АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
в Демидовском муниципальном районе Смоленской области за 2016 год.
Муниципальный этап Всероссийской математической олимпиады школьников состоялся 12ноября 2016 года. Олимпиада проводилась в МБОУ СШ №1 г. Демидова.
Олимпиада – это соревнование, где несколько предложенных задач нужно решить за определённое время. Муниципальный этап олимпиады направлен не только на популяризацию математики и математических знаний. Усиливается стимулирующая роль олимпиады, когда у ее участника появляется возможность сравнения своих математических способностей не только с учащимися своей школы.
Набор задач должен учитывать возможности и интересы участников; быть достаточно трудным, чтобы выявить победителей и в тоже время доступным для выполнения и разнообразным, чтобы удовольствие и пользу получило большинство участников.
Помимо выявления победителей, важной целью олимпиады должно быть развитие интереса к математике.
В олимпиаде по математике приняли участие 11 учащихся из МБОУ СШ №1г.Демидова, МБОУ СШ №2г.Демидова, МБОУ Пржевальская СШ, МБОУ Заборьевская СШ Демидовского района Смоленской области.
В районной олимпиаде по математике приняли участие 4 учащихся из 7 класса. Двое учащихся преодолели 25% барьер выполнения заданий.Двое не смогли справиться с задачами, поставленными перед ними на муниципальном уровне.
С первым заданием (задание на делимость чисел) один учащийся справился, но имелись небольшие недочеты, не влияющие на правильность. Другой учащийся получил 4 балла из 7, т.к. решение содержало неполное обоснование. Двое учащихся с первым заданием не справились. Со вторым заданием (доказать, что число целое) учащиеся не справились. С третьим заданием (задача с числами. Определить какое число стоит на 2016-м месте) трое учащихся не справились. Один учащийся решил на 4 балла из 7.С заданием №4 (геометрическая задача) двое учащихся справились верно.С заданием №5 (игровая задача) учащиеся не справились.
Из 8 классов принимали участие 3 учащихся. С первым заданием (доказать неравенство) справился один учащийся. С заданием № 2(текстовая задача на составление системы неравенств) учащиеся не справились. С заданием №3 (задача классическая, логического характера) учащиеся не справились. С заданием №4 (геометрическая задача) учащиеся не справились. С пятым заданием (задача логического характера) один учащиеся выполнил на 2 балла, остальные учащиеся восьмого класса не справились.
Из 9 классов принимали участие 2 учащихся. С первым заданием (задание на доказательство от противного) учащиеся не справились.Со вторым заданием (квадратный трехчлен, делимость, задание на доказательство) учащиеся не справились.С заданием №3 (доказать неравенство) один учащийся справился на 2 балла, другой на 4 балла из 7. С заданием №4 (геометрическая задача) учащиеся не справились. С заданием №5 (доказать неравенство) учащиеся не справились.
Учащиеся 10 класса (принимали участие 2 учащихся). С первым заданием (геометрическая задача) один учащийся справился на 3 балла из 7, другой с заданием не справился. С заданием №2 (задание на составление и решение системы уравнений) учащиеся справились на 7 баллов.С заданием №3 (задание на нахождение двухзначных чисел) один учащийся справился на 2 балла, другой на 4 балла из 7. С заданием №4 (доказать неравенство один учащийся справился на 2 балла из 7, другой с заданием не справился). С заданием №5 (задание на нахождение натурального числа, обладающего свойствами) один учащийся выполнил на 1 балл из7, другой с заданием не справился.
Тексты заданий интересные, носят творческий характер, имеют различную сложность.
Все задания олимпиады рассчитаны на высокий, углубленный уровень математической подготовки участников олимпиады. Результаты работ показали, что в рамках изучения математики на базовом уровне и даже на профильном уровне, многие задачи для учащихся оказались слишком трудными. Часть заданий были бы посильны, если заниматься на факультативных занятиях.
Итоги олимпиады:
Призерами муниципального этапа олимпиады по математике стали: учащаяся 10 класса МБОУ СШ №2 Шляхтова Ольга Валерьевна, набравшая 15 баллов из возможных 35, учитель Зацаренко Павел Борисович; учащийся 7 класса МБОУ СШ №1 Новиков Данила Юрьевич, набравший 13 баллов, учитель Аксенов Анатолий Иванович; учащаяся 10 класса МБОУ СШ №1Кашпырева Алена Борисовна, набравшая 11баллов,учитель Ильинская Алла Яковлевна и учащийся 7 класса МБОУ СШ №2 Няненков Сергей Александрович, набравший 11 баллов, учитель Зацаренко Павел Борисович.
Руководитель РМО учителей математики Г.Т. Свистунова
. Если это так, почему же? Учащиеся 8 классов общеобразовательных школ не справились с большей частью предложенных заданий; среди учащихся 9 классов половина участников набрала 0-6 баллов; среди учащихся 10 классов 64% – 1-4 балла.
Хотя ответ здесь прост:
Среди учащихся 7 классов (всего 9 человек) - 22% школьники городских школ; среди учащихся 8 классов (всего8 человек)- 62,5% школьники городских школ.
