СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ рассказа В.Набокова "Тяжелый дым"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к олимпиаде по литературе : анализ прозаического произведения.

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа В.Набокова "Тяжелый дым"»

Анализ рассказа В.Набокова «Тяжелый дым» 11 класс

Анализ рассказа В.Набокова «Тяжелый дым»

11 класс

Тематика рассказа Рассказ «Тяжелый дым» был написан В. Набоковым в 1934 или 1935 году. В рассказе отображаются темы: замкнутости человека в своем теле / сознании и попыток ее преодоления, выхода из себя вовне; неизбежности хода времени и стремления остановить его путем фиксации в памяти; творчества . Тема творчества тесно связана с первыми двумя и является в рассказе «Тяжелый дым» основной .

Тематика рассказа

  • Рассказ «Тяжелый дым» был написан В. Набоковым в 1934 или 1935 году.
  • В рассказе отображаются темы:
  • замкнутости человека в своем теле / сознании и попыток ее преодоления, выхода из себя вовне;
  • неизбежности хода времени и стремления остановить его путем фиксации в памяти;
  • творчества .
  • Тема творчества тесно связана с первыми двумя и является в рассказе «Тяжелый дым» основной .
Проблематика В автор затрагивает проблему  роли воображения в жизни человека . Именно благодаря воображению главный герой уходит от реальности и не сходит сума от тягот мира, находя себя в искусстве . Также затрагивается проблема несоответствия души и внешности человека . Очень часто бывает так, что снаружи человек кажется иным, злым или замкнутым, самолюбивым или чересчур гордым… благодаря чему у других составляется ошибочное отношение к человеку.

Проблематика

  • В автор затрагивает проблему роли воображения в жизни человека . Именно благодаря воображению главный герой уходит от реальности и не сходит сума от тягот мира, находя себя в искусстве .
  • Также затрагивается проблема несоответствия души и внешности человека . Очень часто бывает так, что снаружи человек кажется иным, злым или замкнутым, самолюбивым или чересчур гордым… благодаря чему у других составляется ошибочное отношение к человеку.
Так происходит и с главным героем. Снаружи он «юноша с пенсне, черными усиками и нечистой кожей на лбу», который испытывает отвращение к самому себе.  А в душе он очень яркая личность с богатым воображением, которая видит мир иначе, не так как все.
  • Так происходит и с главным героем. Снаружи он «юноша с пенсне, черными усиками и нечистой кожей на лбу», который испытывает отвращение к самому себе.
  • А в душе он очень яркая личность с богатым воображением, которая видит мир иначе, не так как все.
Композиция сюжета Говоря о структуре рассказа, можно выделить следующие элементы:  экспозиция — описание комнаты главного героя, завязка — метаморфозы комнаты, звуки из соседних комнат и улицы, кульминация — воспоминания героя после разговора с отцом, развязка — записывание стихов в тетрадь.

Композиция сюжета

  • Говоря о структуре рассказа, можно выделить следующие элементы:
  • экспозиция — описание комнаты главного героя,
  • завязка — метаморфозы комнаты, звуки из соседних комнат и улицы,
  • кульминация — воспоминания героя после разговора с отцом,
  • развязка — записывание стихов в тетрадь.
Место действия и состояние героя В рассказе «Тяжелый дым» действие  происходит в доме , где живет молодой человек двадцати лет с сестрой и отцом.  Сначала местом действия является комната , где лежит «на кушетке, длинный, плоский юноша» . Герой одурманен «хорошо знакомым ему томительным, протяжным чувством», о котором говорится далее еще несколько раз. Сущность этого чувства раскрывается только в финале.

