СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов функциональной грамотности по математике в 7-8 классах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов функциональной грамотности по математике в 7-8 классах»

Бойкова Т.А. учитель математики ГБОУ ООШ с. Аксаково

Тема выступления: «Анализ результатов функциональной грамотности по математике в 7-8 классах»

ПРОБЛЕМА:

как сформировать функциональную грамотность обучающихся на уроках

математики

ЦЕЛЬ:

выявить и научно обосновать комплекс педагогических условий

формирования функциональной математической грамотности

ЗАДАЧИ:

показать необходимость развития функциональной математической

грамотности;

выявить пути формирования функциональной математической грамотности;

проанализировать личный опыт работы по данной теме.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся используют знания, умения и навыки, полученные на уроках

математики, в практической деятельности.

Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме,

училище или профильном классе.

Приобретается навык работы со справочной литературой, схемами,

таблицами, диаграммами, различными измерительными инструментами.

Изменяется поведение обучающихся в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным значимым достижения.

В Федеральных государственных стандартах представлен портрет

выпускника основной школы: «Способный применять полученные

знания на практике»

Актуальность темы:

Итоги TIMSS- 2011

По математической подготовке Россия прочно обосновалась в

первой десятке стран.(Принимало участие 50 стран)

Итоги PISA -2012

По математической грамотности Россия занимает 38 место в мире из

65 стран. (468 баллов из 1000)

Итоги PISA -2018

Средний результат российских обучающихся 15-летнего возраста за период с 2000 по 2018 годы:

– повысился на 17 баллов по читательской грамотности и на 20 баллов по математической грамотности;

– практически не изменился по естественнонаучной грамотности.

Россия относится к группе стран (двенадцати из семидесяти девяти), в которых произошли позитивные изменения в двух образовательных областях.

На фоне позитивного тренда за все циклы исследования в период с 2015 по 2018 годы наметилось снижение среднего результата российских обучающихся по читательской грамотности. Изменения в результатах российских обучающихся по математической и естественнонаучной грамотности не являются значимыми и находятся в пределах ошибок измерения.

Лидеры - Шанхай, Сингапур, Гонконг, Корея, Тайвань и Финляндия.

Необходимость формирования функциональной математической грамотности:

современный работник должен быть

эффективным,

конкурентоспособным,

творческим,

самостоятельным,

ответственным,

коммуникабельным,

способным решать проблемы личные и коллектива.

На формирование функциональной грамотности оказывают влияние:

Содержание образования (национальные стандарты, учебные программы.)

Формы и методы обучения.

Программы внешкольного, дополнительного образования.

Наличие дружелюбной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами.

Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Пути решения проблемы формирования функциональной грамотности

на уроках математики:

Обновление содержания образовательных и рабочих программ.

Выполнение лабораторных и практических работ.

Использование проектного метода .

Повышение мотивации обучения.

Обновление или создание новых учебников и дидактического материала.

Использование на уроках специальных компетентностно- и практико-ориентированных задач .

Приемы целеполагания

Работа над Понятием

Создание проблемной ситуации

Подводящий диалог

Тестирование в 7-8 классах проводилось в онлайн-формате. Весь тест содержал 16 заданий.

Каждый обучающийся выполнял один вариант теста из 4 вариантов

Обучающимся предлагались не учебные задачи, а практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики.

Требовалось осуществить весь процесс работы над проблемой, а не только часть этого процесса .

Для выполнения заданий требовались знания и умения из разных разделов курса математики основной школы, соответствующие областям математического содержания, выделенным в PISA, и планируемым результатам ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы.

1. На первом уровне (узнавания и понимания) требовалось извлечь (вычитать) информацию из текста и совершить простые умозаключения (несложные выводы) о том, о чем говорится в тексте; обобщить информацию текста.

2. На втором уровне (понимания и применения) необходимо анализировать, интегрировать и интерпретировать сообщения текста; находить в текстах скрытую информацию и предъявлять её в адекватной форме; соотносить изображение и вербальный текст, применять знания о математических явлениях для решения явно поставленных перед обучающимися практических ситуаций.

