СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчёт учителя-логопеда за 2024-2025 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Годовой аналитический отчёт учителя-логопеда о проделанной работе.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчёт учителя-логопеда за 2024-2025 учебный год»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 50»








Аналитический отчёт

о работе учителя-логопеда

МБДОУ № 50

Болдыревой Натальи Ивановны

за 2024–2025 учебный год

















Курск, 2025

Цель – создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Задачи:

1. Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.

2. Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.

3. Организация продуктивного взаимодействия с педагогами по коррекции нарушений речи у детей.

4. Организация продуктивного взаимодействия с родителями – поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе.

5. Повышение профессионального уровня.

6. Дополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой. Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.


Анализ условий реализации ООП


Название и вид программно-методической продукции

Дата утверждения

Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО учителя-логопеда на 2024–2025 уч.г. (основная)

31.08.2024 г.

Авторская программа “Я и пространство” (дополнительная)

31.08.2024 г.

“Школа умелого карандаша” (дополнительная)

31.08.2024 г.


Анализ деятельности по направлениям:


  1. Диагностическое:


На начало учебного года в соответствии с заключением ПМПК в логопедическую группу № 8 было зачислено 11 детей с различной степенью нарушения речевого развития. Основное логопедическое заключение – Общее недоразвитие речи III уровня с дизартрией, Фонетико-фонематическое недоразвитие с дизартрией. Один ребенок в соответствии с рекомендациями ПМПК был зачислен в группу комбинированного вида № 6.

Начался 2024–2025 учебный год с тщательного логопедического обследования детей, зачисленных в логопедическую группу, с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. На каждого ребёнка была заведена речевая карта, индивидуальный маршрут коррекционной работы, в которых отражалось всё речевое развитие, анамнестические данные.

Сформированы подгруппы детей для коррекции нарушения речи с учётом возраста и речевого дефекта. Составлена циклограмма логопедических занятий и согласована с администрацией детского сада. Диагностика помогла правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально велась беседа с каждым из родителей, уточняли анамнестические и анкетные данные, объясняли родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.

  1. Коррекционно - развивающее направление:

По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей, проводились с детьми индивидуальные и подгрупповые занятия:

а) по формированию правильного звукопроизношения;

б) по формированию фонематических процессов;

в) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи;

г) по формированию навыка звукового анализа и синтеза.

Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов. Индивидуальные занятия проводились 2–3 раза в неделю с каждым ребенком. Подгрупповые занятия для детей с ТНР (ОНР) проводились два раза в неделю. В течение учебного года с данными детьми проводилась коррекционно развивающая работа по адаптированной коррекционно–образовательной программе и разработанным адаптированным индивидуальным маршрутам коррекции речевых расстройств на каждого воспитанника. Логопедические занятия проводились согласно утвержденному расписанию. Результат коррекционной работы зависит от ряда факторов: от сложности речевой патологии, индивидуальных психофизических особенностей и возможностей ребенка, от стабильного посещения логопедических занятий, закрепления родителями пройденного материала на логопедических занятиях. Дети охотно ходили на занятия, проявляли интерес к совместной деятельности с педагогом. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2024–2025 учебный год и осуществлялась с использованием специального методического материала. В апреле был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из детей, занимающихся в логопедической группе. По материалам логопедического обследования, проведенного в начале и конце учебного года, были выявлены результаты коррекционной работы, которые отражены в индивидуальных маршрутах и речевых картах. В результате у детей отмечается улучшение по всем направлениям речевого развития, они оставлены для продолжения дальнейшей логопедической работы. Итоговая диагностика в конце учебного года с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:

Так же используя ИКТ для осуществления качественного логопедического воздействия на детей, создание у них более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, закреплялись лексические темы. Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом.

3.Консультативное направление:



1. Работа с педагогическим коллективом

Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):

- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;

- информация о задачах обучения;

- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;

- подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.

Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.

В соответствии с годовым планом работы детского сада проводились: Консультации для воспитателей:

1. Семинар: «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

2. Консультация теме: «Фонематический слух - основа правильной речи»

3. Работа с воспитателями по автоматизации поставленных звуков у детей (тетрадь взаимодействия).

Так же в течение учебного года:

- Распространялись знания среди педагогов и специалистов по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого недоразвития.

- Велись тетради взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями групп компенсирующей направленности для коррекции речи детей.

- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.

- Посещались педсоветы в ДОУ.

- Предоставлялись отчеты о результатах обследования устной речи детей и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение учебного года.

- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи;

2. Работа с родителями и другими представителями детей:

Консультации для родителей:

1. «Игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук» (декабрь)

2. «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей с общим недоразвитием речи» (март)

3. Индивидуальные консультации родителей по проблемам развития речи их детей (еженедельно).

Размещена информация для родителей на странице педагога.

Файлы - Болдырева Наталья Ивановна

На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т. д.) даны рекомендации и советы, предлагалась помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала. Предоставлялись задания по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях.



4. Методическая работа:

Самообразование

В течение учебного года велась работа по самообразованию на тему: «Пространственные представления старших дошкольников с ТНР», систематически повышался уровень профессиональной компетентности.

Был поиск новых форм и методов работы по исправлению речевых нарушений у детей, которые были бы эффективны, и не перегружали бы ребёнка, основанный на объединении в единое целое традиционных, компьютерных и авторских технологий.


Участие в мероприятиях, проведённых в течение года


Форма проведения

Название мероприятия

Уровень организации и результативность

Педагогический марафон

“Профиград встречает гостей”

межрегиональный. участник 30.10.2024 г.

(сертификат)

Научно-практическая конференция

“Профориентация в дошкольной образовательной организации: опыт, проблемы, перспективы”

межрегиональный, участник 27–28 ноября 2024 г.

(сертификат)

Педагогический марафон

“Преемственность в формировании функциональной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста”

межрегиональный, участник, 11 декабря 2024 г.

(сертификат)

Педагогический марафон

“Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

межрегиональный, участник,

25 декабря 2024 г.

(сертификат)

Брудновские педагогические чтения

“Роль образовательной организации в воспитании будущего гражданина: память и духовный опыт поколений”

международный, участник, 20 января 2025 г.

(сертификат)

Региональная школа кампус “Зерно” Университет Детства

г. Рязань

“Логопедия для дошкольников”

межрегиональный, онлайн-участник, 26 января 2025 г.

(сертификат)

Педагогический марафон

“Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

межрегиональный, участник,

26 марта 2025 г.

(сертификат)


Семинар для учителей-логопедов

“Традиционные, личностно-ориентированные и инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ”

Муниципальный, выступающий,

15 апреля 2025 г.

(отзыв)

Педагогический марафон

“Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста”

межрегиональный, участник, 23 апреля 2025 г.

(сертификат)

Семинар

“Единство традиций и солидарность поколений: опыт, память и творчество профсоюзных активистов регионов”

межрегиональный, участник, 26–27 апреля 2025 г.

(сертификат)


Семинары УМО

Учителей-логопедов г. Курска

“Обмен опытом учителей-логопедов”

муниципальный, ежемесячно, участник



Результаты участия воспитанников в олимпиадах, смотрах, конкурсах, турнирах, выставках, соревнованиях и др.


Уровень и название мероприятия

Результат участия

Количество участников

Количество победителей. лауреатов, призёров

Муниципальный

Конкурс чтецов “Первоцвет”

1

1

Муниципальный

Олимпиада “Грамотей”

8

8



Результаты диагностики:




Уровень речевого развития (обобщённый)


высокий

Выше среднего

средний

низкий

Сентябрь 2024 г.

-

-

36 %

64 %

Январь 2025 г.

-

9 %

82%

9 %

Май 2025 г.

10 %

60 %

30 %

-



Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями



Категория детей с особыми образовательными потребностями

Наличие индивидуальных планов, маршрутов

Результат индивидуальной работы с воспитанниками

ОНР 3 уровень речевого развития

5 +

Речь улучшена

ЗПР

1 +

Словарь обогащен, связная речь в процессе формирования.

