невского?
Учитель. Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить Ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое. И я хочу напомнить Вам, что в нашем городе таких документальных свидетельств о героическом прошлом Керчан немало: Аджимушкайские каменоломни, Митридат, Эльтиген… Каждый миллиметр нашей героической земли полит кровью советского народа. И, в заключении послушайте песню в исполнении Юрия Богатикова «Золотая Керчь»
Слайд 20 
СЛУШАНИЕ. Юрий Богатиков «Золотая Керчь»
РЕФЛЕКСИЯ
Понравились ли произведения, прозвучавшие на уроке?
Выставление оценок.
Слова благодарности за работу на уроке.