Алгоритм индивидуального подхода к подростку, находящемуся в социально-опасном положении в воспитательной работе классного руководителя. Изучение личности подростка в условиях учебно-воспитательного процесса и семейных отношений: анализ и обобщение результатов диагностической программы, на основании чего ставится первичный «диагноз»; непосредственное наблюдение поведенческих реакций подростка в социуме (на уроке, в межличностном общении, во время досуговых мероприятий и т.д.); создание педагогических ситуаций как средства для изучения личности ребёнка, позиции в классном коллективе, его интересов и склонностей; сравнительный анализ результатов использования различных методик и уточнение «диагноза». Методы изучения личности подростка: констатирующие, которые позволяют собрать необходимую информацию о личности ребёнка и его окружении (наблюдение, тестирование, анкеты, социометрия, опросы, интервью, беседы и др.); формирующие – для определения уровня податливости подростка воспитательному влиянию (педагогические приёмы, такие, как просьба, поощрение, «авансирование личности» (по А.С. Макаренко), прощение, включение в различные виды деятельности и др.). Главные задачи методов: понять причины осложнённого поведения детей и оценить меру негативного влияния микро- и макросреды на формирование личности. Для этого необходим анализ следующих данных о воспитательной атмосфере семьи ребёнка: отношение членов семьи к жизненным ценностям (труд, семья, развитие, образование, досуг, и пр.); взаимоотношения взрослых членов семьи; отношение взрослых к подростку, его учёбе, друзьям, организации совместного досуга и т.д. 2. Определение цели, выбор форм и методов нравственной переориентации личностного развития подростка. 3. Разработка и осуществление плана работы по реализации индивидуального воспитательного подхода. 4. Анализ результатов и оценка деятельности по реализации плана индивидуальной воспитательной работы. |