Место действия и состояние героя

  • В рассказе «Тяжелый дым» действие происходит в доме , где живет молодой человек двадцати лет с сестрой и отцом.
  • Сначала местом действия является комната , где лежит «на кушетке, длинный, плоский юноша» .
  • Герой одурманен «хорошо знакомым ему томительным, протяжным чувством», о котором говорится далее еще несколько раз. Сущность этого чувства раскрывается только в финале.
Пространство Пространство очень интересно: в реальности оно сначала сужается от улицы до комнаты и кармана куртки, а в мыслях главного героя оно расширяется до моря и космоса. Это было сделано для того, чтобы показать, какую огромную силу дают человеку его мысли , если использовать их разумно.

Пространство

  • Пространство очень интересно: в реальности оно сначала сужается от улицы до комнаты и кармана куртки, а в мыслях главного героя оно расширяется до моря и космоса.
  • Это было сделано для того, чтобы показать, какую огромную силу дают человеку его мысли , если использовать их разумно.
Система образов Систему образов составляют главный герой , его сестра, отец , а также молодой человек сестры .  Главный герой ( Гришенька ) — молодой человек лет 20, непримечательной внешности , который не видит смысла жить , ведь он не принимает себя и чувствует душевное опустошение , при этом он очень умный, образованный человек с очень ярким необычным воображением . В реальности он чувствует себя мумией, т. е. телом, в котором душа и тело не имеют место быть , а обитают за пределами этого тела, где-то в другом месте (в мыслях главного героя).

Система образов

  • Систему образов составляют главный герой , его сестра, отец , а также молодой человек сестры .
  • Главный герой ( Гришенька ) — молодой человек лет 20, непримечательной внешности , который не видит смысла жить , ведь он не принимает себя и чувствует душевное опустошение , при этом он очень умный, образованный человек с очень ярким необычным воображением .
  • В реальности он чувствует себя мумией, т. е. телом, в котором душа и тело не имеют место быть , а обитают за пределами этого тела, где-то в другом месте (в мыслях главного героя).
Воображаемый мир Герой живет в воображаемом мире (мотив путешествия) , всячески пытаясь отгородиться от  реального мира . Лежа на кушетке, юноша экспериментирует с «комнатным космосом». Он занят тем, что мысленно уничтожает границы своей комнаты : «любая продольная черта, перекладина, тень перекладины, обращались в  морской горизонт или в кайму далекого берега ».

Воображаемый мир

  • Герой живет в воображаемом мире (мотив путешествия) , всячески пытаясь отгородиться от реального мира .
  • Лежа на кушетке, юноша экспериментирует с «комнатным космосом».
  • Он занят тем, что мысленно уничтожает границы своей комнаты : «любая продольная черта, перекладина, тень перекладины, обращались в  морской горизонт или в кайму далекого берега ».
Главный герой оживляет неживые предметы, в его сознании постоянно происходят метаморфозы, он видит мир иначе , тем самым оказывается там, где захочет , спасаясь от будничности, реальности.
  • Главный герой оживляет неживые предметы, в его сознании постоянно происходят метаморфозы, он видит мир иначе , тем самым оказывается там, где захочет , спасаясь от будничности, реальности.
Мотивы Для решения своих художественных задач в рассказе «Тяжелый дым» В.Набоков использует несколько ярких, часто повторяющихся образов (мотивов) : путешествия, комнаты/дома, воды, дыма/тумана, папирос, круга.

Мотивы

  • Для решения своих художественных задач в рассказе «Тяжелый дым» В.Набоков использует несколько ярких, часто повторяющихся образов (мотивов) : путешествия, комнаты/дома, воды, дыма/тумана, папирос, круга.
Мотив воды, текучести, растворения В.Набоков использует образы , связанные с безграничным водным пространством:  «мнимая  перспектива,  графический мираж, обольстительный своей  прозрачностью и пустынностью: полоса воды,  скажем, и  черный мыс  с маленьким силуэтом араукарии».

