Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования городского округа Богданович
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Чернокоровская средняя общеобразовательная школа
Аналитический отчёт за межаттестационный период
2007 – 2011 г.г.
Составитель:
Разуева Ольга Александровна
Должность:
учитель ИЗО и черчения
1квалификационная категория
Богданович, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………3 - 6
1. Теоретическая часть…………………………………………7-17
1.1. Эстетическое воспитание на уроках
изобразительного искусства……………………………7-10
1.2. Возрастные особенности учащихся и
совместная изобразительная деятельность……….…..11-13
2. Анализ результатов педагогической деятельности
в межаттестационный период………………………………18-24
3. Проектная часть……………………………………………..25-26
Заключение…………………………………………………27-28
Литература…………………………………………………29-30
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3 «Качество обучения по годам (2009 – 2011 г.г.)»
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Введение.
На протяжении всей истории человек наблюдал красоту, совершенство природы, ритмичность, симметрию, гармонию в строении растений и животных, в трудовой деятельности и явлениях жизни, в цветовых сочетаниях. Используя в своём творчестве эти наблюдения, человек добился согласованности своих представлений с понятием о прекрасном. Прекрасно то, что радует глаз, даёт пищу чувствам.
В постоянной борьбе за существование человек сохранял неистребимую тягу к творчеству, мечту о прекрасном. Всё окружающее он стремиться украсить, учится обрабатывать различные материалы и использовать их. Древний гончар из куска глины лепит сосуды изящной формы, куском заострённого камня человек выбивает на скале рисунок бегущего оленя.
Человек создаёт красоту и бережно её сохраняет, посвящает ей трактаты. Красота становиться эстетической категорией, загадка которой до сих пор не раскрыта.
«Прекрасное – это жизнь» - эти слова Н.Г. Чернышевского хорошо известны со школы. Камень и дерево, горы и пустыня, труд и продукты труда – всё, что есть на земле, красиво. Красива наша земля – колыбель человеческого разума, источник всей жизни.
Школа, как общественный институт, призвана целенаправленно и последовательно передавать новому поколению исторически развитые формы культуры. Применительно к школьным предметам художественного цикла это значит развивать эстетическое сознание детей, эстетическое отношение к жизни окружающей и своей собственной, способность к её освоению по «законам красоты».
Для развития эстетического сознания детей важно то, что способность воображения формирует у человека умение видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей (и живущих рядом, и тех, кто создавал богатства культуры), а следовательно, принимать близко к сердцу интересы другого человека, его запросы к действительности, его потребности, т.е. делать их личной нравственной потребностью своей индивидуальности. Именно в таком умении лежат корни и эстетического созерцания, и творческого преобразования действительности.
Одной из образовательных целей курса ИЗО в общеобразовательной школе является: развить творческие способности учащихся. Но способности следует отличать от одарённости в какой – то определённой области науки, техники или искусства. Общечеловеческими способностями в той или иной мере наделены все дети. Одарённость – явление исключительное. Развитие одарённых детей – задача специализированных учебных заведений. В общеобразовательной школе возможно лишь особое внимание, поощрение и индивидуальное отношение к одарённому ребёнку. Способности же надо развивать у всех детей.
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности.
Основной целью художественного образования является формирование художественной культуры школьников, как части их духовной культуры.
Школьный курс ИЗО направлен на реализацию следующих образовательных и воспитательных целей:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Высокое назначение искусства заключается, прежде всего, в его эстетическом и нравственном воздействии на человека.
В общеобразовательной школе изобразительное искусство преподаётся с 1 класса. В данной работе будет рассматриваться преподавание изобразительного искусства в среднем звене, т. е. в 5 – 8 классах.
Возрастные особенности учащихся среднего звена накладывают специфические черты на методику и форму проведения занятий на уроках ИЗО. Очень важно при этом рассматривать: какие возрастные особенности подростков следует учитывать при организации уроков ИЗО и какие качества личности развиваются, способствуя при этом её совершенствованию.
С учётом проблем и особенностей сельской малочисленной школы, о преподавании в которой пойдёт речь в данной работе, для организации учебно – воспитательного процесса были определены основные идеи:
расширение связей с окружающим миром;
организация совместной деятельности и общение учащихся разных классов на уроках и во внеурочное время;
использование воспитательного потенциала села, природы, культурного наследия;
идея сотворчества в рамках «педагог – ученик – родитель».
