Анализ воспитательной работы
классного руководителя
Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из важнейших задач современной школы, ведь именно в этом возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине». Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
В настоящее время огромное внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, которое всегда являлось важнейшим фактором нравственного здоровья любого общества. Без него не мыслимо и дальнейшее развитие, и движение вперед.
Цели и задачи
учебно-воспитательной деятельности патриотической направленности класса
Цель патриотического воспитания:
· развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
· Сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и культуре страны, развитие у учащихся лучших качеств патриотов России.
Цель данной работы – выявить методы и приёмы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Обосновать принципы патриотического воспитания.
2. Выявить методы и приёмы патриотического воспитания школьников.
3. Показать эффективные формы воспитания патриота в школе.
1.Анализ целеполагания и планирования
Цель: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у школьника высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентации.
расхождение поставленной цели и реальных результатов, их причины;
Не выявлены
- повысился познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
-сформировались способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание,
-развиваются творческие способности, знакомство с традициями края, страны,
-сформировано трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
-появилась забота о своей школе, ребята гордятся историей своей школы;
-приучены к бережному отношению к общественному достоянию;
- привито уважение к культуре и традициям других национальностей;
- привито чувство любви к своему Отечеству.
- Классный коллектив стал более сплоченным, сформированы доброжелательные доверительные отношения между одноклассниками;
- в классе развито ученическое самоуправление, сформирован актив по направлениям: ученическое, культмассовое, волонтерское, староста (староста, зам. старосты), досуговый сектор (классные часы, информационный блок)
- продолжается работа по предупреждению правонарушений и безнадзорности.
- воспитываются духовные патриотические ценности, убеждения и модели поведения.
- стимулируется интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.
2. Анализ развития коллектива класса
степень сформированности и уровень сплоченности коллектива: особенности общения в классном коллективе: характер взаимоотношений обучающихся; взаимоотношения мальчиков и девочек;
Учащиеся 6 «Г» класса – это дружный сплочённый коллектив. Ребята вместе с начальной школы и хорошо понимают друг друга, принимая во внимание индивидуальные привычки и склонности, всегда готовы помочь друг другу. Принимают участие в большинстве школьных мероприятий и защищают честь класса сообща, все вместе.
Принимая присягу патриота, класс дал обещание:
«…быть честным, храбрым, дисциплинированным учеником, любить свою семью, гордиться своей страной, быть справедливым и ответственным…»
развитие коммуникативных умений, нравственных отношений; развитие духа товарищества, взаимопонимание и эмпатии;
Ребятам нужно было оценить свои качества характера, такие как долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, отношение к учёбе, к труду, чувство коллективизма и т.д. По результатам наблюдений стало очевидным, что ребята обладают хорошим уровнем воспитанности, наблюдается повышенная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция сформирована.
Возникают случаи конфликтов, разногласий между ребятами, но все решается через индивидуальную беседу, после которой следует перемирие.
Окончание учебной четверти отмечается обязательно экскурсией, походом в кино, устраиваются интересные классные часы, на которых мы с ребятами анализируем пройденный учебный этап и даем обещание исправить то, что не получилось (поведение, повысить уровень успеваемости).
в классе преобладало социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел. Немаловажное место в процессе становления личности занимала работа по развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков. Ребята совместно разрабатывали сценарий к проекту «Новогодняя сказка», «Ярмарка 2021», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», урок мужества «Блокада Ленинграда», «Моя любимая мама», «День отца», фото-видео конкурс «Нескучные каникулы», «Вам, любимые», «Казачий лад-жизненный уклад», «Казачья покровская ярмарка «Любо, Казаченьки»
преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе
В целом положительное, острых конфликтов между учениками и учителями не наблюдается.
Эмоциональный климат в классе в целом положительный. Члены группы открыты, терпимы к чужому мнению. Конфликты в классе наблюдаются часто из-за недопонимания и плохого воспитания отдельных учащихся. Иногда наблюдается нарушение дисциплины: на переменах и иногда на уроках. Учащиеся умеют работать совместно, что выяснилось в процессе проведения различных мероприятий и субботников. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.
