Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 50»
Аналитический отчёт
о работе учителя-логопеда
МБДОУ № 50
Болдыревой Натальи Ивановны
за 2024–2025 учебный год
Курск, 2025
Цель – создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Задачи:
1. Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
2. Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.
3. Организация продуктивного взаимодействия с педагогами по коррекции нарушений речи у детей.
4. Организация продуктивного взаимодействия с родителями – поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе.
5. Повышение профессионального уровня.
6. Дополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой. Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.
Анализ условий реализации ООП
Название и вид программно-методической продукции | Дата утверждения |
Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО учителя-логопеда на 2024–2025 уч.г. (основная) | 31.08.2024 г. |
Авторская программа “Я и пространство” (дополнительная) | 31.08.2024 г. |
“Школа умелого карандаша” (дополнительная) | 31.08.2024 г. |
Анализ деятельности по направлениям:
Диагностическое:
На начало учебного года в соответствии с заключением ПМПК в логопедическую группу № 8 было зачислено 11 детей с различной степенью нарушения речевого развития. Основное логопедическое заключение – Общее недоразвитие речи III уровня с дизартрией, Фонетико-фонематическое недоразвитие с дизартрией. Один ребенок в соответствии с рекомендациями ПМПК был зачислен в группу комбинированного вида № 6.
Начался 2024–2025 учебный год с тщательного логопедического обследования детей, зачисленных в логопедическую группу, с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. На каждого ребёнка была заведена речевая карта, индивидуальный маршрут коррекционной работы, в которых отражалось всё речевое развитие, анамнестические данные.
Сформированы подгруппы детей для коррекции нарушения речи с учётом возраста и речевого дефекта. Составлена циклограмма логопедических занятий и согласована с администрацией детского сада. Диагностика помогла правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально велась беседа с каждым из родителей, уточняли анамнестические и анкетные данные, объясняли родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.
Коррекционно - развивающее направление:
По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей, проводились с детьми индивидуальные и подгрупповые занятия:
а) по формированию правильного звукопроизношения;
б) по формированию фонематических процессов;
в) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи;
г) по формированию навыка звукового анализа и синтеза.
Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов. Индивидуальные занятия проводились 2–3 раза в неделю с каждым ребенком. Подгрупповые занятия для детей с ТНР (ОНР) проводились два раза в неделю. В течение учебного года с данными детьми проводилась коррекционно развивающая работа по адаптированной коррекционно–образовательной программе и разработанным адаптированным индивидуальным маршрутам коррекции речевых расстройств на каждого воспитанника. Логопедические занятия проводились согласно утвержденному расписанию. Результат коррекционной работы зависит от ряда факторов: от сложности речевой патологии, индивидуальных психофизических особенностей и возможностей ребенка, от стабильного посещения логопедических занятий, закрепления родителями пройденного материала на логопедических занятиях. Дети охотно ходили на занятия, проявляли интерес к совместной деятельности с педагогом. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2024–2025 учебный год и осуществлялась с использованием специального методического материала. В апреле был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из детей, занимающихся в логопедической группе. По материалам логопедического обследования, проведенного в начале и конце учебного года, были выявлены результаты коррекционной работы, которые отражены в индивидуальных маршрутах и речевых картах. В результате у детей отмечается улучшение по всем направлениям речевого развития, они оставлены для продолжения дальнейшей логопедической работы. Итоговая диагностика в конце учебного года с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:
Так же используя ИКТ для осуществления качественного логопедического воздействия на детей, создание у них более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, закреплялись лексические темы. Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом.
3.Консультативное направление:
1. Работа с педагогическим коллективом
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):
- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;
- информация о задачах обучения;
- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;
- подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.
Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.
В соответствии с годовым планом работы детского сада проводились: Консультации для воспитателей:
1. Семинар: «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».
2. Консультация теме: «Фонематический слух - основа правильной речи»
3. Работа с воспитателями по автоматизации поставленных звуков у детей (тетрадь взаимодействия).
Так же в течение учебного года:
- Распространялись знания среди педагогов и специалистов по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого недоразвития.
- Велись тетради взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями групп компенсирующей направленности для коррекции речи детей.
- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.
- Посещались педсоветы в ДОУ.
- Предоставлялись отчеты о результатах обследования устной речи детей и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение учебного года.
- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи;
2. Работа с родителями и другими представителями детей:
Консультации для родителей:
1. «Игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук» (декабрь)
2. «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей с общим недоразвитием речи» (март)
3. Индивидуальные консультации родителей по проблемам развития речи их детей (еженедельно).
Размещена информация для родителей на странице педагога.
Файлы - Болдырева Наталья Ивановна
На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т. д.) даны рекомендации и советы, предлагалась помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала. Предоставлялись задания по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях.
4. Методическая работа:
Самообразование
В течение учебного года велась работа по самообразованию на тему: «Пространственные представления старших дошкольников с ТНР», систематически повышался уровень профессиональной компетентности.
Был поиск новых форм и методов работы по исправлению речевых нарушений у детей, которые были бы эффективны, и не перегружали бы ребёнка, основанный на объединении в единое целое традиционных, компьютерных и авторских технологий.
Участие в мероприятиях, проведённых в течение года
Форма проведения | Название мероприятия | Уровень организации и результативность |
Педагогический марафон | “Профиград встречает гостей” | межрегиональный. участник 30.10.2024 г. (сертификат) |
Научно-практическая конференция | “Профориентация в дошкольной образовательной организации: опыт, проблемы, перспективы” | межрегиональный, участник 27–28 ноября 2024 г. (сертификат) |
Педагогический марафон | “Преемственность в формировании функциональной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста” | межрегиональный, участник, 11 декабря 2024 г. (сертификат) |
Педагогический марафон | “Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” | межрегиональный, участник, 25 декабря 2024 г. (сертификат) |
Брудновские педагогические чтения | “Роль образовательной организации в воспитании будущего гражданина: память и духовный опыт поколений” | международный, участник, 20 января 2025 г. (сертификат) |
Региональная школа кампус “Зерно” Университет Детства г. Рязань | “Логопедия для дошкольников” | межрегиональный, онлайн-участник, 26 января 2025 г. (сертификат) |
Педагогический марафон | “Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” | межрегиональный, участник, 26 марта 2025 г. (сертификат) |
Семинар для учителей-логопедов | “Традиционные, личностно-ориентированные и инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ” | Муниципальный, выступающий, 15 апреля 2025 г. (отзыв) |
Педагогический марафон | “Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста” | межрегиональный, участник, 23 апреля 2025 г. (сертификат) |
Семинар | “Единство традиций и солидарность поколений: опыт, память и творчество профсоюзных активистов регионов” | межрегиональный, участник, 26–27 апреля 2025 г. (сертификат) |
Семинары УМО Учителей-логопедов г. Курска | “Обмен опытом учителей-логопедов” | муниципальный, ежемесячно, участник |
Результаты участия воспитанников в олимпиадах, смотрах, конкурсах, турнирах, выставках, соревнованиях и др.
Уровень и название мероприятия | Результат участия |
Количество участников | Количество победителей. лауреатов, призёров |
Муниципальный Конкурс чтецов “Первоцвет” | 1 | 1 |
Муниципальный Олимпиада “Грамотей” | 8 | 8 |
Результаты диагностики:
| Уровень речевого развития (обобщённый) |
| высокий | Выше среднего | средний | низкий |
Сентябрь 2024 г. | - | - | 36 % | 64 % |
Январь 2025 г. | - | 9 % | 82% | 9 % |
Май 2025 г. | 10 % | 60 % | 30 % | - |
Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Категория детей с особыми образовательными потребностями | Наличие индивидуальных планов, маршрутов | Результат индивидуальной работы с воспитанниками |
ОНР 3 уровень речевого развития | 5 + | Речь улучшена |
ЗПР | 1 + | Словарь обогащен, связная речь в процессе формирования. |
ФФН у ребёнка с дизартрией | 5 + | Речь значительно улучшена |
ФФН | 1 + | Речь исправлена |
Анализ взаимодействия с родителями детей
Формы взаимодействия и сотрудничества | Охват родителей различными формами сотрудничества (%) |
Родительские собрания | 80 % |
Утренники, развлечения | 100 % |
Группа родителей с учителем-логопедом в Ватсап, Сферум (еженедельно) | 100 % |
Индивидуальные консультации (по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели) | 100 % |
Удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса
Форма сбора информации | Доля родителей, удовлетворенных качеством образовательного процесса |
