Анализ результатов диагностики по профориентации
обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы № 5 г.Качканара в 2021-22 учебном году
Подготовка подрастающего поколения к осознанному, обоснованному выбору профессии является задачей первостепенной экономической и социальной значимости. Выбор профессии можно отнести к самому важному и сложному, особенно трудно сделать правильный выбор девятиклассникам.
Цель профориентационной работы в школе – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, и запросы рынка. На занятиях обучающиеся 8-9 классов в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, “примеряют” различные модели поведения и оценивают их эффективность. С целью самопознания и самооценки перспектив профессионального и личностного развития у восьмиклассников проводится диагностика интересов (опросник «Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации О.Г.Филимоновой), у девятиклассников – тип будущей профессии (методика Е.А.Климова), тип личности и тип профессональной среды (методика профессионального самоопределения Дж.Голланда). В 2021-2022 учебном году обследовались обучающиеся 9 класса в количестве 20 человек и обучающиеся трех 8-х классов (один класс общеобразовательный, два – коррекционных) в количестве 34 человек.
Анализ результатов исследования.
«Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации О.Г.Филимоновой.
Использование данной методики позволяет осуществить предварительный анализ интересов, близких к тому или иному виду деятельности.
Суммируя ярко выраженный интерес и выраженный интерес большую заинтересованность восьмиклассники проявляют к спорту – 32,4%. Следующими по значимости являются две области деятельности – психология и педагогика - для 17,7 % обучающихся являются значимыми и ярко выраженными данные интересы. Сфера обслуживания, транспорт и изобразительное искусство значимы для 14,7% обучающихся по каждой области деятельности (таблица 1).
Таблица 1– Степень выраженности интересов у обучающихся 8-х классов к области деятельности
Область деятельности | Интерес выражен слабо | Выраженный интерес | Ярко выраженный интерес |
% обучающихся |
Биология | 32,4 | 11,8 | - |
География | 41,2 | 8,8 | - |
Геология | 35,3 | 2,9 | - |
Медицина | 32,4 | 8,8 | - |
Легкая промышленность | 58,8 | 8,8 | - |
Физика | 38,2 | - | - |
Химия | 29,4 | 2,9 | - |
Техника, механика | 35,3 | 2,9 | 2,9 |
Электротехника, радиотехника, электроника | 29,4 | 5,9 | - |
Обработка материалов | 41,2 | 5,9 | - |
Информационные материалы | 55,9 | 2,9 | 2,9 |
Психология | 47,1 | 11,8 | 5,9 |
Строительство | 47,1 | - | - |
Транспорт, авиация, морское дело | 20,6 | 14,7 | - |
Военные специальности | 35,3 | 5,9 | 5,9 |
История | 47,1 | 2,9 | - |
Литература , филология | 14,7 | 2,9 | - |
Журналистика, реклама | 38,2 | 11,8 | - |
Социология, философия | 47,1 | 2,9 | - |
Педагогика | 32,4 | 11,8 | 5,9 |
Право, юриспруденция | 47,1 | 11,8 | - |
Сфера обслуживания | 47,1 | 11,8 | 2,9 |
Математика | 17,6 | 2,9 | - |
Экономика, бизнес | 35,3 | - | - |
Иностранные языки, лингвистика | 11,8 | 8,8 | 2,9 |
Изобразительное искусство | 41,2 | 8,8 | 5,9 |
Сценическое искусство | 35,3 | 8,8 | 2,9 |
Музыка | 38,2 | 5,9 | 5,9 |
Физкультура, спорт | 35,3 | 26,5 | 5,9 |
Ярко выраженный интерес к какой-либо области деятельности у 11 восьмиклассников (32,4%), выраженный интерес – у 14 (41,2%) человек и интерес слабо выражен у 9 (26,5%) обучающихся.
Методика Е.А.Климова.
Методика предназначена для выявления наиболее привлекательных профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова: «человек-природа», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-человек».
Таблица 2 – Результаты выбора типа профессий девятиклассниками
Ч-П | Ч-Т | Ч-З | Ч-Х | Ч-Ч |
% обучающихся |
10 | 15 | 10 | 30 | 35 |
Из таблицы 2 видно, что большинство девятиклассников выбирают типы профессий «человек-человек» (35%) и «человек-художественный образ» (30% обучающихся).
Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда.
Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.
Таблица 3 – Результаты исследования типа личности девятиклассников
Тип личности | % обучающихся |
Реалистический | 5 |
Интеллектуальный | 5 |
Социальный | 25 |
Конвенциальный | 10 |
Предприимчивый | 20 |
Артистический | 35 |
По результатам исследования (таблица 3) 35% девятиклассников имеют артистический тип личности и выбирают профессии – фотограф, дизайнер. На втором месте по численности 25% обучающихся имеют социальный тип личности с выбором профессий – воспитатель, педагог, психолог. У 20% ребят предприимчивый тип личности, они предпочитают профессии журналист, менеджер, юрист, бизнесмен.
По результатам исследования можно сделать вывод, что у большинства обучающихся (73,6%) имеется интерес к какой-либо области деятельности, выстроен профессиональный план: выбрана профессия, продуманы пути ее получения и дальнейшая жизненная перспектива.
Педагог-психолог Г.А.Крысова