Негативные явления, замеченные в жизни коллектива
Судя по успеваемости учащихся, проблемы с учебой у них периодически возникают, поэтому следует направить деятельность учителей и самих учеников не только на развитие взаимоотношений и сплочению коллектива 6 «Г» класса, но и на организацию дополнительных мер поддержки слабоуспевающих учеников (Хорошилов Павел, Алферов Алексей). Ребятам нужно стремиться к тому, чтобы научиться решать различные проблемы сообща, вместе.
Порой не все ученики адекватно оценивают свои действия и поступки, необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки.
Нарушение дисциплины, плохое поведение, пропуски уроков без уважительной причины – все это решается благодаря штабу по воспитательной и учебной работе.
Степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности и процесс планирования, организация и анализ совместной деятельности;
Обучение в классе патриотической направленности осуществляется в соответствии с федеральным базисным планом по общеобразовательным программам основного и среднего (полного) общего образования (программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»).
На уроках мужества ребята принимают активное участие. Они заранее, зная, что такой урок будет проходить в ближайшее время, начинают дополнительно готовиться, причем делают это с большим желанием (подбор стихотворений, интересной информации).
Основы патриотического воспитания обладают высоким потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника, воспитывают такие черты характера, как трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь, взаимопомощь, толерантность.
Радует то, что учащиеся класса вынесли для себя главный урок: нельзя не знать истории, культуры, духовных основ своей страны и быть при этом достойным гражданином своего Отечества – России.
Ребята активно принимали участие во всех конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, викторинах, выставках школьного и муниципального уровня. Эта работа показала свои результаты:
Ребята 6 класса активно принимают участие во внеурочной деятельности, все предметные кружки и секции, участвуют почти во всех общешкольных мероприятиях.
Результаты учащихся в конкурсах
ФИО учащегося | Конкурс (его уровень) | Результат |
Манукян Азат | «Нескучные каникулы» | победитель |
Овчинников Радион, Березовский Артем | Конкурс «Милой маме» (номинация «Рисунок», «Поделка») | победитель |
Овчинников Радион, Хортикова Ольга | Конкурс к 8 марта | победитель |
Синельникова Дарья | Международная олимпиада по литературе №ДВ1000151263 | 1 место |
Березовский Артем Александрович | Международная олимпиада по русскому языку «Загадки этимологии» №ДВ1000151266 | 1 место |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Жердева Екатерина | Открытое первенство муниципального образования город Армавир по легкой атлетике (02.11.2022) | 1 место |
Хоменко Дарья | Краевые соревнования по дзюдо, приуроченных к Всемирному дню дзюдо среди мальчиков и девочек до 13 лет (27-29 октября 2022) | 1 место |
| | |
Погосян Татьяна Петровна | Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в период летней кампании 1.09.22 | грамота |
4 октября прошел классный час на тему: «Кто такой патриот? В каких сферах жизни можно проследить патриотизм?» Всем классом мы вывели понятие слова «патриотизм». Но на этом не остановились, и мной было начерчено семантическое поле «патриотизма», парадигмы которого выводили ребята из представленных карточек-слов. Всего в исследовании приняло участие 29 человек. Респондентам предлагались следующий стимульный ряд:
1. Дать определение понятию «Патриотизм».
2. Дать 4-5 ассоциаций на слово «Патриотизм».
3. Ответить на вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?».
4. Ответить на вопрос: «Кто повлиял на формирование у Вас чувства патриотизма?»
Для построения ассоциативного поля по первому, второму и четвертому пункту проводился анализ. Слова и слова-сочетания с наибольшей частотой составили ядро семантического поля «Патриот» по каждому пункту. Третий пункт также предполагал анализ. Результаты и их обсуждение. По результатам частотного анализа можно утверждать, что ядром понятия «Патриотизм» выступает «любовь к Родине», такое определение дали 100 % респондентов (рис. 1).
