Выявление фактов жестокого обращения с детьми .
Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми.
Педагог-психолог ГБОУ
СОШ № 2 «ОЦ» им. ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»
им.Г.А.Смолякова с.Большая Черниговка
Белова Ирина Владимировна .
«Каждый ребенок в нашем мире имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития»
Конвенция ООН о правах ребенка, р. 6.
Жестокое обращение с ребенком
Всё многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.
В Российской Федерации с 1 января 1999 г. действует Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. В неё включен синдром жестокого обращения.
Классификация определяет такие состояния, как:
- Физическое насилие;
- Психологическое насилие;
- Пренебрежение нуждами ребенка;
- Сексуальное насилие.
Физическое насилие
Преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. Оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.
Чаще всего это происходит в семьях, где:
- Взрослые убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
- Родители являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- Родители имеют психические заболевания;
- Нарушен эмоционально-психологический климат;
- Родители находятся в состоянии стресса;
- Родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту;
- Дети имеют особенности развития..
Особенности поведения детей и подростков, подвергшихся физическому насилию:
Младший школьный возраст:
Стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы, одиночество, отсутствие друзей, плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться, агрессивность.
Подростковый возраст:
Побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки суицида; криминальное или антиобщественное поведение.
Сексуальное насилие
Вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психологическое (эмоциональное) насилие
Постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.
В следствии чего у ребенка нарушаются: эмоциональное развитие, поведение, способность к социализации, снижается самооценка, утрачивается вера в себя.
Пренебрежение нуждами ребенка
Отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию:
- Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Спасибо за внимание!