СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. Одноканальная СМО с отказами.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория массового обслуживания (ТМО) представляет собой прикладную математическую дисциплину, занимающуюся исследо­ванием показателей производительности технических устройств, или, как мы будем говорить, систем массового обслуживания (СМО), предназначенных для обработки поступающих в них заявок на обслуживание, или требований. При этом существенную роль играют случайные отклонения в процессе поступления и обслуживания заявок.

Стимулом к развитию теории массового обслуживания послужили попытки предсказывать случайно изменяющиеся потребности по результатам наблюдений и на основе этого организовывать обслуживание, характеризующееся приемлемым временем ожидания.

Теория массового обслуживания позволяет раскрывать природу очередей, что обеспечивает возможность лучшего управления процессом. Например, потери покупателей магазине из-за медленного обслуживания у касс можно избежать, увеличив число кассиров, что снизит потери. Пожалуй, в этом деле можно обойтись без теории массового обслуживания. Но без нее не обойтись, например, при организации управления движением самолетов в аэропорту с максимальной слаженностью, вследствие большого числа действующих факторов и сложности системы. Эта теория позволяет прогнозировать длительность ожидания, число клиентов, ожидающих в какой-либо момент времени, длительность интервала занятости и т.д. Такого рода прогнозы помогают владельцу предприятия предвидеть ситуацию и принимать соответствующие меры для устранения перегрузки. Кроме того, теория побуждает как владельца предприятия, так и клиента осознавать постоянную необходимость в новых идеях для упрощения сложных проблем современной жизни. Теория массового обслуживания непосредственно не связана с оптимизацией. Она скорее пытается разработать, изучить и сравнить различные ситуации, характеризующиеся образованием очереди, и, таким образом, косвенно достигнуть приближенной оптимизации.

Просмотр содержимого документа
«АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. Одноканальная СМО с отказами.»

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Одноканальная СМО с отказами

 Пусть СМО состоит только из одного канала (n=1) и на нее поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью λ, зависящей в общем случае от времени

λ = λ (t)  (2.1).

Заявка, заставшая канал занятым, получает отказ и покидает систему. Обслуживание заявки продолжается в течение случайного времени Тоб , распределенного по показательному закону с параметром m

f(t)= me-mt (t0)  (2.2)

Из этого следует, что «поток обслуживаний» - простейший, с интенсивностью μ. Требуется найти: абсолютную (А) и относительную (Q) пропускные способности.

Рассмотрим единственный канал обслуживания как физическую систему S, которая может находиться в одном из двух состояний: S0– свободен, S1 – занят. Обозначим вероятности состояний p0(t) и p1(t). Очевидно:

tp0(t)+p1(t)=1 (2.3)


Граф состояний системы:




По графу состояний системы составим дифференциальные уравнения Колмогорова:




(2.4)

В соответствии с (2.3) одно уравнение (2.4.) лишнее. Отбросим второе уравнение, а первое перепишем с учетом (2.3):

или (2.5).


Это уравнение естественно решать при начальных условиях

p0(0)=1; p1(0)=0. Уравнение (2.5) легко может быть решено не только для простейшего потока заявок (λ =const), но и для случая λ = λ (t). Приведем решение (2.5) только для случаяλ =const:

  

 

 

Для нашего случая вероятность p0 есть не что иное, как Q.

Действительно, p0 есть вероятность того, что в момент t канал свободен, иначе вероятность того, что заявка, пришедшая в момент t, будет обслужена. А значит, для данного момента времени t среднее число обслуженных заявок к числу поступивших также равно p0: Q= p0.

Когда процесс обслуживания уже установится, предельное значение Q будет равно:


.

Легко найти и А, зная Q. Они связаны очевидным соотношением:

AQ.

А тоже установится и будет равна:

.

Зная Q (вероятность того, что пришедшая в момент t заявка будет обслужена) легко найти вероятность отказа: Pотк =1-Q. Pотк есть не что иное, как средняя доля необслуженных заявок среди поданных.

.