Анкетирование | 100 % |
Опрос | 100 % |
Наличие положительно зафиксированных отзывов | 100 % |
Анализ результатов профессионального развития учителя-логопеда
Тема КПК, стажировки | Организация, осуществляющая ПК | Название и номер документа | Количество часов |
- | - | - | - |
Изучение научно-методической литературы. Чтение профессиональных периодических изданий
Источник | Результат изучения |
Журнал «Логопед» | Использую готовые материалы в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. Знакомство с перспективой и новыми тенденциями в коррекционной работе учителя-логопеда. |
Журнал «Пони Машка» | Игровые задания журнала используются в работе |
Ирина Филатова «Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи» | Используются часть игровых заданий в практике работы |
Труды Льва Семёновича Выготского | Выполнение заданий конкурса им. Льва Выготского требовало глубокого понимания трудов учёного. |
Дьякова Е. А. «Логопедический массаж при различных формах дизартрии». Учебное пособие 2024 г. | Усовершенствование методов работы и логопедической помощи при дизартрии. |
Уварова Т. Б. Агаева В. Е. «Логопедические технологии диагностики речевых нарушений у дошкольников». Учебное пособие 2022 г. | Требовалось изучение при разработке программного продукта. |
Журнал «Актуальные исследования» | Знакомство с трудами учёных, новаторской деятельностью, опытом коллег. |
Транслирование опыта педагогической деятельности
Формы трансляции | Темы |
Личный сайт ссылка: | https://multiurok.ru/natal-ia-boldyrieva |
Выступление в УМО учителей-логопедов г. Курска с обобщением опыта работы | «Особенности формирования пространственных представлений старших дошкольников с ТНР с помощью компьютерных и традиционных технологий» |
Участие в работе профессиональных объединений педагогических работников
Группа/методическое объединение | Что разработано в результате совместной деятельности |
Участие в подготовке и проведении логопедической недели | Совместно с родителями было разработано наглядное пособие «Буквы», проведено открытое занятие. |
Подготовка чтецов на конкурсы, | Подготовлены победители конкурса чтецов |
Подготовка чтецов стихотворений на праздники в сотрудничестве с воспитателями и родителями | Выработан алгоритм заучивания стихотворений, совместно подобран и адаптирован стихотворный материал для чтения стихотворений детьми с ОВЗ |
Руководитель в городском конкурсе чтецов «Первоцвет» | Подготовлен дипломант, Диплом 1 степени. |
Руководитель в городском конкурсе «Грамотей». | Подготовлены победители, Дипломы 1, 2 степени |
Выступление на муниципальном уровне | Разработана презентация |
Составлена статья |
Представлена запись видео авторской разработки |
Подготовка визитной карточки ДОУ | Видео «Визитная карточка» |
Член комиссии по конкурсу патриотических уголков | Проведена проверка, даны рекомендации. |
Направление экспериментальной и инновационной деятельности
Направление экспериментальной и инновационной деятельности | Что сделано |
Совершенствование педагогического мастерства | Пройдено педагогическое тестирование в рамках конкурса им. Льва Выготского |
| Выполнены все задания международного конкурса им. Льва Выготского. |
Усовершенствование авторской программы «Я и пространство» | Обновлено содержание программы |
Разработан новый цикл компьютерных игр |
Разработана авторская игра «Круг-вокруг» |
Перспектива (в стадии разработки) Срок (сентябрь 2025 г.) | Публикация (печатное издание) новой редакции авторской программы «Я и пространство» (УМО учителей-логопедов). |
Участие в профессиональных конкурсах
Уровень конкурса | Название | Результат |
Международный | Конкурс им. Льва Выготского | Сертификат 1 степени |
Общие выводы и задачи на следующий период:
Цель и задачи на 2024–2025 учебный год:
Цель – формирование воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Задачи:
– динамическое наблюдение и педагогический контроль над состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная классификация; профилактическая
– педагогическая помощь воспитанникам детского сада в нормальном речевом развитии; коррекционная – своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи; консультативная
– привлечение родителей и педагогов к активному в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс; продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.
Вывод: Работу логопеда в МБДОУ № 50 за прошедший учебный год по результатам диагностического обследования можно признать результативной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. Поставленные задачи в начале учебного года в общей сложности решены, намеченные цели достигнуты.
10