Исходя из анализа противоречий и результатов собственной деятельности в соответствии с одним из направлений работы школы «Культура Урала и народные традиции» были выделены:
проблема: - включение в учебно-воспитательный процесс эффективных методов и приемов для развития художественно-эстетических способностей личности;
тема: «Роль ИЗО в формировании культурно – эстетического уровня учащихся»;
объект: учебно - воспитательный процесс в школе;
предмет исследования: педагогические условия, направленные на развитие культурно – эстетического уровня учащихся с учётом их возрастных особенностей;
цель: определение влияния использования форм совместной художественно – эстетической деятельности на результат образования;
задачи:
проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме;
определить условия повышения познавательной и изобразительной деятельности учащихся с учётом возрастных особенностей;
определить эффективность применения форм совместной художественно - творческой деятельности в рамках развития культурно – эстетического уровня учащихся.
В соответствии с целью и задачами применялись следующие методы исследования:
анализ результатов обучения и качества обучения;
наблюдение за динамикой образованности;
анализ творческой деятельности учащихся.
I. Теоретическая часть.
1.1 Эстетическое воспитание на уроках ИЗО.
Человека породил труд. Но рядом с трудом можно назвать и красоту. Обращаясь к учащимся своей школы В.А.Сухомлинский писал:
« Человек выделился из мира животных и стал одарённым существом не только потому что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днём, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелёк и голубой цветок подснежника - , увидел и изумился и начал создавать новую красоту».
Здесь названы знакомые каждому явления природы, которые изучают специальные науки. Но названы они в каком – то особенном отношении к нам самим, к нашим чувствам и мыслям. Мы говорим: свет истины, красивый поступок, возвышенное чувство, тёмные силы зла. Это эстетические оценки. Любой предмет и явление воспринимаются и оцениваются как эстетические тогда, когда их внешний облик несёт в себе какой – то жизненный, общественный смысл и представляет для человека определённую ценность.
Эстетическое чувство присуще каждому нормально развитому человеку. Суть эстетического воспитания – пробуждать и развивать художников жизни, творцов нового развитого общества.
Искусство концентрирует в себе все главные особенности эстетического отношения к миру и призвано в первую очередь развивать способность человека к творчеству по «законам красоты», формировать и воспитывать его вкус.
Каждый вид искусства имеет свои особенности и по - своему воздействует на людей, а в целом они отражают всё богатство эстетического отношения человека к миру.
Виды искусства – исторически сложившиеся, устойчивые формы его существования. Эстетическое богатство действительности настолько велико и многообразно, что его нельзя охватить и полностью передать с помощью одного вида искусства.
Потребность человека охватить и освоить мир во всём его богатстве вызвало к жизни разные виды искусств, отражающие разные стороны действительности и развивающие определённые эстетические чувства – музыкальное ухо, глаз, способный понимать красоту формы и цвета.
В общеобразовательных школах воспитание эстетически развитой личности осуществляется:
в процессе преподавания дисциплин художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства);
в работе учебно – производственных мастерских, кабинетов и других форм организации производительного труда школьников;
в ходе факультативных занятий;
на занятиях в кружках, студиях, на экскурсиях, в библиотеках и музеях.
Уроки изобразительного искусства формируют верность традициям реалистического искусства; воспитывают отзывчивость к прекрасному, бережное отношение к природе, памятникам искусства, культуры и истории; развивают способности к художественно – творческой деятельности.
Курс ИЗО в 5 – 8 классах знакомит учащихся с явлениями художественной культуры, их ролью в жизни; формирует навыки художественной деятельности; развивает зрительное восприятие, наблюдательность, чувство цвета, композиционное мышление, изображение, фантазию, пространственные представления. Уроки ИЗО предполагают ознакомления учащихся с художественным наследием и современным искусством, развитие осмысленного восприятия художественных образов и произведения в целом. Активизации этого процесса служат: показ диафильмов, диапозитивов, работа с репродукциями, выполнение графических и живописных работ.