Мотив воды, текучести, растворения

  • В.Набоков использует образы , связанные с безграничным водным пространством: «мнимая  перспектива,  графический мираж, обольстительный своей  прозрачностью и пустынностью: полоса воды,  скажем, и  черный мыс  с маленьким силуэтом араукарии».
Образ воды развивается дальше в связи с описанием раздвижных дверей , отделяющих комнату юноши от соседней гостиной. С дверным стеклом происходит метаморфоза: оно превращается в воду , обеспечивающую, с одной стороны, зыбкость восприятия , с другой стороны, именно стекло становится морем : «сквозь слепое,  зыбкое стекло   горел рассыпанный  по зыби  желтый блеск тамошней лампы, а пониже  сквозил, как в глубокой воде, расплывчато- темный прислон стула, ставимого так ввиду поползновения дверей медленно, с  содроганиями,  разъезжаться»; «освещенное золотою  зыбью ночное море,  в которое преобразилось  стекло дверей ». « Дрожь  дверей» ассоциируется с  зыбью.
  • Образ воды развивается дальше в связи с описанием раздвижных дверей , отделяющих комнату юноши от соседней гостиной.
  • С дверным стеклом происходит метаморфоза: оно превращается в воду , обеспечивающую, с одной стороны, зыбкость восприятия , с другой стороны, именно стекло становится морем : «сквозь слепое,  зыбкое стекло  горел рассыпанный  по зыби  желтый блеск тамошней лампы, а пониже  сквозил, как в глубокой воде, расплывчато- темный прислон стула, ставимого так ввиду поползновения дверей медленно, с  содроганиями,  разъезжаться»; «освещенное золотою  зыбью ночное море,  в которое преобразилось  стекло дверей ».
  • « Дрожь  дверей» ассоциируется с  зыбью.
Растворение границ Приметы стихии воды распространяются и на юношу : он становится  прозрачным  для мира, для его восприятия.  Уничтожение границ комнаты сопровождается такой же метаморфозой с границами тела героя:  Он становится частью бесконечной водной стихии:   «…как сквозь медузу проходит свет воды и каждое ее колебание, так все проникало через него,  и ощущение этой  текучести  преображалось в подобие ясновидения: лежа плашмя на кушетке,  относимой вбок течением теней,  он вместе с тем сопутствовал далеким прохожим…».

Растворение границ

  • Приметы стихии воды распространяются и на юношу : он становится  прозрачным  для мира, для его восприятия.
  • Уничтожение границ комнаты сопровождается такой же метаморфозой с границами тела героя:
  • Он становится частью бесконечной водной стихии:   «…как сквозь медузу проходит свет воды и каждое ее колебание, так все проникало через него,  и ощущение этой  текучести  преображалось в подобие ясновидения: лежа плашмя на кушетке,  относимой вбок течением теней,  он вместе с тем сопутствовал далеким прохожим…».
Растворяясь в мире, юноша утрачивает границы себя , становится равен макромиру:  «сейчас форма его существа совершенно лишилась отличительных примет и устойчивых границ; его рукой мог быть, например, переулок по ту сторону дома, а позвоночником — хребтообразная туча через все небо с холодком звезд на востоке».
  • Растворяясь в мире, юноша утрачивает границы себя , становится равен макромиру:  «сейчас форма его существа совершенно лишилась отличительных примет и устойчивых границ; его рукой мог быть, например, переулок по ту сторону дома, а позвоночником — хребтообразная туча через все небо с холодком звезд на востоке».
Мотив перемещения (путешествия) Единственное событие в рассказе - поход к отцу за папиросами . Перемещения героя по дому связаны с просьбой сестры достать папирос. Не найдя их у себя и в кармане отцовского пальто, юноша вынужден обратиться непосредственно к отцу, одиноко сидящему в столовой. Отец и сын противопоставлены в рассказе. Здесь обращает на себя внимание важная деталь : отец рассматривает план Берлина, стремясь найти подтверждение собственной правоты в недавнем споре со знакомыми «о том, как пройти от такой-то до такой-то улицы, по которым, впрочем, никто из споривших никогда не хаживал» . Это унылое изучение отцом карты контрастирует с описанным ранее свободным перемещением героя по городу , которое он осуществляет в воображении , и с отождествлением своего тела с частями внешнего пространства .

