СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет учителя начальных классов Титовой Елены Геннадьевны

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет»


Аналитический отчёт

о педагогической деятельности учителя начальных классов

МБОУ « Троицкая СОШ № 2» Троицкого района Алтайского края

Титовой Елены Геннадьевны

Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности.

Цель моей педагогической деятельности заключается в максимальном использовании всех возможностей периода начального обучения для того, чтобы сложились мотивы обучения для интеллектуального развития детей.

Для достижения этой цели я решаю следующие задачи:

  • обеспечение физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни;

  • создание проблемных, поисковых, исследовательских ситуаций на уроках, моделирование ситуации успеха с учётом индивидуальных особенностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач;

  • использование учебного материала, как средства воспитания у учащихся чувства  любви к Родине и родному краю, формирование активной жизненной позиции.

 Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир. Поэтому важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.

Исходя из этого, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе   системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии. В ФГОС второго поколения стоит вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Поэтому особую роль в процессе обучения отвожу развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Я убеждена в том, что каждый ребенок индивидуален, не похож на другого, и именно за его особенность он мною и любим. Вектор моей педагогической деятельность направлен на сохранение в процессе воспитания в ребенке его индивидуальности, непохожести на других. Для решения этой проблемы необходимо сделать уроки интересными для ребят, построить занятия так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности.

Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-исследования и т.д. В своей работе я использую различные методы обучения: рассказ, объяснение, беседы, наблюдения, практические и творческие работы, метод проектов. Стараюсь работать над развитием творческого потенциала у детей. Развиваю такие качества как активность, любознательность, фантазию, зоркость, оптимизм, быстроту и гибкость мышления.

Каждый ребёнок от природы талантлив, и первая моя задача – помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, занятия творчеством, конкурсы, классные часы, коллективные творческие дела, викторины. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов, муниципальных конкурсах, научно – исследовательских проектах. 

Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику для глаз,  физкультразминку, музыкальную паузу и др.

Использование ИКТ на уроках позволяет мне разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности.   Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

Современный урок литературного чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства.  Организую на уроках развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки .

 Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся   используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации.

 Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС, современной образовательной парадигме.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 

• выполнение учениками определённых действий для приобретения

недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в решение значимых жизненных задач.

 Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к образованию, являются слова: искать, думать, сотрудничать,  приниматься за дело, адаптироваться.

Создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, я добилась неплохих результатов в работе. В 2017 году я выпустила 4 класс. В классе было 20 учеников. По общеобразовательной программе из них обучалось 14 учащихся, с ЗПР - 4 человека, ОВЗ - 2 ученика.

Таблица показателей качества обучения и знаний в сравнении 2 и 4 класс:


2014-2015 уч. год – 2 класс

( в конце учебного года один ребенок с ОВЗ был выведен из обучения)

2016-2017 уч. год – 4 класс

(4 учащихся с 7 видом обучения, из них 1-на ПМПК, 2 учащихся - 8 вид)

Предмет

Обученность

Качество

Обученность

Качество

Русский язык

95

50

95

55

Математика

95

45

95

60

Изо

100

95

100

100

Технология

95

95

100

100

Литературное чтение

95

55

100

85

Окружающий мир

95

50

100

80

Из таблицы видно, что качество знаний  у учащихся высокое даже с таким сложным набором детей с заболеваниями. Заметен рост качества знаний по всем учебным предметам. По итогам 1 четверти 5 класса все учащиеся подтвердили свои знания.

Для сравнения привожу таблицу показателей качества обучения и знаний прошлого выпуска учащихся (24 человека), 2012-2013 учебный год.


Лит.чтен

Рус.яз.

Матем.

Окр. мир

ИЗО

Техн.

% качества

79,2

62,5

62,5

87,5

100

100

4 и 5

19

15

15

21

24

24

% успеваемости

100

100

100

100

100

100

СОУ

70,2

64

61

74

97

91

В этом наборе было 5 отличников и один ребенок с одной 4. По итогам 8 класса в классе 6 отличников и один с одной 4. У моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

·       они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

·       понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

·       умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

·       активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;

·       а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Одним из показателей познавательной активности учащихся является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

учебный год

уровень

Название конкурса

результативность

2016-2017

район.

Птичья столовая

3 место


район.

Вместе к успеху

2 место


район

Пожарная ярмарка

участие


район

Пожарная ярмарка

участие


школ.

Мы познаем мир

победитель


школ.

Звонкий голосок

2 место


школ.

Олимпиада по русскому языку

1 место


школ.

Олимпиада по математике

1 место

2015-2016

район.

Звонкий голосок

3 место


район.

Олимпиада по русскому языку

1 место


район.

Олимпиада по математике

2 место

2014-2015

район.