Практическая творческая деятельность включает изображение объектов и явлений в рисунке и живописи, тематические композиции, иллюстрации, выполнение декоративно – прикладных работ, художественное конструирование, лепку. В соответствии с возрастными особенностями учащихся предусматривается применение разнообразных материалов и технических приёмов, организация художественного труда, выполнение декоративно – прикладных работ с учётом национальных традиций, возможностей села и школы.
Воспитание культуры художественной деятельности включает организацию порядка на рабочем месте, бережное отношение к материалам и инструментам.
Известный советский исследователь А.Б.Салтыков писал: «Не художниками и не эстетами мы должны сделать детей в общеобразовательной школе, но сильными, полно живущими и полно ощущающими жизнь людьми. Через искусство должна воспитываться творческая воля детей, их воля к действию».
Школьной программой предусмотрено, чтобы каждый урок был направлен на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Эстетическое воспитание не должно нивелировать индивидуальное восприятие каждого ученика, свойственное ему как личности.
Процесс обучения изобразительному искусству в школе строиться на единстве активных и увлекательных методов и приёмов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Программа курса «Изобразительное искусство» ориентирует педагогов на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единый процесс. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в школе как комплексный процесс формирования у учащихся духовной культуры, овладения ими основами художественной грамоты.
С помощью рисования с натуры у школьников развивается наблюдательность, точность и внимательность в изображении, зрительная память, углублённый интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его, в том числе в процессе рисования; закладываются основы графической грамотности, способность развития образного восприятия. Для рисования с натуры подбираются такие предметы, которые доступны для изображения, вызывают интерес и эстетически и эмоционально обогащают.
Также программой предусмотрены беседы об изобразительном искусстве. Рассказы о выдающихся произведениях изобразительного искусства и их показ (репродукции, диафильмы, слайды) развивают у учащихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяют представление о культуре прошлого и настоящего. В старших классах следует обобщать знания, усвоенные на уроках литературы, истории, обществознания и др.
Обучаясь основам живописи, школьник учиться правильно видеть и передавать цвет предметов и цветовые отношения, получает необходимые знания, умения и навыки на практических занятиях изобразительным искусством. Постоянная работа красками поможет развить цветоощущение учащихся, что позволит им обогатить своё восприятие окружающего мира и глубже понять искусство живописи. Преподавание живописи в школе решает целый ряд важнейших задач обучения, художественного воспитания и развития учащихся.
На занятиях декоративно – прикладным и оформительским творчеством учащиеся знакомятся с особенностями декоративно – прикладного искусства, элементами современной технической эстетики; предполагается выработка умений и навыков самостоятельного выполнения простых декоративно оформительских работ.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Большое значение для эстетического воспитания учащихся имеет приобщение к труду, непосредственное взаимоотношение с природой, предметной красотой. Когда труд содержателен, раскрывается его красота., выразительны и красивы результаты, резко повышаются нравственно – эстетическая роль изобразительной трудовой деятельности.
В деле совершенствования эстетического воспитания школьников особенно важна подготовка кадров школьных работников. Постоянное накопление эстетических и художественных впечатлений, совершенствование вкуса, оценка явлений окружающей действительности с точки зрения эстетически выразительных средств, общение с людьми высокой духовной культуры, освоение эстетических знаний определяют духовно – нравственные и эстетические позиции директора, учителя, воспитателя в подходе к вопросам эстетического воспитания.
1.2 Возрастные особенности учащихся и совместная изобразительная деятельность.
Трудно представить рисующим взрослого человека, который не является художником. Дети же, в известном смысле, все художники. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребёнка и таким образом может служить показателем психического развития.
Дошкольники рисуют охотно, не задаваясь вопросом, насколько профессионально они это делают. Просто рисуют, отображая свои впечатления, общаясь, задавая вопросы и отвечая на них. Рисуют – играя, рисуя – играют.
В школе ситуация меняется: из приятного игрового занятия рисование превращается в обязательную дисциплину, в урок, в работу. Для работы необходимы не просто любимые, а строго определённые правила, средства, материалы. Обязательно нужно выполнить задание учителя, а не то, что хочется рисовать самому.