Мотив перемещения (путешествия)

  • Единственное событие в рассказе - поход к отцу за папиросами .
  • Перемещения героя по дому связаны с просьбой сестры достать папирос. Не найдя их у себя и в кармане отцовского пальто, юноша вынужден обратиться непосредственно к отцу, одиноко сидящему в столовой.
  • Отец и сын противопоставлены в рассказе. Здесь обращает на себя внимание важная деталь : отец рассматривает план Берлина, стремясь найти подтверждение собственной правоты в недавнем споре со знакомыми «о том, как пройти от такой-то до такой-то улицы, по которым, впрочем, никто из споривших никогда не хаживал» .
  • Это унылое изучение отцом карты контрастирует с описанным ранее свободным перемещением героя по городу , которое он осуществляет в воображении , и с отождествлением своего тела с частями внешнего пространства .
Мотив папирос, смерти С одной стороны, папиросы символизируют пепел, прах, с другой - бренность жизни. Мотив смерти проявляется при виде отца: у героя возникает острое ощущение неизбежности хода времени, он перемещается в памяти вперёд: он думает о том, что будет вспоминать отца таким, каким он видит его сейчас, подобно тому как вспоминает умершую мать. Мотив смерти усиливается тем, что плечи отца обсыпаны  «пеплом  -  перхотью» . Папиросный пепел , символизирующий бренность , кратковременность жизни , оказывается связан с прахом . Слова  перхоть, прах  и  персть   родственны. Человек, созданный из праха (персти), после смерти снова становится прахом.

Мотив папирос, смерти

  • С одной стороны, папиросы символизируют пепел, прах, с другой - бренность жизни.
  • Мотив смерти проявляется при виде отца: у героя возникает острое ощущение неизбежности хода времени, он перемещается в памяти вперёд: он думает о том, что будет вспоминать отца таким, каким он видит его сейчас, подобно тому как вспоминает умершую мать.
  • Мотив смерти усиливается тем, что плечи отца обсыпаны  «пеплом  перхотью» .
  • Папиросный пепел , символизирующий бренность , кратковременность жизни , оказывается связан с прахом .
  • Слова  перхоть, прах  и  персть   родственны. Человек, созданный из праха (персти), после смерти снова становится прахом.
Мотив круга Мотив круга ярко заявлена в движениях героев . Сын стремится взять коробку с папиросами и заходит за спину отца, в то время как отец уже передает коробку слева направо. Их движения в целом дают круг . Кругообразны также повороты корпуса сидящего отца к  часам  и обратно: «…отец всем корпусом  повернулся  на стуле к стенным часам с таким видом, будто они сказали что-то, а потом начал  поворачиваться обратно… » . Эти движения напоминают колебания маятника . Набоков говорит также о лице отца «с двумя розовыми  восьмерками  по бокам носа» и упоминает «гул  круглой,  прозрачной ночи». Даже творение стихов сопрягается с круговым движением мысли:  «…сейчас я верю восхитительным обещаниям еще не застывшего, еще  вращающегося стиха… ».

Мотив круга

  • Мотив круга ярко заявлена в движениях героев .
  • Сын стремится взять коробку с папиросами и заходит за спину отца, в то время как отец уже передает коробку слева направо. Их движения в целом дают круг .
  • Кругообразны также повороты корпуса сидящего отца к  часам  и обратно: «…отец всем корпусом  повернулся  на стуле к стенным часам с таким видом, будто они сказали что-то, а потом начал  поворачиваться обратно… » . Эти движения напоминают колебания маятника .
  • Набоков говорит также о лице отца «с двумя розовыми  восьмерками  по бокам носа» и упоминает «гул  круглой,  прозрачной ночи».
  • Даже творение стихов сопрягается с круговым движением мысли: «…сейчас я верю восхитительным обещаниям еще не застывшего, еще  вращающегося стиха… ».
Смысл названия рассказа «Тяжелый дым» — это название-символ , где прямое значение работает на усиление символического .  Сочетаемость прилагательного  тяжелый   со словом  дым характеризует жизнь и ее проявления , а также внутренние состояния человека.  Чувство тяжести часто соотносится непосредственно с душой, ср.:  Тяжело на душе; Чувствовать тяжесть в душе; На душе лежал камень.  Название рассказа «Тяжелый дым» говорит о состоянии души , которая стремится к  выходу за свои пределы .