Салютую победе

2 место


район.

Салютую победе

2 место

2013-2014

район.

Звонкий голосок

участие

школ.

Звонкий голосок

1 место

Участие в научно-практических конференциях: 2016-2017 учебный год

ФИ учащегося

Название работы

Уровень , место

1

МедведевД. Мякинин В.

«Часы»

школа – 1 место

район - участие

2

Карманова Ж., Джваридзе А.

«Троицкая глиняная игрушка»

школа – 1 место

район – участие

район «Росток» - участие

Приведу пример участия в конкурсах учащихся выпуска 2013 г.

Участие в школьных конкурсах:

  • чтецов «Земля моя - Алтай» (Попова Дарья - 3 место)

  • исследовательских работ (Ельчин Алексей – 1 место, Овсянко Илья, Журавлёв Юрий - 2 место)

Участие в районных конкурсах:

  • исследовательских работ «Я познаю мир» ( Ельчин Алексей – участие,

Агапеев Матвей – участие),

  • сочинений «Славные Отечества сыны» (Корягин Илья – 2 место)

  • олимпиада по математике ( Фомина Анастасия – 1 место)

  • «Медвежонок» (Корягин Илья – 86%, Журавлёв Юрий – 55%, Краснов Николай – 51,6%, Попова Дарья – 50%)

  • «Кенгуру» (Краснов Николай – 64 б, Соколова Алёна – 53 б, Корягин Илья – 52 б, Ельчин Алексей – 50 б)

  • «Классики» (Корягин Илья - 34 (1 место по школе), Овсянко Илья - 29 (3 место по школе)).

 Воспитательная работа неразрывно связана с процессом обучения. Как классный руководитель, основной своей задачей считаю создание условий для развития многогранной творческой личности, а так же работу над сплочением такой малой социальной группы, как класс. Моим ученикам много лет предстоит учиться вместе, а, как известно, процесс обучения протекает легче и плодотворнее в коллективе близких по духу и симпатии людей.

  Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Мероприятия всегда проходят на высоком эмоциональном позитивном уровне. Я считаю залогом успеха воспитательной работы активное сотрудничество с семьей – полноправным участником образовательного процесса. Так как привлечение резервов семейной педагогики помогают реализовать важнейщую цель:   воспитание социально-адаптированной личности, способной жить в сложном современном реальном мире и социуме.

  Сотрудничество с родителями учеников налаживаю не только в рамках урока, но и во внеклассной деятельности: школьные праздники, походы в музеи, туристические походы, родительские собрания – именно там реализуем задуманное и анализируем результаты вместе. Все совместно проведенные мероприятия получили высокую оценку родителей учащихся, учеников класса и принесли огромное удовлетворение всем участникам.

        В классе дети поделены на четыре группы по желанию с распределением обязанностей. Каждая группа конкретное время выполняет конкретные обязанности: дежурство, уход за зимним садом в рекреации, подготовка и проведение классных мероприятий и др. Все это формирует у ребят ответственное отношение к поручениям, развивает организационные способности, прививает навыки самообслуживания, умение и желание прийти на помощь товарищу.

В рамках обобщения педагогического опыта было проделано следующее:

- выступления на педсовете школы, ШМО, ММО

- интернет публикации: https://multiurok.ru/nachal_ELENA/edit/ , https://znanio.ru/media/issledovatelskij_proekt_po_okruzhayuschemu_miru_3_klass-85858,

http://troschool2.edu22.info, https://znanio.ru/media/issledovatelskij_proekt_po_okruzhayuschemu_miru_4_klass-85851)

Участвую в районных конкурсах педагогического мастерства:

Открытый урок «Лес и человек», 2013 г., открытый урок с применением методик работы с учащимися ОВЗ «Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения», 2017 г., открытый урок «Цветковые и хвойные растения», 2017 г., открытый урок «Цветковые и хвойные растения», 2017 г., воспитательное мероприятие «Дружба», 2017 г., конкурс методических разработок «Мой урок с использованием регионального компонента» - «Растения Алтайского края», 2017 г - 3 место. 

Трижды участвовала в районном конкурсе «Учитель года» (2002 г. - участие, 2011 г. – 2 место, 2017 г. – 1 место)

Непрерывно повышаю свою педагогическую квалификацию. За последние 3 года прошла следующие курсы ПК:

- «Система оценки образовательных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС», АКИПКРО Барнаул 08.05.2015 г;

- «Современные подходы к организации образовательного процесса детей ОВЗ в условиях реализации ФГОС», Автономная некоммерческая организация « Дом учителя» Барнаул 25.08.2016.

- «Развитие профессионального мастерства педагога», АКИПКРО г. Барнаул, 08.12.2017г.г.

 В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути.

Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно, без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, в этом, считаю, назначение учителя.


10