Среди учащихся 9 классов (всего 8 человек) было 5 человек изСОШ№1 и СОШ№2, что составляет 62,5% от общего количества; среди учащихся 10 классов (всего 11 человек) из городских школ- 54,5% участников от общего количества.
Среди учащихся 11 классов (всего 8 человек) было 5 человек из СОШ№1 и СОШ№2, что составило 75% от общего количества участников.
Значительная часть задач с далеко нестандартной формулировкой. Для поиска ответа и доказательства нужны не столько школьные знания, сколько умение логично рассуждать, перевести необычное условие на подходящий математический язык.
Я считаю, что 2-3 задачи должны быть доступны большинству учащихся. Это могут быть задачи продвинутого уровня, аналогичные задачам (последним) из контрольных работ, которые доступны отдельным учащимся, а также и не изучаемые в школе, но которые должно решить большинство участников олимпиады. Это необходимо, так как участник, не решивший ни одной задачи, теряет уверенность в своих силах, а ещё хуже, интерес к математике.
Среди участников олимпиады половина не справились с заданиями. Последние задания в тексте олимпиады должны быть трудными, их должны решить единицы. Наибольших успехов в олимпиадах добиваются учащиеся с нестандартным, творческим мышлением, высокими математическими способностями.
Задания муниципального тура олимпиады содержали 5 задач для учеников 8-11 классов и для 7 класса 3 задачи из 8 класса (что не позволило добиться хоть каких то успехов в их решении)
Решение каждой задачи оценивалось целым числом баллов от 0 до 10. Максимальное количество баллов, которое мог получить участник, равно 50.
Результаты участников олимпиады не очень радуют. Если победитель и призёры среди учащихся 11 классов набирают от 36 до 18 баллов, то учащиеся 10 классов – от 20(победитель) до 14 баллов (призёры), учащиеся 9 классов от 18 баллов (победитель) до 12балла (призёры), учащиеся 8 классов от 16 -14баллов (призеры).
Таким образом, итоги олимпиады следующие:
7классы:
полностью с заданиями не справились.
8 класс:
1задание – 0 баллов у всех участников;
со 2-м заданием на 100% (10 баллов) не справился ни кто, 1 человек - частично (4б)12,5%;
с 3 заданием – частично 3 человека 37,5%;
4 задание на 100% (10 баллов) выполнил 1 человек – 12,5%, частично 2 человека -25%;
5 задание частично выполнили 3 человека – 37,5%.
9 классы:
с 1-м заданием частично (2-6 б.) – 6 человек, что составляет 75%, а 2человека не справились;
со 2-м заданием на 100% - 1 человека (12,5%), 4-6 баллов - 2 человека (25%);
с 3-м заданием 4 баллов – 2 человека – 25%.
4 задание: 4 балла – 1 человек, то есть практически это задание смог выполнить 1 человек.
5 задание: 4-8 баллов 3 человека 37,5%.
10 классы:
1 задание 2-8 баллов 4 человека 36,4%
2 задание – 1человек (10 баллов) – 9%, 2-8 баллов 4 человека 36,4%
с 3 заданием не справились все учащиеся
5 и 4 задания выполнили по 5 человек 45%
11 класс, первый тур:
С 1 задачей справились половина выпускников
2 задание решили 7 человека (87,5%),
3 задание частично 8 баллов – 1 человек (12,5%)
с 4заданием 2-10 баллов 6 учащихся (75%)
с 5 заданием ребята не справились.
Наибольшее затруднение у всех возрастных групп учащихся вызвала геометрическая задача. Большие затруднения вызвали у учащихся задачи на доказательства свойств заданной группы чисел. Учащиеся 7-8 классов не знакомы с решением задач в целых числах, решением задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции в геометрических задачах, недостаточно хорошо отработаны навыки решения системы неравенств у учащихся 9-10 классов . Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике позволил сделать следующие выводы: участники олимпиады из СОШ№1, СОШ№2, Русско-Паевской СОШ, Новлейской и Кочетовской СОШ продемонстрировали достаточно высокий уровень выполнения работы.
Вместе с тем, большинство ребят испытывали трудности в самостоятельном применении знаний в незнакомой, нестандартной ситуации, неумение строить алгоритм решения поставленной задачи.
Не до конца развиты некоторые виды памяти (например, оперативная и долгосрочная), от уровня развитости которых во многом зависит успешность выполнения заданий, в частности при решении геометрических задач.
У учащихся не в полной мере сформированы и развиты обще учебные умения и навыки (анализ, синтез, обобщение и т.д.)
При решении геометрических задач для участников было сложно сделать анализ данных и геометрические построения, вследствие чего был осложнен поиск идеи решения задачи.
Учителям СОШ по мере возможностей надо активизировать использование в урочной деятельности заданий занимательной формы и заданий, направленных на развитие логического мышления учащихся.
Я считаю, просто необходимо включить в «Учебный план» школы достаточное количество факультативных занятий по предметам, на которых можно подготовить одаренных детей для участия в олимпиадах.