Смысл названия рассказа

  • «Тяжелый дым» — это название-символ , где прямое значение работает на усиление символического .
  • Сочетаемость прилагательного  тяжелый   со словом  дым характеризует жизнь и ее проявления , а также внутренние состояния человека.
  • Чувство тяжести часто соотносится непосредственно с душой, ср.: 
  • Тяжело на душе; Чувствовать тяжесть в душе; На душе лежал камень. 
  • Название рассказа «Тяжелый дым» говорит о состоянии души , которая стремится к выходу за свои пределы .
Творческий процесс ( томление – ожидание ) Основное действие происходит в сознании героя - процесс творчества . Образ дыма/тумана связан с мучительным чувством, тревожащим душу юноши, что-то предвещающим и в конечном итоге разрешающимся стихами . Происхождение этого томительного чувства связывается героем с дневными впечатлениями от стелющегося дыма над крышей дома : «Откуда оно взялось, это растущее во мне? Мой день был такой, как всегда, университет, библиотека, но  по мокрой крыше  трактира на краю пустыря, когда с поручением отца пришлось переть к Осиповым,  стлался отяжелевший от сырости, сытый, сонный дым из трубы, не хотел подняться, не хотел отделиться от милого тлена, и тогда-то именно екнуло в груди, тогда-то… » .

Творческий процесс ( томление – ожидание )

  • Основное действие происходит в сознании героя - процесс творчества .
  • Образ дыма/тумана связан с мучительным чувством, тревожащим душу юноши, что-то предвещающим и в конечном итоге разрешающимся стихами .
  • Происхождение этого томительного чувства связывается героем с дневными впечатлениями от стелющегося дыма над крышей дома : «Откуда оно взялось, это растущее во мне? Мой день был такой, как всегда, университет, библиотека, но  по мокрой крыше  трактира на краю пустыря, когда с поручением отца пришлось переть к Осиповым,  стлался отяжелевший от сырости, сытый, сонный дым из трубы, не хотел подняться, не хотел отделиться от милого тлена, и тогда-то именно екнуло в груди, тогда-то… » .
Творческий процесс появления стихов описан частично в терминах родов , ср.: «Откуда оно взялось, это   растущее во мне? »; «Он почувствовал,  уже не первый,  —  нежный, таинственный толчок в душе и замер, прислушиваясь — не повторится ли? Душа была напряжена до крайности… ». Нацеленность души на творчество приводит к разрушению границ «я» :  «…возобновившиеся толчки в душе были так властны,  а главное настолько живее всех внешних восприятий, что он  не тотчас и не вполне признал собою, своим пределом и обликом, сутуловатого юношу с бледной небритой щекой и красным ухом, бесшумно проплывшего в зеркале. Догнав себя, он вошел в столовую» .
  • Творческий процесс появления стихов описан частично в терминах родов , ср.: «Откуда оно взялось, это   растущее во мне? »; «Он почувствовал,  уже не первый,  —  нежный, таинственный толчок в душе и замер, прислушиваясь — не повторится ли? Душа была напряжена до крайности… ».
  • Нацеленность души на творчество приводит к разрушению границ «я»«…возобновившиеся толчки в душе были так властны,  а главное настолько живее всех внешних восприятий, что он  не тотчас и не вполне признал собою, своим пределом и обликом, сутуловатого юношу с бледной небритой щекой и красным ухом, бесшумно проплывшего в зеркале. Догнав себя, он вошел в столовую» .
Творческий процесс ( рождение ) Движение рождающейся  стихотворной строки описывается подобно движению дыма , но это уже не стелющийся дым, а движение вверх . Тяжесть побеждается. «Громадная, живая,  вытягивалась и загибалась стихотворная строка;  на повороте  сладко и жарко зажигалась  рифма, и тогда появлялась, как на стене,  когда поднимаешься по лестнице со свечой, подвижная тень дальнейших строк ». В данном описании проглядывают несколько образов. Во-первых, присутствует мотив курения папиросы   («сладко и жарко зажигалась»),  дым от которой  «вытягивается и загибается»  и идет вверх. ( Папиросы , таким образом, связаны не только с прахом, но и с дымом/духом/душой .)