Типы заданий, с которыми обучающиеся справились хорошо:

1. Находить информацию, заданную в явном виде;

2. Вычленять информацию из графического текста (с выбором ответа);

Типы заданий, вызвавших трудности:

1. Поиск и извлечение информации из текста, содержащего противоречивую или избыточную информацию;

2. Поиск и использование информации в виде множественного ответа;



Для решения заданий третьего уровня (анализа и синтеза)обучающиеся формулировали математическую проблему на основе обобщения (интеграции) информации различного предметного содержания в различном контексте, оценивали полноту и достоверность информации.

Для решения заданий третьего уровня (анализа и синтеза) обучающиеся формулировали математическую проблему на основе обобщения (интеграции) информации различного предметного содержания в различном контексте, оценивали полноту и достоверность информации.

Задания четвертого уровня (оценки (рефлексии) предполагали умение применить полученную информацию для объяснения новой ситуации, для решения практической задачи без привлечения или с привлечением фоновых знаний; сформулировать на основе текста собственную гипотезу; выявить связь между прочитанным и современным миром.

Типы заданий, с которыми обучающиеся справились хорошо: совершать реальные расчеты с извлечением одной или нескольких единиц информации, изложенной в явном виде; 2. Находить площади геометрических фигур.

Типы заданий, вызвавших трудности:

1. Соотнесение явной и неявной информации из текста с личным опытом, использование для практических целей (с целью произведения необходимых расчетов);

2. Умение сопоставить факты и сделать верный вывод, даже при правильном выполнении математических вычислений; 3. Решение задач, относящихся к математической области «Пространство и форма» (Геометрия).





ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТОЛКНУЛИСЬ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ:

1. Ошибки обучающихся при выполнении заданий, в которых требовалось найти информацию, заданную в явном виде, были связаны в первую очередь с неумением внимательно (вдумчиво) читать текст и постоянно обращаться к тексту в поисках ответа на заданный вопрос.

2. Ошибки обучающихся при выполнении заданий, в которых требовалось интегрировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать содержание текста, были связаны с недостаточно сформированными умениями выделять главное, определять тему (проблему) текста; устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации в тексте; письменно высказывать свои оценочные суждения и аргументировать их.

3. Ошибки при выполнении заданий на применение информации заключаются в том, что обучающиеся не умеют применять информацию, представленную в виде графика (таблицы/схемы), для решения учебных и практико-ориентированных задач, которые могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, социальное окружение и др.).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Учителям – предметникам:

• Навыки работы с текстом необходимы на каждом учебном занятии, на уроках любой предметной направленности; (Дети в наше время очень мало читают)

• На уроках и во внеурочной деятельности надо больше работать с графической информацией;

• Обучающимся недостает опыта самостоятельного перевода текстовой информации в графическую.

8 класс

ФИО обучающегося

Вариант

Баллы

Уровень функциональной грамотности

1

Бойко Диана

2

1

1 уровень

2

Воронцов Вадим

2

1

1 уровень

3

Макарова Елизавета

4

5

2 уровень

4

Маркелова Ирина

4

3

2 уровень

5

Романова Софья

2

1

1 уровень

6

Шмелёва Мария

2

1

1 уровень

7 класс

ФИО обучающегося

Вариант

Баллы

Уровень функциональной грамотности

1

Алешков Денис

2

1

1 уровень

2

Зиновьев Даниил

болел

3

Кадринова Яна

1

5

2 уровень







Низкий процент выполнения заданий, связанных с практическим применением информации из

*текста, говорит о том, что обучающиеся не готовы к заданиям, требующим умения выделить существенное и установить то, что знания нужны не для простого запоминания и воспроизведения.

*время проведения тестирования (7 класс писал после обеда и в другой школе; 8 класс -дистанционная форма обучения, не было возможности подготовки к тестированию вместе с учителем предметником, расслабились, устали : конец учебного года)

*скорость сети Интернет ( в населенных пунктах на некоторых улицах Интернет работает с перебоями; приходилось несколько раз заходить по-новому, поэтому не все смогли выполнить задания)

*Содержание некоторых заданий оказалось сложным для понимания обучающимся 7 и 8 классов.