СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы методического объединения гуманитарного цикла за 2016-2017 учебный год

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность МО в 2016-2017 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой, методической темой МО, отражая работу по реализации задач на 2016 – 2017  учебный год. Методическая тема, над которой работало МО в течение прошедшего учебного года: «Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей учащихся по предметам гуманитарного цикла».Деятельность МО в 2016-2017 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой, методической темой МО, отражая работу по реализации задач на 2016 – 2017  учебный год. 

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы методического объединения гуманитарного цикла за 2016-2017 учебный год»

Анализ работы МО гуманитарного цикла МБОУ АСОШ за 2016-2017 учебный год

Цели анализа: выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач; наметить план работы МО на новый учебный год

Предмет анализа: учебная и методическая работа членов МО


Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО

 

Деятельность МО в 2016-2017 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой, методической темой МО, отражая работу по реализации задач на 2016 – 2017  учебный год. Методическая тема, над которой работало МО в течение прошедшего учебного года: «Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей учащихся по предметам гуманитарного цикла».

      Основной целью работы МО гуманитарного цикла являлось  непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей и повышение результатов их работы.

Задачи:

     - повышение качества преподавания предметов гуманитарного

        цикла путём совершенствования педагогического мастерства

        учителя с учётом требований ФГОС, внедрения передового

        педагогического опыта, инновационной деятельности педагогов,

       личностно ориентированного обучения;

      - совершенствование культуры речи учителя и учащихся на

         уроках гуманитарного цикла;

      - организация творческой деятельности педагогов;

      - повышение активности педагогов по организации научно-

        исследовательской работы учащихся;

       - реализация воспитывающего потенциала предметов

         гуманитарного цикла.           

          В 2016-2017 учебном году МО учителей гуманитарного цикла работало по плану, утвержденному в начале учебного года. Планирование и работа проводились с учетом тех задач, которые вытекали из анализа работы предыдущего года:

Задачи

  • Продолжить работу по предупреждению отклонений в освоении учащимися обязательного минимума содержания образования по предметам гуманитарного цикла;

  • Продолжить работу по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов ШМО гуманитарного цикла;

  • Выработка педагогами параметров использования инновационных технологий;

  • Создание копилки индивидуальных, групповых, коллективных заданий для одарённых учащихся;

  • Обеспечение педагогам условий для повышения профессиональной квалификации.

  • Изучить стандарты второго поколения (ФГОС);

  • Повысить уровень владения педагогами здоровьесберегающими, тестовыми, проектными, исследовательскими, компьютерными технологиями;

  • Использовать технологию создания презентаций как средства повышения качества образования;

  • Использовать системно-деятельностный подход в обучении с целью повышения качества знаний обучающихся;

  • Разработать систему мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях обучающихся;

  • Совершенствовать работу с одарёнными детьми;

  • Подготовить обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГИА;

  • Продолжить работу по повышению читательского уровня школьников, воспитанию грамотного читателя;

  • Формировать у обучающихся чувства гражданственности, любви к родному языку, родной стране;

  • Практиковать внеклассную работу по предметам гуманитарного цикла;

  • Планировать внеурочную деятельность учителей и обучающихся для качественной подготовки участников олимпиад;

В основном поставленные  перед МО задачи были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных  в 2016-2017 учебном году целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной  и эффективной. Это  работа по подготовке  к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались  в работе внеклассные мероприятия и индивидуальные занятия.

         В соответствии с поставленными задачами методическая работа  МО гуманитарного цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.

          Учителями  апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках:  защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита и др.  В соответствии с планом учителя-предметники посещают курсы, направленные на повышение профессионального мастерства, повышают свой профессиональный     уровень посредством дистанционного образования.  Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная  работа по предметам.

    Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. На заседаниях МО каждый учитель согласно плану занятости отчитывался за проделанную работу.

    В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.

    Каждый учитель в течение 3 лет самостоятельно работает над своей   темой самообразования, которая созвучна теме МО и школы. Выбор учителем школы методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности.

Выбранные учителями темы актуальны:

Темы самообразования учителей на 2016- 2017 учебный год


№ п.п

Ф .И.О учителя

Тема самообразования учителя

Формы реализации

Сроки

1

Фазилова Наталья Анатольевна

Создание условий для обучения учащихся иностранным языкам как средству общения

Выступление на заседании ШМО, открытый урок

Декабрь, 2016

2

Погорелова Анна Николаевна

Сложные вопросы подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку

Выступление на заседании ШМО, открытый урок

Март, 2017

3

Болгова Ирина Федоровна

Использование приемов мнемотехники при изучении орфоэпических норм

Выступление на заседании ШМО, открытый урок

Март, 2017

4

Фролова Елена Владимировна

«Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного»

Выступление на заседании ШМО, открытый урок

Март, 2017

5.

Матвеева Елена Николаевна

Развитие коммуникативных компетенций на уроках английского языка

Выступление на заседании ШМО, открытый урок

Ноябрь, 2016

6.

Павлов Алексей Анатольевич




«Алгоритмы как способ целостного восприятия учащимися исторического процесса»



Выступление на заседании ШМО, открытый урок

Декабрь,2016

7

Толочко Сергей Валентинович

«Особенности преподавания истории и обществознания в условиях ФГОС».

Выступление на заседании ШМО, открытый урок

Май 2017

8

Калюжнов Сергей Васильевич

«Укрепление здоровья и развитие двигательных навыков на уроках физической культуры».