Творческий процесс ( рождение )

  • Движение рождающейся стихотворной строки описывается подобно движению дыма , но это уже не стелющийся дым, а движение вверх . Тяжесть побеждается.
  • «Громадная, живая,  вытягивалась и загибалась стихотворная строка;  на повороте  сладко и жарко зажигалась  рифма, и тогда появлялась, как на стене,  когда поднимаешься по лестнице со свечой, подвижная тень дальнейших строк ».
  • В данном описании проглядывают несколько образов. Во-первых, присутствует мотив курения папиросы   («сладко и жарко зажигалась»),  дым от которой  «вытягивается и загибается»  и идет вверх. ( Папиросы , таким образом, связаны не только с прахом, но и с дымом/духом/душой .)
Во-вторых, наличествует мотив восхождения человека по лестнице дома (вспомним параллель «человек — дом») как победы над прикованностью к себе.  В-третьих, зигзагообразное движение строки возвращает нас к описанию улиц и переулков в начале рассказа, по которым мысленно путешествует герой .  «…Подвижная тень дальнейших строк»   в описании творческого процесса явно ассоциируется с тенями, которые перемещались по комнате вслед за движением машин за окном:  «течение теней»,  « полосатая темнота  в комнате» Курение папирос ( огонь, дух ), слияние с городом ( миром ), восхождение духа ( подъем по лестнице дома ) — все эти образы соединяются в описании творческого процесса .
  • Во-вторых, наличествует мотив восхождения человека по лестнице дома (вспомним параллель «человек — дом») как победы над прикованностью к себе.
  • В-третьих, зигзагообразное движение строки возвращает нас к описанию улиц и переулков в начале рассказа, по которым мысленно путешествует герой
  • «…Подвижная тень дальнейших строк»   в описании творческого процесса явно ассоциируется с тенями, которые перемещались по комнате вслед за движением машин за окном:  «течение теней»,  « полосатая темнота  в комнате»
  • Курение папирос ( огонь, дух ), слияние с городом ( миром ), восхождение духа ( подъем по лестнице дома ) — все эти образы соединяются в описании творческого процесса .
Параллели Дым назван  стелющимся, отяжелевшим, сытым, сонным.  Сходны и ощущения юноши , ср.: « одурманенный    томительным  чувством», «из  темного тумана », « сомнамбулический  маршрут», «полоса  тумана ». Стихия воды тоже убаюкивающая, и не случайно дым — «отяжелевший  от сырости ». Сырость будет преодолеваться в сухости, огненности духа .

Параллели

  • Дым назван  стелющимся, отяжелевшим, сытым, сонным. 
  • Сходны и ощущения юноши , ср.: « одурманенный    томительным  чувством», «из  темного тумана », « сомнамбулический  маршрут», «полоса  тумана ».
  • Стихия воды тоже убаюкивающая, и не случайно дым — «отяжелевший  от сырости ». Сырость будет преодолеваться в сухости, огненности духа .
Символика названия Символика названия заключается в том, что тяжёлый дым — это человеческий дух с его стремлением оторваться от земли, от суеты , от единственной данной нам реальности и вылететь куда-то за видимые пределы, это дым папирос , являющийся завесой, границей двух миров : мира искусства и реальности . Дым клубится вверх, как и герой отрывается от реальности вверх, в свои мечты и мысли. Идея произведения заключается в том, что творчество помогает человеку уйти из тягот мира, убивающих его душу.