Следует заметить, что отношение к этому предмету учеников, учителей и родителей в начальной школе можно оценить как удовлетворительное. Что же происходит далее? Что меняется с каждым годом обучения? В общеобразовательной школе серьёзность отношения к ИЗО обычно обратно пропорциональна возрасту учащихся. Ученики – подростки, вынужденные в 9 классе рисовать красками, от которых успели устать ещё в начальной школе, считают это занятие детским. Конечно, существуют профилированные классы и встречаются художественно одарённые дети, которые приветствуют любую возможность порисовать.
Возрастные особенности учащихся накладывают специфические черты на методики проведения занятий. Перечислим основные возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности:
высокая эмоциональность;
целостность восприятия;
развитое воображение;
конкретно – образное мышление;
высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;
увлечённость процессом деятельности;
низкая направленность интереса на качество результата;
лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой.
Быстрая утомляемость от однообразной работы.
Основным видом деятельности в этом возрасте считается учебная (ученик стремиться получить персональную оценку, единственным авторитетом для него является учитель).
В отличие от младших школьников, у которых интерес к изобразительному творчеству высок, у подростков он значительно ниже. Основной причиной является развитие объективной оценки собственных способностей, неудовлетворённость низкими результатами художественной деятельности. Подростковый кризис в изобразительном творчестве вызван конфликтами между желаниями и возможностями.
Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Именно общение, по мнению многих педагогов – исследователей, занимающихся проблемами художественного интереса подростков, может стать эффективным средством сохранения интереса учащихся к изобразительному творчеству на долгие годы.
Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально - интеллектуальный опыт каждого участника общения.
Если результат индивидуальной деятельности зачастую не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит все его ожидания; успех способствует положительному эмоциональному отношению к занятиям изобразительным искусством.
В отличие от индивидуальной деятельности коллективное изобразительное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат. Несомненное достоинство совместной деятельности – продуктивное общение, что очень важно для учащихся подросткового возраста, так как с одной стороны, для этого возраста общение является ведущим видом деятельности, а с другой реализуется направленность интереса подростков на практический и значимый результат. Таким образом, коллективное творчество в области изобразительного и декоративно прикладного искусства удовлетворит все возрастные амбиции подростков: во-первых, ему должна возможность общаться со сверстниками; во – вторых, найдено соответствие между подростковыми «хочу сделать» и «могу сделать»; в-третьих, результат его труда социально и практически значим.
Наиболее актуальным в подростковых классах становятся формы совместной работы, позволяющие общаться в процессе деятельности, а не только в её начале или конце. Общение подростков в ходе совместной изобразительной работы обретает новый характер, коллективное творчество заставляет их чётко формулировать мысли и излагать их доступно для других; подростки развивают логическое мышление, позволяющее обосновывать свою идею, защищать проект и результат работы.
Для сохранения интереса учащихся старших классов к изобразительной деятельности сама деятельность должна обеспечивать скорейший переход подростков от репродуктивной работы к творчеству. Творческий характер коллективной изобразительной деятельности проявляется во всём, не только в совместном поиске форм и средств изображения, но и в поиске новых форм общения. Подростки сами разрабатывают сценарии деловых игр, в которых отлаживаются системы взаимосвязи между группами и отдельными учениками. Ролевые позиции в деловых играх позволяют учащимся преодолевать границы своих реальных возможностей и становиться смелее, решительнее в процессе экспериментирования с изобразительными материалами, в поиске новых форм и средств изображения, что, в конечном счёте, отображается на произведении изобразительного творчества.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее актуальным для подростковых классов являются более сложные формы совместной деятельности: совместно – последовательная и совместно – взаимодействующая. В старших классах учащиеся – подростки самостоятельно комбинируют различные формы совместной деятельности, добиваясь максимальной активности каждого из участников коллективного творчества.
Таким образом, знания возрастных особенностей учащихся дают учителю возможность подобрать такую форму и методику организации коллективной деятельности, которая бы не препятствовала проявлению индивидуальных способностей учащихся – как изобразительных, так и организаторских, и делала бы художественную деятельность посильной, содействуя успеху в совместном творчестве.
Коллективная деятельность учащихся рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к творческой деятельности.
Метод коллективного творчества выгодно отличается от традиционных, позволяя активизировать развития творческого потенциала учащихся, способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, способствует снятию комплекса «не умею» и заниженной самооценки.