Действительно, именно с любви начинается жизнь человека, любви к матери, любви к близким, любви к друзьям, любви к учебному заведению, любви к учителям, любовь к своему делу. Все эти виды любви в конечном счет складываются в любовь к Родине, что отражается в сформированном чувстве патриотизма. Все остальные определения составили периферию понятия «Патриотизм». Так всего 9 % опрошенных ответили, что патриотизм – это преданность Родине, 5 % респондентов считают, что это моральное качество человека, (3 %) рассматривают патриотизм как состояние души, гордость за Родину, защита Родины. По одному проценту составили словосочетания типа уважение к Родине, ответственность за Родину, личное отношение к Родине, вера в народ, соблюдение законов, подчинение власти в добровольном порядке, дело предков и др. Таким образом, для большинства респондентов патриотизм является многомерным понятием, включающим любовь к Родине, родному очагу, своему народу. Тем не менее, настораживает тот факт, что всего 1% респондентов отождествляют патриотизм со знанием истории своего государства, с делом предков, верой в народ, ответственностью за Родину, уважением к Родине.
3.Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:
использованные формы воспитательной работы; достаточное разнообразие дел внутри каждого вида деятельности; сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы;
Поскольку класс избрал патриотическую направленность, а патриотизм, мы выявили, может наблюдаться в любой сфере деятельности школьника, поэтому через любовь к делу, через заботу о своем здоровье, через ответственность, через уважение к историческому прошлому есть слагающие патриотизма. Основные направления гражданско-патриотического воспитания
Основные направления гражданско – патриотического воспитания в классном коллективе формируются на основе базовых направлений:
Духовно – нравственное
Историко – краеведческое
Гражданско –правовое
Социально – патриотическое
Военно – патриотическое
Спортивно - патриотическое
Культурно - патриотическое
Для успешной реализации системы мероприятий направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся в нашей образовательной организации созданы следующие условия:
воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
В плане воспитательных мероприятий класса уже заложены основные направления школьных дел и мероприятий. Таковым является «Школьная ярмарка». В подготовке ярмарки были задействованы родители учащихся. Были представлены поделки и домашняя выпечка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с различными учреждениями образования и культуры, обогащает все эти элементы воспитания.
День отца и День матери — ежегодный праздник в честь пап мам.
В преддверии праздника ученики готовили поздравление для своих пап и мам с этим замечательным праздником. Ребята подготовили яркие поздравления своим отцам и мамам в виде стихов и душевной презентации.
Учащимся очень нравятся совместные поездки, экскурсии, путешествия другие мероприятия, где возникает возможность пообщаться в нетрадиционной обстановке и поговорить «по душам».
Фамилии учащихся, активно участвующих в классных делах
Особенно активно участвуют в классных мероприятиях: Хортикова Ольга, Березовский Артем, Хоменко Дарья, Аширова Фаина, Манукян Азат, Овчинников Радион, Жердева Екатерина, Синельникова Дарья.
В классе установлен график дежурств, согласно которому учащиеся убирают кабинет после окончания занятий.
С целью формирования активной жизненной позиции школьников, любви к окружающей природе в школе традиционно проходят экологические десанты.
Каникулы – время отдыха, но даже в это свободное время устраивается каникулярная кампания. В начале учебного года формулируются цели и задачи на учебный год, обозначают уровень притязаний и анализ возможностей коллектива. Также классным руководителем осуществляется мониторинг УУД и личностных качеств учащихся.
С детьми проводятся мотивационные беседы по достижению результатов, беседы с родителями по преодолению трудностей в учёбе, взаимодействие с учителями - предметниками. Работа в этом направлении продолжается.
4. Анализ работы органов самоуправления:
Каждый год на организационном классном часе учащиеся выбирают старосту класса. В этом году прошлом учебном году класс возглавляла Калинин Тимур. Он проявила себя, как очень ответственный и целеустремлённый ученик, успешный в учёбе и творческой деятельности. Тимур очень инициативен и требователен, она является правой рукой классного руководителя.
В этом учебном году старостой стала Синельникова Дарья. Она также проявила себя, как ответственная и инициативная ученица.
В классе есть «ответственный за дежурство» - Аширова Фаина. В ее обязанности входит составление графика дежурства по классу, помощь дежурным, отправление фотоочетов классному руководителю. Ребята ответственно относятся к поручениям и просьбам, всё решается сообща, путём голосования и, конечно, учитывается мнение каждого. Разногласия никогда не возникают на пустом месте, потому что в классе действует принцип «отвергаешь-предлагай», учащиеся ещё учатся взаимодействовать, спорить и правильно выходить из конфликтных ситуаций.