Символика названия

  • Символика названия заключается в том, что тяжёлый дым
  • это человеческий дух с его стремлением оторваться от земли, от суеты , от единственной данной нам реальности и вылететь куда-то за видимые пределы,
  • это дым папирос , являющийся завесой, границей двух миров : мира искусства и реальности .
  • Дым клубится вверх, как и герой отрывается от реальности вверх, в свои мечты и мысли.
  • Идея произведения заключается в том, что творчество помогает человеку уйти из тягот мира, убивающих его душу.
Конфликт реального мира и мира искусства Опираясь на идею , автор вводит конфликт реального (материального) мира и искусства . К реальности можно отнести квартиру главного героя, его сестру и отца , папиросы и самого главного героя (таким какой он есть на самом деле).  К искусству же — воображение героя, его душу , метаморфозы , происходящие под влиянием его воображения ( море, берег, русалка  и пр.), стихи героя, а также фонари и лампу  как проявление чего-то светлого , дающего надежду  и освещающего своими лучами темный мрачный реальный мир .

Конфликт реального мира и мира искусства

  • Опираясь на идею , автор вводит конфликт реального (материального) мира и искусства .
  • К реальности можно отнести квартиру главного героя, его сестру и отца , папиросы и самого главного героя (таким какой он есть на самом деле).
  • К искусству же — воображение героя, его душу , метаморфозы , происходящие под влиянием его воображения ( море, берег, русалка и пр.), стихи героя, а также фонари и лампу как проявление чего-то светлого , дающего надежду и освещающего своими лучами темный мрачный реальный мир .
Конфликт физического и духовного Героя смущает то обстоятельство, что он невольно слышит звуки свидания в гостиной и пытается восстановить «свой телесный образ», что ему удается не сразу и только после физического ощущения себя : в зубах он нащупывает застрявшее волоконце мяса . Возвращение в себя сопровождается «омерзением, которое всегда испытывал, когда на минуту  возвращался к себе и в себя из темного тумана… ».

Конфликт физического и духовного

  • Героя смущает то обстоятельство, что он невольно слышит звуки свидания в гостиной и пытается восстановить «свой телесный образ», что ему удается не сразу и только после физического ощущения себя : в зубах он нащупывает застрявшее волоконце мяса . Возвращение в себя сопровождается «омерзением, которое всегда испытывал, когда на минуту  возвращался к себе и в себя из темного тумана… ».
Конфликт с реальностью Главный герой — человек-искусство , мир которого составляют книги, воображение, образование и стихи. Он тянется к искусству даже в реальности, которую он ненавидит . Сестра Гришеньки видит брата только в реальности , не замечая его внутреннего мира и воображения, обращается к нему только тогда, когда ей что-то нужно .

Конфликт с реальностью

  • Главный герой — человек-искусство , мир которого составляют книги, воображение, образование и стихи. Он тянется к искусству даже в реальности, которую он ненавидит .
  • Сестра Гришеньки видит брата только в реальности , не замечая его внутреннего мира и воображения, обращается к нему только тогда, когда ей что-то нужно .
Отца же мы видим как властного человека , который никогда не признает, что он не прав, и может выгнать любого человека из своего круга общения и круга общения его близких, если захочет. Он считает себя важным человеком , который не принимает чужих взглядов, если они противоречат его мнению . Также он привык быть главным в семье и хочет вернуть это (это проявляется в том, что он надеялся, что сын нальет чай не только себе, но и ему). Также это проявляется и через воспоминания главного героя, когда отец и мать ссорились .
  • Отца же мы видим как властного человека , который никогда не признает, что он не прав, и может выгнать любого человека из своего круга общения и круга общения его близких, если захочет.
  • Он считает себя важным человеком , который не принимает чужих взглядов, если они противоречат его мнению .
  • Также он привык быть главным в семье и хочет вернуть это (это проявляется в том, что он надеялся, что сын нальет чай не только себе, но и ему). Также это проявляется и через воспоминания главного героя, когда отец и мать ссорились .
Детали Из художественных деталей можно отметить черную тетрадь , в которую главный герой записывал свои стихи. Сама тетрадь черного цвета принадлежит к реальному миру , темному и однотипному ,  а вот стихи в ней — к искусству , как воплощение мыслей и идей Гришеньки.