Творческая деятельность требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить все свои силы и внимание на том, что делаешь. Чем старше становится ребенок, тем более и более увеличивается мера посильного ему напряжения, организованности, способности планировать свою работу. Все чаще он решает художественные задачи, которые вырабатывают точность движения руки, координации ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Появляется высокая чувствительность к форме, размеру, цвету, составу и фактуре материала. Все это становится условием развития способностей.
Способности - это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений. Правильно положение о том, что люди не равны по своим способностям. Это особенно важно в оценке способностей детей, что имеет большое значение для индивидуального подхода в обучении и воспитании. Нельзя быть способным «вообще», способным ко всему. Способности большей частью «специализированы», т. е. имеют определенную направленность. В структуру способностей входят различные по значению свойства, одни из которых являются ведущими, другие опорными, а третьи составляют определенный фон, необходимый для плодотворной деятельности. Сама структура способностей достаточно подвижна, состав компонентов может изменяться, что ведет к перестройки способностей. Касаясь творческой деятельности, следует установить, что ведущим качеством является развитое эстетическое отношение человека к действительности. Эстетическое - это значит связанное с чувственным восприятием.
Известно, что творчеству нельзя научить, ограничиваясь показом или рассказом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся.
Для объединения учащихся, воспитывающихся в разных социальных условиях, большими возможностями обладает коллективная форма учебно-творческой деятельности. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение с целью обмена чувственной и познавательной информацией, практическим опытом и как средство формирования культуры самого общения.
За основу в своей работе мною взята систематизация видов коллективной деятельности, разработанная Комаровой Т.С. и Савинковым А.И., где предложены три основные формы организации совместной деятельности: совместно - индивидуальная, совместно - последовательная, совместно - взаимодействующая.
Совместно - индивидуальная форма организации коллективной деятельности характеризуется тем, что согласование действий участников работы осуществляется в её начале (этап планирования, обдумывание идеи) и на заключительном этапе (суммирование результата). В методике организации работы над совместной композицией можно выделить ряд общих положений:
продумать композицию, цвет, размер;
выбрать единый материал и технику выполнения;
определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуальных элементах;
определить технику сборки;
назначить помощников для ведения работы по монтажу.
Первый из принципов, самый простой - принцип свободного размещения, т.е. элементы будущего панно, размещаются свободно на общем фоне. По такому принципу организованна работа над коллективными панно следующей тематике: «Троица» 7 класс, «Витязи» 8 класс, «День Победы» 6 класс и другие. (Приложение 1). Роль организатора в организации совместно - индивидуальной работы принадлежит учителю. Достоинством совместно - индивидуальной формы организации деятельности на уроке является то, что она позволяет вовлечь в работу весь класс, проследить вклад каждого участника в коллективный результат и оценить работу.
Совместно-последовательная деятельность как форма организации коллективного творчества учащихся представляет собой работу по принципу конвейера (эстафеты), т.е. когда результат действия одного ученика становится предметом деятельности другого. Мы используем этот вид деятельности крайне редко. Как правило, конвейер «включается» в том случае если на уроке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, открытки, елочные украшения. Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Необходимо продумать каждый этап работы. Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологии его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудности и количеству времени.
Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке. Учителю здесь отводится роль организатора, руководителя и одновременно участника коллективного творчества. Эта форма организации предполагает совместный характер действий всех участников на всех этапах работы. В данном случае продукт творчества есть результат коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия всех участников на протяжении всей работы.
Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников умение общаться в процессе восприятия и практической деятельности, умение сотрудничать и уважать чужую инициативу.
В младших классах наиболее распространена самая простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности учащихся - работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество учащихся (Приложение 2).
Изучив теоретический материал и учитывая практический опыт работы, пришла к выводу, что при выборе формы и методики организации совместной работы учащихся, не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности.
Для этого необходимо учитывать:
возрастные особенности и уровень приобретенного опыта общения;
посильность задания и доступность задания.
коллективная деятельность была доступна каждому из его участников, необходимо:
знать уровень готовности учащихся к выполнению работы;
индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, давать с учетом возможностей учащихся
с учетом интересов учащихся распределять роли, которые, как правило, сопровождают коллективную деятельность.
