СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов диагностики по профориентации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе проведен анализ результатов диагностики по профориентации обучающихся 8-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов диагностики по профориентации»

Анализ результатов диагностики по профориентации

обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы № 5 г.Качканара в 2021-22 учебном году

Подготовка подрастающего поколения к осознанному, обоснованному выбору профессии является задачей первостепенной экономической и социальной значимости. Выбор профессии можно отнести к самому важному и сложному, особенно трудно сделать правильный выбор девятиклассникам.

Цель профориентационной работы в школе – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, и запросы рынка. На занятиях обучающиеся 8-9 классов в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, “примеряют” различные модели поведения и оценивают их эффективность. С целью самопознания и самооценки перспектив профессионального и личностного развития у восьмиклассников проводится диагностика интересов (опросник «Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации О.Г.Филимоновой), у девятиклассников – тип будущей профессии (методика Е.А.Климова), тип личности и тип профессональной среды (методика профессионального самоопределения Дж.Голланда). В 2021-2022 учебном году обследовались обучающиеся 9 класса в количестве 20 человек и обучающиеся трех 8-х классов (один класс общеобразовательный, два – коррекционных) в количестве 34 человек.

Анализ результатов исследования.

  1. «Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации О.Г.Филимоновой.

Использование данной методики позволяет осуществить предварительный анализ интересов, близких к тому или иному виду деятельности.

Суммируя ярко выраженный интерес и выраженный интерес большую заинтересованность восьмиклассники проявляют к спорту – 32,4%. Следующими по значимости являются две области деятельности – психология и педагогика - для 17,7 % обучающихся являются значимыми и ярко выраженными данные интересы. Сфера обслуживания, транспорт и изобразительное искусство значимы для 14,7% обучающихся по каждой области деятельности (таблица 1).

Таблица 1– Степень выраженности интересов у обучающихся 8-х классов к области деятельности

Область деятельности

Интерес выражен слабо

Выраженный интерес

Ярко выраженный интерес

% обучающихся

Биология

32,4

11,8

-

География

41,2

8,8

-

Геология

35,3

2,9

-

Медицина

32,4

8,8

-

Легкая промышленность

58,8

8,8

-

Физика

38,2

-

-

Химия

29,4

2,9

-

Техника, механика

35,3

2,9

2,9

Электротехника, радиотехника, электроника

29,4

5,9

-

Обработка материалов

41,2

5,9

-

Информационные материалы

55,9

2,9

2,9

Психология

47,1

11,8

5,9

Строительство

47,1

-

-

Транспорт, авиация, морское дело

20,6

14,7

-

Военные специальности

35,3

5,9

5,9

История

47,1

2,9

-

Литература , филология

14,7

2,9

-

Журналистика, реклама

38,2

11,8

-

Социология, философия

47,1

2,9

-

Педагогика

32,4

11,8

5,9

Право, юриспруденция

47,1

11,8

-

Сфера обслуживания

47,1

11,8

2,9

Математика

17,6

2,9

-

Экономика, бизнес

35,3

-

-

Иностранные языки, лингвистика

11,8

8,8

2,9

Изобразительное искусство

41,2

8,8

5,9

Сценическое искусство

35,3

8,8

2,9

Музыка

38,2

5,9

5,9

Физкультура, спорт

35,3

26,5

5,9

Ярко выраженный интерес к какой-либо области деятельности у 11 восьмиклассников (32,4%), выраженный интерес – у 14 (41,2%) человек и интерес слабо выражен у 9 (26,5%) обучающихся.

  1. Методика Е.А.Климова.

Методика предназначена для выявления наиболее привлекательных профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова: «человек-природа», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-человек».

Таблица 2 – Результаты выбора типа профессий девятиклассниками

Ч-П

Ч-Т

Ч-З

Ч-Х

Ч-Ч

% обучающихся

10

15

10

30

35

Из таблицы 2 видно, что большинство девятиклассников выбирают типы профессий «человек-человек» (35%) и «человек-художественный образ» (30% обучающихся).

  1. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда.

Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.

Таблица 3 – Результаты исследования типа личности девятиклассников

Тип личности

% обучающихся

Реалистический

5

Интеллектуальный

5

Социальный

25

Конвенциальный

10

Предприимчивый

20

Артистический

35

По результатам исследования (таблица 3) 35% девятиклассников имеют артистический тип личности и выбирают профессии – фотограф, дизайнер. На втором месте по численности 25% обучающихся имеют социальный тип личности с выбором профессий – воспитатель, педагог, психолог. У 20% ребят предприимчивый тип личности, они предпочитают профессии журналист, менеджер, юрист, бизнесмен.

По результатам исследования можно сделать вывод, что у большинства обучающихся (73,6%) имеется интерес к какой-либо области деятельности, выстроен профессиональный план: выбрана профессия, продуманы пути ее получения и дальнейшая жизненная перспектива.


Педагог-психолог Г.А.Крысова