Детали

  • Из художественных деталей можно отметить черную тетрадь , в которую главный герой записывал свои стихи.
  • Сама тетрадь черного цвета принадлежит к реальному миру , темному и однотипному ,
  • а вот стихи в ней — к искусству , как воплощение мыслей и идей Гришеньки.
Стенные часы — олицетворение времени , на них смотрит отец, поэтому это проявление того, что вернуть время вспять , вернуться к тому, что раньше было в семье , вернуть прошлые взаимоотношения с детьми невозможно , у каждого своя жизнь, уже поздно что-то кардинально менять, ведь часы никогда не идут в обратную сторону.
  • Стенные часы — олицетворение времени , на них смотрит отец, поэтому это проявление того, что вернуть время вспять , вернуться к тому, что раньше было в семье , вернуть прошлые взаимоотношения с детьми невозможно , у каждого своя жизнь, уже поздно что-то кардинально менять, ведь часы никогда не идут в обратную сторону.
Зыбкое стекло дверей — это некая граница , которая разделяет брата и сестру, детей и отца друг от друга . Не смотря на то, что они самые родные люди, у каждого из них своя жизнь : главный герой живет в мечтах , сестра общается со своим молодым человеком , отец рассматривает карту , будто они находятся на разных континентах, а не в одной квартире. Эта граница зыбкая т. к. всё-таки кровная связь никуда не делась, но она существует из-за разобщенности членов семьи друг от друга.
  • Зыбкое стекло дверей — это некая граница , которая разделяет брата и сестру, детей и отца друг от друга .
  • Не смотря на то, что они самые родные люди, у каждого из них своя жизнь :
  • главный герой живет в мечтах ,
  • сестра общается со своим молодым человеком ,
  • отец рассматривает карту , будто они находятся на разных континентах, а не в одной квартире.
  • Эта граница зыбкая т. к. всё-таки кровная связь никуда не делась, но она существует из-за разобщенности членов семьи друг от друга.
Первоначально мысли главного героя хаотичны :  то он видит море , то космос , то воспоминания из прошлого.  Поэтому сначала они бесформенны, но в финале рассказа бесформенность и текучесть обретают наконец форму: все что мучило героя находит своё выражение в стихотворении. В.Набоков дает нам понять, что в искусстве важен даже не сам результат, а процесс создания , загадка вдохновения, творческого восторга . И даже рассказчик , до этого скрывавшийся во мраке, вдруг проявляется и сливается с героем в его счастье .
  • Первоначально мысли главного героя хаотичны :
  • то он видит море , то космос , то воспоминания из прошлого.
  • Поэтому сначала они бесформенны, но в финале рассказа бесформенность и текучесть обретают наконец форму: все что мучило героя находит своё выражение в стихотворении.
  • В.Набоков дает нам понять, что в искусстве важен даже не сам результат, а процесс создания , загадка вдохновения, творческого восторга .
  • И даже рассказчик , до этого скрывавшийся во мраке, вдруг проявляется и сливается с героем в его счастье .
https:// www.kritika24.ru/page.php?id=11448 https ://lit.wikireading.ru/37655 http://laraas2011gmail.blogspot.com/2020/01/blog-post_25.html
  • https:// www.kritika24.ru/page.php?id=11448
  • https ://lit.wikireading.ru/37655
  • http://laraas2011gmail.blogspot.com/2020/01/blog-post_25.html