по возможности должна быть связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.
Если коллективная деятельность направлена на оформление интерьера школы, то основное требование в работе - качество и быстрые сроки. На этих уроках, как правило, в младших классах используем совместно-индивидуальную работу, а в старших совместно-последовательную.
Использование на практике уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.
2. Анализ результатов педагогической деятельности
в межаттестационный период.
С 1998 года работаю в МОУ Чернокоровская СОШ учителем ИЗО и черчения. Стаж педагогической работы – 13 лет. Год предыдущей аттестации – 2007, присвоена 1 квалификационная категория.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Время неумолимо требует перестройки всего того, что сегодня уже не соответствует требованиям процесса обновления. И этот процесс должен коснуться самым непосредственным образом преподавания предметов искусства — музыки, литературы, изобразительного искусства, технологии - обращенных к душе и сердцу ребенка.
В связи с повышенным вниманием к предметам эстетического цикла особое значение приобрела проблема - включение в учебно-воспитательный процесс эффективных методов и приемов для развития художественно-творческих способностей личности.
Первое, с чем мне довелось столкнуться, начав работать учителем ИЗО – это пренебрежительное отношение к урокам ИЗО как детей, так и преподавателей. Статус учителя в нашей стране вообще не на должном уровне, а у учителя ИЗО и подавно. С каких уроков берут детей на различные репетиции, мероприятия и трудовые десанты? Какие уроки можно прогулять, прийти на урок без учебных принадлежностей? Поэтому мне пришлось приложить немало усилий, чтобы поднять статус и уроков ИЗО и свой статус как учителя.
Сначала я должна была увлечь, «зажечь», «разбудить» ребят, заставить их учиться. Для решения этой задачи в моём арсенале средств были три рычага: урок, домашнее задание и стимул.
Первая осознанная встреча сельских школьников с искусством происходит на уроках изобразительной деятельности.
Урок искусства может стать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ. Всё это является составными элементами нестандартных уроков, которые я провожу (урок-образ, урок-фильм, урок-праздник, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка и т.д.) (Приложение 3).
Домашнее задание помогает формированию прочных знаний и умений. Поэтому я их тщательно продумываю и стараюсь сделать интересными.

Домашние задания:
поисковые творческие
(сведения о художнике, об (сочинить сказку, историю,
истории создания картины и т.д.) составить кроссворд по теме и т.д.)
Стимулы: на мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения творческих достижений детей.
Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на уроках.
Стимулы познавательной деятельности:
- ситуация успеха;
- участие в выставках;
- оценка.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.(Приложение 4).
Моя работа приводит к положительным результатам деятельности учащихся. Ребята принимают активное участие во всероссийских, районных конкурсах и выставках. Неоднократно занимали призовые места, награждались почётными грамотами, ценными подарками.
В межаттестационный период я работала над темой «Роль ИЗО в развитии культурно – эстетического уровня учащихся».
2007год.
На этом этапе происходило определение проблем отсутствия интереса учащихся к урокам и определение темы исследования; изучались возрастные особенности учащихся и выбор педагогических технологий, приносимых ощутимый результат в соответствии со спецификой возрастного периода учащихся; проводился анализ психолого – педагогической литературы.
Перечень вышеизложенного позволил уточнить задачи, определить методологические основы и исходные теоретические положения.
Было осуществлено:
- изучение и выявление факторов, влияющих на повышение заинтересованности учащихся познавательной и изобразительной деятельностью;
- изучение и выявление факторов, влияющих на развитие эстетических чувств учащихся;
- изучение и анализ педагогических технологий;
- изучение возрастных особенностей учащихся;
- подготовка и создание педагогических условий, позволяющих внедрение в практику преподавания и организации внеурочной работы методов, направленных на заинтересованность учащихся изобразительной деятельностью.
Для осуществления поставленных задач были разработаны:
Календарно – тематическое планирование;
Поурочное планирование;
Раздаточный материал;
Наглядный материал;
Сценарии уроков;
Оборудован кабинет ИЗО и черчения (Приложение 5).
