Анализ урока биологии в 8 классе по теме «Пищеварение».
Учитель биологии МКОУ ХМР «СОШ д.Согом» Кожевникова М.М.
Урок обобщения и закрепления знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная с применением игровых технологий и технологии проблемного обучения.
Цель урока: Обобщить знания об организме как едином целом.
Задачи урока:
-образовательные – закрепить знания основных понятий темы, развивать умения и навыки.
- задачи развития умений - Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.
- задачи развития навыков на уроке – развивать навыки положительного отношения к своему здоровью.
Урок проходил в форме урока-игры.
На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования, чтобы максимально активизировать обучение (для визуального восприятия материала, осуществления взаимопроверки), но при этом большое внимание уделялось живому слову учителя.
На уроке соблюдались все этапы, характерные для данного типа урока, рационально использовалось время каждого этапа. Каждый этап имел свою задачу.
Задача организационного этапа – быстро включить класс в деловой ритм, психологически настроить на урок, привлечь внимание учащихся. Данный момент был кратковременным, так как с первых минут урока установилось взаимопонимание, доброжелательное отношение между детьми и мною.
Урок был начат с загадки, отгадав загадку, дети сформулировали тему урока, т.о. получилось своеобразная проблемная ситуация, повышающая мотивацию к изучению темы.
В начале урока дети повторили основные понятия темы, такие как питание, пищеварение, питательные вещества, а затем уже приступили к игровым моментам.
В течение всего урока старалась как можно больше привлечь ребят к деятельности, использовала активные формы обучения, использовались игровые моменты, так как учебная игра выполняет сразу несколько функций: оказывает воздействие на личность обучающегося, развивает его мышление, расширяет кругозор, учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи, мотивирует и стимулирует познавательную деятельность обучающихся, способствует развитию познавательного интереса.
Так, детям была предложена игра «Продолжи сказку», дети должны были выявить последствия у принцессы неправильного питания, а также сформулировать правила питания для сохранения здоровья.
Также была проведена игра «Исследователь», учащимся предлагалось соотнести карточки с надписями с органами пищеварительной системы, по окончании работы была проведена самопроверка в соответствии с информацией на доске.
Игра «Один лишний», ребятам предлагались ряды слов, необходимо было найти одно лишнее слово и объяснить свой выбор.
Также были проведены игры «Я начну, а ты закончи». Детям зачитывались утверждения, которые они должны были закончить, анаграммы, когда учащиеся из букв составляли слова, в каждой группе слов они должны были найти лишнее слово и объяснить свой выбор, «Буквенные ряды» - в ряду букв найти слова по теме «Пищеварение».
Также детям были предложены проблемные вопросы. Использование на уроке проблемных вопросов позволило применить такие педагогические приемы как поиск способов разрешения противоречий, изложения разных точек зрения на один и тот же вопроси с разных позиций. Это побуждает учащихся делать сравнения, обобщения выводы.
Домашнее задание у детей было не совсем обычное – им нужно было разгадать кроссворд.
В ходе урока не забывались требования по сохранению здоровья детей, с детьми проведена физминутка, а также самомассаж кистей рук.
Таким образом, в течение всего урока происходила работа над формированием аналитических навыков учащихся, что предполагается технологией критического мышления, развивающего обучения. Каждый обучающийся работал в зоне своего ближайшего развития.
Содержание урока соответствовало принципам дидактики: доступность, системность, последовательность, связь с жизнью, наглядность. Стремилась выдержать системную структуру урока.
На уроке царила атмосфера сотрудничества.
Считаю работу обучающихся в течение урока в целом успешной, а поставленные цели достигнутыми.