Поскольку самоуправление в классе налажено, учащиеся знают и умеют осуществлять процесс дежурства по школе.
5.Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
участие класса в общешкольных мероприятиях, основные мотивы участия
Приняли участие в мероприятиях:
Конкурс «Милой маме» (номинация «Рисунок», «Поделка»- Овчинников Радион)
Урок мужества «Герой Донбасса»
«Разговор о важном» - работа проводится согласно датам и темам, представленных на официальном сайте (видеоотчеты прилагали ШВР)
Понедельник – исполнения гимнов Кубани и России
Активное участие в «Большом этнографическом диктанте» (родители и дети)
Учащиеся проявляют повышенный интерес к организации мероприятий внутри классного и школьного уровня. Они выступили инициаторами создания разработали сценарий к «Новогоднему марафону сказок и КВН», самостоятельно сделать подборку казачьей песни, придумав ее инсценировку.
6.Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
В течение учебного года сложились хорошие отношения с родителями учащихся. Наиболее эффективными формами взаимодействия были заседания родительского комитета, родительские собрания, индивидуальные консультации для родителей, участие родителей в общешкольных мероприятиях и родительском патруле по безопасности движения школьников. Были проведены следующие тематические родительские собрания:
1. Особенности образовательного процесса в 2021-2022 учебном году. Соблюдение санитарно- эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы школы
2. Что сделать, чтобы беда не вошла в ваш дом
3. Экстремизм в сети Интернет. Профилактика экстремизма и гармонизация межнациональных отношений. Воспитание у учащихся культуры толерантности.
Проведены заседания родительского комитета:
- решение вопроса об обеспечении процесса обучения: планирование деятельности; награждения учащихся;
- обеспечение учащихся подарками к праздникам «23 февраля», «8марта»;
организация поздравления учителей с профессиональным праздником.
Проведены индивидуальные консультации с родителями по вопросам успеваемости: Хорошилова Н.П., Алферова Л.Н., Ткачева Л.П.
В дальнейшем необходимо практиковать инновационные формы проведения родительских собраний, творческие отчёты учащихся, больше поощрять активных родителей. Возникла необходимость изучить и проанализировать новые требования родителей к содержанию и организации педагогического процесса, скорректировать деятельность учителей-предметников и классного руководителя.
7. Выводы:
Итоги деятельности класса за прошедший год показывают правильность выбранных ориентиров на формирование социально-нравственной ориентации учащихся и способов их реализации через внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники. Эффективными были средства педагогического влияния:
1. Индивидуальные консультации.
2. Отслеживание применения различного рода рекомендаций всеми участниками образовательного процесса.
3. Привлечение к самоуправлению через поручения, анализ и контроль.
4. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность через сотрудничество с «партнерами».
Не удалось в полной мере достичь развития коммуникативной деятельности с помощью самоуправления. Причины этого вижу в возрастной психологии и несформированности лидерских качеств. Не у всех ребят присутствует инициативность и самостоятельность в плане объёма и выполнения поручений. Некоторые ученики ждут прямых указаний.
Считаю необходимым в следующем учебном году продолжить работу по сплочению коллектива, создавать благоприятную социально-психологическую обстановку в классе, побуждать интерес учащихся к проявлению и развитию их способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания и саморазвития, используя индивидуальный подход, вырабатывать положительную мотивацию к познавательной деятельности.
нереализованных возможностях и неиспользованных резервах
не всегда складывалась успешно работа с родителями
участие детей мероприятиях очного формата за пределами школы.
Перспективные цели и ведущие задачи, приоритетные направления воспитательной работы в новом году.
1) рост творческой активности учащихся
2) увеличение числа учащихся, занимающих активную позицию в жизни класса
Новые формы работы, планируемые к использованию в новом учебном году.
На базе 6 «Г» класса создать волонтерское движение как внутри класса, так и внутри школы. Участники обязуются помогать на добровольных началах выполнять круг заданий, включая формы взаимопомощи и взаимовыручки.
Мы сделали выводы о том, что в нашем классе:
формируется воспитательная система, способствующая становлению личности патриота.
укрепляется связь поколений, гордость своей историей, любовь к своей Родине.
И мы с гордостью говорим: «Мы растем патриотами!»