Бойкова Т.А. учитель математики ГБОУ ООШ с. Аксаково
Тема выступления: «Анализ результатов функциональной грамотности по математике в 7-8 классах»
ПРОБЛЕМА:
как сформировать функциональную грамотность обучающихся на уроках
математики
ЦЕЛЬ:
выявить и научно обосновать комплекс педагогических условий
формирования функциональной математической грамотности
ЗАДАЧИ:
показать необходимость развития функциональной математической
грамотности;
выявить пути формирования функциональной математической грамотности;
проанализировать личный опыт работы по данной теме.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся используют знания, умения и навыки, полученные на уроках
математики, в практической деятельности.
Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме,
училище или профильном классе.
Приобретается навык работы со справочной литературой, схемами,
таблицами, диаграммами, различными измерительными инструментами.
Изменяется поведение обучающихся в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным значимым достижения.
В Федеральных государственных стандартах представлен портрет
выпускника основной школы: «Способный применять полученные
знания на практике»
Актуальность темы:
Итоги TIMSS- 2011
По математической подготовке Россия прочно обосновалась в
первой десятке стран.(Принимало участие 50 стран)
Итоги PISA -2012
По математической грамотности Россия занимает 38 место в мире из
65 стран. (468 баллов из 1000)
Итоги PISA -2018
Средний результат российских обучающихся 15-летнего возраста за период с 2000 по 2018 годы:
– повысился на 17 баллов по читательской грамотности и на 20 баллов по математической грамотности;
– практически не изменился по естественнонаучной грамотности.
Россия относится к группе стран (двенадцати из семидесяти девяти), в которых произошли позитивные изменения в двух образовательных областях.
На фоне позитивного тренда за все циклы исследования в период с 2015 по 2018 годы наметилось снижение среднего результата российских обучающихся по читательской грамотности. Изменения в результатах российских обучающихся по математической и естественнонаучной грамотности не являются значимыми и находятся в пределах ошибок измерения.
Лидеры - Шанхай, Сингапур, Гонконг, Корея, Тайвань и Финляндия.
Необходимость формирования функциональной математической грамотности:
современный работник должен быть
эффективным,
конкурентоспособным,
творческим,
самостоятельным,
ответственным,
коммуникабельным,
способным решать проблемы личные и коллектива.
На формирование функциональной грамотности оказывают влияние:
Содержание образования (национальные стандарты, учебные программы.)
Формы и методы обучения.
Программы внешкольного, дополнительного образования.
Наличие дружелюбной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами.
Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Пути решения проблемы формирования функциональной грамотности
на уроках математики:
Обновление содержания образовательных и рабочих программ.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Использование проектного метода .
Повышение мотивации обучения.
Обновление или создание новых учебников и дидактического материала.
Использование на уроках специальных компетентностно- и практико-ориентированных задач .
Приемы целеполагания
Работа над Понятием
Создание проблемной ситуации
Подводящий диалог
Тестирование в 7-8 классах проводилось в онлайн-формате. Весь тест содержал 16 заданий.
Каждый обучающийся выполнял один вариант теста из 4 вариантов
Обучающимся предлагались не учебные задачи, а практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики.
Требовалось осуществить весь процесс работы над проблемой, а не только часть этого процесса .
Для выполнения заданий требовались знания и умения из разных разделов курса математики основной школы, соответствующие областям математического содержания, выделенным в PISA, и планируемым результатам ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы.
1. На первом уровне (узнавания и понимания) требовалось извлечь (вычитать) информацию из текста и совершить простые умозаключения (несложные выводы) о том, о чем говорится в тексте; обобщить информацию текста.
2. На втором уровне (понимания и применения) необходимо анализировать, интегрировать и интерпретировать сообщения текста; находить в текстах скрытую информацию и предъявлять её в адекватной форме; соотносить изображение и вербальный текст, применять знания о математических явлениях для решения явно поставленных перед обучающимися практических ситуаций.