Результатом деятельности является: при стопроцентной успеваемости качество обучения повысилось с 95% до 98%. Обучающиеся активно участвуют в школьных и районных мероприятиях, о чём свидетельствуют:
грамоты за 1 и 2 место на районном слёте Юннатов, 2007 г.;
грамота за 2 место в районном конкурсе ДПИ, посвящённом Дню Матери, 2007г.;
грамота за участие в районном конкурсе ИЗО «Богатырская сила», 2007г.;
грамота за участие в районном этапе интеллектуально - творческой игры «ЭкоКолобок»,2007г. (Приложение 6).
Являясь руководителем экологического кружка «Родничок» удостоена грамотой правительства Свердловской области администрации южного управленческого округа за большой вклад в реализацию областной государственной программы «Родники» в 2007 году (Приложение 7).
2008 – 2010 годы
На данном этапе анализировались возможные виды деятельности учащихся, направленные на повышение творческой активности учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности.
Во время проведения уроков ИЗО старалась разнообразить деятельность учащихся (Приложение 8).
Сделав самоанализ проведённых занятий, пришла к выводу, что учащиеся более склонны к совместной творческой деятельности. Такой вид деятельности предполагает огромный простор для самореализации каждого ученика отдельно. В ходе совместного творчества учащимися были применены нестандартные изобразительные средства и материалы. Учащиеся с особой увлечённостью занимаются изготовлением панно из ткани, цветной бумаги, природного материала (заготовленного учащимися во время уроков – экскурсий) (Приложение 9). Для ребят было интересно обучиться технике выполнения коллажей. Этот необычный вид творчества пробуждает в них способности к изобразительной деятельности, о которых они и сами не догадывались. Ученики средних классов с удовольствием и азартом выполняют рисунки с помощью ватных палочек и английских булавок; отпечатками пальцев и ладошек.
В рамках интеграции учебной деятельности очень часто проводятся совместные уроки «ИЗО – черчение», «ИЗО – технология», «ИЗО – история», «ИЗО – МХК», «ИЗО – Культура Урала и народные традиции» и другие. Продолжительность творческой деятельности при этом составляет несколько уроков (Приложение 10).
Совместно с учащимися организовывался сбор подручного, природного и бросового материала. Из такого материала получаются очень оригинальные экибаны, композиции и поделки. А в районном конкурсе театра мод «Золотая катушка» учащиеся нашей школы уже многие годы занимали первые места в номинациях «Экологический костюм» и «Лучшая модель из нетрадиционного материала» (Приложение 11). Эскизы моделей разрабатывались учащимися на уроках ИЗО.
В зависимости от погодных условий проводились занятия на свежем воздухе, выполнялись зарисовки с натуры. Сельский школьник имеет огромное преимущество перед учеником городской школы в том, что ему доступна близость с природой, он может оценить «природную» красоту, потому что приходиться сталкиваться с ней каждый день, смотреть на неё, пользоваться ей.
Результатом деятельности этого периода является: при стопроцентной успеваемости качество обучения повысилось с 98% до 100%. Обучающиеся активно участвуют в школьных и районных мероприятиях, о чём свидетельствуют:
грамота за 2 место на районном слёте Юннатов, 2008г.;
грамота за участие в районном конкурсе агитбригад «Мы выбираем жизнь!», 2008г;
грамота за 1 место в номинации «Экологический костюм» в районном конкурсе показ мод «Золотая катушка», 2008г.;
грамота за участие в районном смотре – конкурсе «Лучший отряд ЮИД», 2008г.;
грамота за участие в районном конкурсе рисунков по ПДД, 2009г.;
грамота за участие в муниципальном конкурсе «Соображалки»,2009г.;
грамота за участие в районном фестивале творчества, посвящённом Дню Матери, 2009г;
грамоты за 1 (Разуева Диана) и за 2 (Бутакова Инна) места в территориальном конкурсе «Мы выбираем будущее!». 2010г.;
грамота за участие в районной выставке ИЗО «Я «НЕТ!» скажу войне!», 2010г.;
грамота за 1 место в районной интеллектуальной игре «Соображалки» в номинации в номинации «Самая музыкальная команда», 2010год (Приложение 12).
2011 год
На контрольном этапе обобщались и анализировались результаты деятельности, разрабатывались презентации, тесты, олимпиадные задания. Результатом деятельности контрольного этапа стало подтверждение о рациональности форм и методов проведения учебно – воспитательной деятельности.
