( Я работаю учителем русского языка и литературы 28 лет. Почти все эти годы работаю в малокомплектной школе. Почти 10 лет работала по системе Ярулова «ИОСО», так эта система позволяла организовать индивидуальное обучение каждого учащегося. Эта система возможна, если по ней работают все учителя-предметники , хотя бы в одном классе. После смены школы использование этой технологии усложнилось, так как коллеги не проявили желания её поддержать, объясняя отказ слишком трудоёмкой работой по подготовке учебных занятий. Я считаю, что теория модульного обучения имеет много преимуществ по сравнению с традиционной формой обучения, особенно в малокомплектной школе . Мой опыт работы по модульной технологии не очень большой, но я стараюсь применять его на практике , особенно на уроках русского языка. За время прохождения дистанционного курса повышения квалификации по теме «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» я провела несколько уроков для своих коллег.
УЭ – 0. Модульное занятие началось с целеполагания. | Деятельность учащихся : |
Цели для учащихся: В конце темы Вы будете знать: морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного; правило правописания гласных в падежных окончаниях имен существительных; правило правописания гласных «О» – «Е» после шипящих и «Ц» в окончаниях имен существительных; правило употребления «Ь» после шипящих на конце имен существительных; значение суффиксов существительных (-ость ,-изн, -ушк/-юшк,- онок/-енок, -онк/-еньк - и др.). В конце темы Вы будете уметь: производить морфологический разбор имени существительного; определять синтаксическую роль имени существительного в предложении; правильно писать слова с изученными орфограммами; обозначить орфограммы графически; объяснять значение изученных суффиксов имен существительных; применять на практике полученные знания. | Учащиеся вместе с учителем определяют не только тему, но и цели деятельности - чему они научатся на уроке. (Так как это обобщающий урок, учащиеся без особого труда определили для себя цели урока). Учитель напоминает, что дальше каждый ученик работает с модулем самостоятельно, пользуясь учебником, словарём и т.д.В процессе усвоения материала может получить консультацию у учителя, у товарища по классу, свободно общается, не нарушая дисциплины в классе. |
УЭ-1. Работа с текстом Если учащиеся работаете самостоятельно, проверяют свою работу по ключу . Если появляются трудности, обращаются за консультацией к учителю. Самостоятельно оценивают свою работу. | 10 – 12 мин. Общеклассная работа. Из всего класса двое учащихся обратились за консультацией к учителю, остальные самостоятельно выполнили работу , оценили. Задание выполняется в тетрадях |
УЭ-2. Определение синтаксической роли имени существительного. Дифференцированное задание по выбору учащегося. Если учащиеся работаете самостоятельно, проверяют свою работу по ключу . Если появляются трудности, обращаются за консультацией к учителю. Самостоятельно оценивают свою работу | 7 – 8 мин. Индивидуальная работа, выполняется в тетрадях. Задания выбраны диффирицированно. Учащиеся умеют оценивать свои способности. |
УЭ-3. Закрепите правописание гласных Е – И в падежных окончаниях имен существительных. 1.Ребята рассказывают своему партнеру правило правописания букв Е – И в падежных окончаниях имен существительных. В случае затруднения обращаются к таблице. 2.Все работают по данному алгоритму. | 10 мин. Устная работа в паре. Каждый учащийся смог продемонстрировать свои знания. Некоторые обратились к таблице , но правило проговорили все. С большим удовольствием рассказывали другу, слушали, дополняли , оценивали. Работа выполняется в тетрадях индивидуально. Взаимопроверка, затем проверка по ключу. Оценивают работу друг друга. |
УЭ-4. Закрепление правописания гласных О – Е после шипящих и -Ц- в окончаниях существительных. Рассказывают своим партнерам правило правописания гласных О – Е после шипящих и -Ц- в окончаниях существительных. Работа по алгоритму. Проверка работы по ключу . Взаимооценка работы. | 7 – 8 мин. Устная работа в парах сменного состава. Данный вид работы в классе используется часто, поэтому учащиеся быстро находят свою пару, не теряя времени, рассказывают правило, исправляют друг друга, приводят примеры, оценивают. Работа оценивается в парах. Оценки выставляются в оценочном листе. |
УЭ-5. Закрепление орфограммы «Употребление –Ь на конце существительных после шипящих» Работа по алгоритму. Проверка работы по ключу . Самооценка работы. | 7 – 8 мин. Индивидуальная работа (выполняется в тетрадях) |
УЭ-6. Работа по развитию речи. Сочинение-миниатюра | Написанные работы зачитываются в классе. Одноклассники выступают с рецензиями |
УЭ-7. Подведение итогов урока Реализованы ли цели и задачи урока-модуля. | 2 – 3 мин. |
УЭ-8. Срез знаний .Тест | |
| |
Оценочный лист Учебный элемент (УЭ) | Оценка задания | УЭ-1 | | УЭ-2 | | УЭ-3 | | УЭ-4 | | УЭ-5 | | УЭ-6 | | УЭ-8 | | | Итого Самооценка Оценка учителя | |
| |
|
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
|
| |
| |
|
| |
|
| |
| |
| |
| |