Типы заданий, с которыми обучающиеся справились хорошо:
1. Находить информацию, заданную в явном виде;
2. Вычленять информацию из графического текста (с выбором ответа);
Типы заданий, вызвавших трудности:
1. Поиск и извлечение информации из текста, содержащего противоречивую или избыточную информацию;
2. Поиск и использование информации в виде множественного ответа;
Для решения заданий третьего уровня (анализа и синтеза)обучающиеся формулировали математическую проблему на основе обобщения (интеграции) информации различного предметного содержания в различном контексте, оценивали полноту и достоверность информации.
Для решения заданий третьего уровня (анализа и синтеза) обучающиеся формулировали математическую проблему на основе обобщения (интеграции) информации различного предметного содержания в различном контексте, оценивали полноту и достоверность информации.
Задания четвертого уровня (оценки (рефлексии) предполагали умение применить полученную информацию для объяснения новой ситуации, для решения практической задачи без привлечения или с привлечением фоновых знаний; сформулировать на основе текста собственную гипотезу; выявить связь между прочитанным и современным миром.
Типы заданий, с которыми обучающиеся справились хорошо: совершать реальные расчеты с извлечением одной или нескольких единиц информации, изложенной в явном виде; 2. Находить площади геометрических фигур.
Типы заданий, вызвавших трудности:
1. Соотнесение явной и неявной информации из текста с личным опытом, использование для практических целей (с целью произведения необходимых расчетов);
2. Умение сопоставить факты и сделать верный вывод, даже при правильном выполнении математических вычислений; 3. Решение задач, относящихся к математической области «Пространство и форма» (Геометрия).
ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТОЛКНУЛИСЬ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ:
1. Ошибки обучающихся при выполнении заданий, в которых требовалось найти информацию, заданную в явном виде, были связаны в первую очередь с неумением внимательно (вдумчиво) читать текст и постоянно обращаться к тексту в поисках ответа на заданный вопрос.
2. Ошибки обучающихся при выполнении заданий, в которых требовалось интегрировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать содержание текста, были связаны с недостаточно сформированными умениями выделять главное, определять тему (проблему) текста; устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации в тексте; письменно высказывать свои оценочные суждения и аргументировать их.
3. Ошибки при выполнении заданий на применение информации заключаются в том, что обучающиеся не умеют применять информацию, представленную в виде графика (таблицы/схемы), для решения учебных и практико-ориентированных задач, которые могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, социальное окружение и др.).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Учителям – предметникам:
• Навыки работы с текстом необходимы на каждом учебном занятии, на уроках любой предметной направленности; (Дети в наше время очень мало читают)
• На уроках и во внеурочной деятельности надо больше работать с графической информацией;
• Обучающимся недостает опыта самостоятельного перевода текстовой информации в графическую.
8 класс
№ | ФИО обучающегося | Вариант | Баллы | Уровень функциональной грамотности |
1 | Бойко Диана | 2 | 1 | 1 уровень |
2 | Воронцов Вадим | 2 | 1 | 1 уровень |
3 | Макарова Елизавета | 4 | 5 | 2 уровень |
4 | Маркелова Ирина | 4 | 3 | 2 уровень |
5 | Романова Софья | 2 | 1 | 1 уровень |
6 | Шмелёва Мария | 2 | 1 | 1 уровень |
7 класс
№ | ФИО обучающегося | Вариант | Баллы | Уровень функциональной грамотности |
1 | Алешков Денис | 2 | 1 | 1 уровень |
2 | Зиновьев Даниил | болел |
3 | Кадринова Яна | 1 | 5 | 2 уровень |
Низкий процент выполнения заданий, связанных с практическим применением информации из
*текста, говорит о том, что обучающиеся не готовы к заданиям, требующим умения выделить существенное и установить то, что знания нужны не для простого запоминания и воспроизведения.
*время проведения тестирования (7 класс писал после обеда и в другой школе; 8 класс -дистанционная форма обучения, не было возможности подготовки к тестированию вместе с учителем предметником, расслабились, устали : конец учебного года)
*скорость сети Интернет ( в населенных пунктах на некоторых улицах Интернет работает с перебоями; приходилось несколько раз заходить по-новому, поэтому не все смогли выполнить задания)
*Содержание некоторых заданий оказалось сложным для понимания обучающимся 7 и 8 классов.