ФФН у ребёнка с дизартрией

5 +

Речь значительно улучшена

ФФН

1 +

Речь исправлена

Анализ взаимодействия с родителями детей



Формы взаимодействия и сотрудничества

Охват родителей различными формами сотрудничества (%)

Родительские собрания

80 %

Утренники, развлечения

100 %

Группа родителей с учителем-логопедом в Ватсап, Сферум (еженедельно)

100 %

Индивидуальные консультации

(по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели)

100 %



Удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса



Форма сбора информации

Доля родителей, удовлетворенных качеством образовательного процесса

Анкетирование

100 %

Опрос

100 %

Наличие положительно зафиксированных отзывов

100 %

Анализ результатов профессионального развития учителя-логопеда



Тема КПК, стажировки

Организация, осуществляющая

ПК

Название и номер документа

Количество часов

-

-

-

-



Изучение научно-методической литературы. Чтение профессиональных периодических изданий



Источник

Результат изучения

Журнал «Логопед»

Использую готовые материалы в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Знакомство с перспективой и новыми тенденциями в коррекционной работе учителя-логопеда.

Журнал «Пони Машка»

Игровые задания журнала используются в работе

Ирина Филатова «Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи»

Используются часть игровых заданий в практике работы

Труды Льва Семёновича Выготского

Выполнение заданий конкурса им. Льва Выготского требовало глубокого понимания трудов учёного.

Дьякова Е. А. «Логопедический массаж при различных формах дизартрии». Учебное пособие 2024 г.

Усовершенствование методов работы и логопедической помощи при дизартрии.

Уварова Т. Б. Агаева В. Е. «Логопедические технологии диагностики речевых нарушений у дошкольников». Учебное пособие 2022 г.

Требовалось изучение при разработке программного продукта.

Журнал «Актуальные исследования»

Знакомство с трудами учёных, новаторской деятельностью, опытом коллег.



Транслирование опыта педагогической деятельности



Формы трансляции

Темы

Личный сайт ссылка:


https://multiurok.ru/natal-ia-boldyrieva

Выступление в УМО учителей-логопедов г. Курска с обобщением опыта работы

«Особенности формирования пространственных представлений старших дошкольников с ТНР с помощью компьютерных и традиционных технологий»

Участие в работе профессиональных объединений педагогических работников



Группа/методическое объединение

Что разработано в результате совместной деятельности

Участие в подготовке и проведении логопедической недели

Совместно с родителями было разработано наглядное пособие «Буквы», проведено открытое занятие.

Подготовка чтецов на конкурсы,

Подготовлены победители конкурса чтецов

Подготовка чтецов стихотворений на праздники в сотрудничестве с воспитателями и родителями

Выработан алгоритм заучивания стихотворений, совместно подобран и адаптирован стихотворный материал для чтения стихотворений детьми с ОВЗ

Руководитель в городском конкурсе чтецов «Первоцвет»

Подготовлен дипломант,

Диплом 1 степени.

Руководитель в городском конкурсе «Грамотей».

Подготовлены победители,

Дипломы 1, 2 степени

Выступление на муниципальном уровне

Разработана презентация

Составлена статья

Представлена запись видео авторской разработки

Подготовка визитной карточки ДОУ

Видео «Визитная карточка»

Член комиссии по конкурсу патриотических уголков

Проведена проверка, даны рекомендации.



Направление экспериментальной и инновационной деятельности



Направление экспериментальной и инновационной деятельности

Что сделано

Совершенствование педагогического мастерства

Пройдено педагогическое тестирование в рамках конкурса им. Льва Выготского


Выполнены все задания международного конкурса им. Льва Выготского.

Усовершенствование авторской программы «Я и пространство»

Обновлено содержание программы

Разработан новый цикл компьютерных игр

Разработана авторская игра «Круг-вокруг»

Перспектива (в стадии разработки)

Срок (сентябрь 2025 г.)

Публикация (печатное издание)

новой редакции авторской программы «Я и пространство» (УМО учителей-логопедов).



Участие в профессиональных конкурсах



Уровень конкурса

Название

Результат

Международный

Конкурс им. Льва Выготского

Сертификат 1 степени









Общие выводы и задачи на следующий период:

Цель и задачи на 2024–2025 учебный год:

Цель – формирование воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.

Задачи:

– динамическое наблюдение и педагогический контроль над состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная классификация; профилактическая

– педагогическая помощь воспитанникам детского сада в нормальном речевом развитии; коррекционная – своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи; консультативная

– привлечение родителей и педагогов к активному в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс; продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.

Вывод: Работу логопеда в МБДОУ № 50 за прошедший учебный год по результатам диагностического обследования можно признать результативной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. Поставленные задачи в начале учебного года в общей сложности решены, намеченные цели достигнуты.

10