Выступление на заседании ШМО, открытый урок

Май, 2017

       

      Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью перехода на федеральные стандарты образования второго поколения, что требует использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.

           Одним из важных аспектов  в деятельности МО является  изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по  русскому языку и литературе, иностранному языку, истории и обществознанию. 

2. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность

1. Анализ педагогических кадров

Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО гуманитарного цикла.

В 2016 – 2017 учебном году в состав МО гуманитарного цикла входило 8 педагогов. В течение года количественный состав не изменился..

 

Кол-во учителей

8

100%

Высшее образование

8

100%

Высшая категория

3

36%

1 категория

4

50%

Без категории

1

12%

Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.

 

2. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.

Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК,

рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной области «Филология».  Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования,  промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтении (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям. Все программы были пройдены в полном объеме.

Работа по созданию методической базы кабинетов

    

 В 2016-2017 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ИКТ на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического  материалов.

          Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, большинство из них выполнены с использованием ИКТ. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники. Созданы базы данных поурочного планирования и мультимедиа материалов к урокам и внеурочной деятельности.

В 2017-2018 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов. Снижает уровень применения ИКТ-технологий отсутствие современной компьютерной техники в кабинетах и подключения к интернету.


3. Анализ работы по повышению квалификации педагогов


          Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации.

Все учителя МО  повышают свой педагогический уровень через курсовую подготовку, а также семинары, конференции и др. Все педагоги, работающие в среднем звене, прошли курсовую переподготовку для работы  по ФГОС второго поколения. 

 Обобщение опыта

          1. В истекшем году учителя  представляли работы по самообразованию на заседаниях МО, педсоветах и в методической печати. Методические разработки учителей-предметников находят отражение также  на страницах школьного сайта, интернет-сайтах, связанных с образованием ПроШколу ру, nsportal и др. ).

          2. В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков. Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.

          По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:

- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низкомотивированными уч-ся);

- разнообразить формы уроков;

- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии).

           Вывод: таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя МО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров.. 

4. Анализ тематики заседаний МО.  

За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний.

  На заседаниях МО, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На методических объединениях поднимались следующие вопросы:

1.      Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей

2.      Рассмотрение  УМК по предметам  гуманитарного цикла, по элективным курсам, внеклассной работе и кружковой деятельности;

3.       Проведение предметной недели, проведение внеклассной работы по предмету.

4.      Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного и муниципального туров олимпиад, участие в областных олимпиадах, интеллектуальных играх и марафонах.

5.      Подготовка к предстоящему ГИА и ЕГЭ, анализ результатов итоговой аттестации;

6.      Изучение нормативных документов МОРФ. Концептуальные основа стандарта второго поколения. Нормативно-правовое обеспечение введение ФГОС

7.      Методика создания систематизации дидактического материала уровнего контроля (тесты).

8.      Система мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся, организация работы с отстающими учащимися.

9.      Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения. Содержание и технологии реализации ФГОС. Конструктор урока в соответствии с ФГОС

10.  Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации

11.   Анализ МО за год.

Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО  соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.

5. Анализ внеклассной работы по предметам.        

  Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям.

          С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады   по предметам гуманитарного цикла. Учащиеся школы принимали участие в предметных олимпиадах на муниципальном уровне. Результаты, показанные в предметных олимпиадах муниципального уровня: Поварницын Алексей 11 класс -2 место в конкурсе экосочинений, Рындя Владислав 3 место в предметных олимпиадах на муниципальном уровне по физическому воспитанию. Призеров олимпиад может быть и больше, поэтому небходимо усилить работу с сильными учащимися по подготовке к олимпиадам.

     Обучающиеся школы также принимали участие в дистанционных олимпиадах, предлагаемых на различных образовательных сайтах.  

      В течение 2016-2017 учебного года  в школе проводились  предметные недели.

Цели предметных недель:

 l. Закрепление и углубление знаний, полученных на уроках;

2. Выявление «одаренных детей»;

3.Развитие логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся;

4. Развитие интереса к изучению данного предмета.

Вывод: таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.

  В будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2017-2018 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к   олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными  учениками.         

Общие выводы:

Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе МО гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не налажена система работы со способными  детьми.

         Рекомендации по работе в следующем учебном году:

- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;

- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;

- уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;

- анализировать и обобщать опыт педагогов района;

 - участвовать в подготовке и проведении семинаров  с целью обмена опытом;

 - осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий.

Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:

Увеличение числа учащихся – участников олимпиад.

Сохранение положительной мотивации учащихся.

Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.

Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.

Методические умения педагогов по применению инновационных технологий в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Проведение систематической  работы по повышению квалификации педагогов. Педагоги МО повышают свою квалификацию с целью включиться в процесс внедрения ФГОС второго поколения.

Активная  работа над темами самообразования.

Члены МО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.

Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится  мониторинг качества знаний учащихся.

Работу учителей в 2016-2017 учебном году признать удовлетворительной.

Проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем учебном году:

  1. Организация работы с «сильными учениками»;

  2. Продолжить процесс самообразования;

  3. Активное использование инновационных технологий необходимых для работы по новым ФГОС;

  4. Пополнение методической «копилки» школы;

  5. Повышение качества знаний обучающихся.

 

Руководитель МО гуманитарного  цикла _____________ Кузнецова В.И.