Результатами учебной деятельности по ИЗО за прошедший период выглядит следующим образом:
Повышение качества обученности за 4 года составило 4,9% (Приложение 13).
Средний балл повысился с 4,3 до 5,0 (Приложение 14).
Профессию, связанную с искусством выбрало 4 выпускника школы: окончили БПХУ по специальности «Художник –оформитель» Васильев Сергей в 2008 году, Бубенщикова Светлана в 2009году, Бутакова Олеся в 2010 году (работает дизайнером в салоне мебели), а Гривюк Арина обучается в Екатеринбургском колледже красоты на дизайнера и работает дизайнером в фирме «Строй Инвест» (Приложение 15).
Грамоты и благодарности за призовые места в районных и всероссийских конкурсах. (Приложение 16 ).
Таким образом, по истечении данного периода мною были сделаны выводы:
предмет ИЗО является ведущим в воспитании культурно –эстетического уровня учащихся;
сельская школа имеет больше возможностей для развития эстетического уровня учащихся, чем школы города;
для организации учебно –воспитательного процесса необходимо привлекать весь социум села (музей, библиотека, ДК и др.);
продолжить самообразование и поиск новых педагогичччччческих находок;
разнообразить совместную творческую деятельность учащихся.
3. Проектная часть. Цели и задачи педагогической деятельности на новый межаттестационный период и условия их достижения. Проблемы, с которыми столкнулась в своей деятельности в межаттестационный период, не могут быть решены за один день и за один год, на их решение требуется гораздо больше времени.
Работая над темой «Роль ИЗО в формировании культурно –эстетического уровня учащихся» пришла к выводу, что большинство поставленных задач за межаттестационный период решены:
уровень образованности учащихся по ИЗО повысился на 4,9%;
возрос интерес к предмету ИЗО, к творческой деятельности;
у учащихся сформировалась положительная мотивация учения;
уровень знаний учащихся при входном контроле на уроках МХК соответствует норме;
для проведения уроков ИЗО и внеурочной изобразительной деятельности привлечены все социально – культурные очаги села: ДК, школьная и сельская библиотеки, молебный дом и др.;
развито чувство ответственности учащихся, коллективизм.
Высокий процент роста уровня образованности и качества знаний учащихся объясняется высокой мотивацией к учению, целеустремлённостью учащихся и совместной целенаправленной работой всех педагогов школы.
Но останавливаться на достигнутом рано, необходимо продолжить работу в избранном направлении на качественно новом уровне.
Основными задачами своей деятельности в следующий межаттестационный период (2012- 2017 годы) считаю:
- создание условий для овладения глубокими и прочными знаниями по предмету ИЗО;
- развитие творческих способностей и навыков учащихся с помощью внедрения инновационных методов обучения, интеграции уроков.
Достижение поставленных целей предполагаю осуществить через различные формы совместной изобразительной деятельности.
Условиями достижения поставленных целей считаю:
- подготовка педагога для работы в избранном направлении;
- технология сотрудничества индивидуальный подход, обучение,
основанное на доверии и уважении к друг другу;
- применение ситуации успеха в работе с учащимися;
- опора на инициативность, самостоятельность учащихся в развитии их творческих способностей.
Заключение
В ходе проведённого анализа педагогической деятельности за межаттестационный период по теме «Роль ИЗО в формировании культурно –эстетического уровня учащихся» был выделен объект исследовании: образовательный процесс в школе, направленный на развитие творческой деятельности учащихся.
Предмет исследования: педагогические условия, направленные на развитие творческих способностей учащихся.
Был сделан вывод, что процесс формирования творческой деятельности будет наиболее эффективен при соблюдении следующих условий:
- создание психологических условий в процессе обучения;
- развитие познавательной активности учащихся;
- преодоление индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках в процессе включения в совместную творческую деятельность;
- разнообразие форм и методов учебно –воспитательной деятельности в процессе обучения изобразительному искусству;
- обеспечивать психолого –педагогическое сопровождение уроков, независимо от предмета.
В образовательном процессе происходит развитие всех сфер личности, что находит своё конкретное выражение в повышении уровня образованности каждого ученика, в развитии потребности к творческой деятельности.