Анализ волшебной сказки
План
Есть ли в этих сказках присказки? Если есть то, какую роль она играет в сказке?
Укажите события – завязку действия, кульминацию, развязку. Выделите конфликт.
Охарактеризуйте систему персонажей. Как они описаны?
Как в сказке описаны время и место действия?
Есть ли в сказке – волшебный – мир? Чем он отличается?
Дайте подробную характеристику главного героя, которая раскрывается через его речь, поступки.
Дайте аналогичную подробную характеристику врагов и помощников героя.
Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?
Пример выполнения анализа сказки «Сивка-бурка».
«Сивка-бурка» - русская народная сказка, вид – волшебная сказка. Присказки здесь нет. В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, несмотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.
В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез – и стал таким молодцом .. »)
Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
Кульминацией в сказке «Сивка-бурка» служит тот эпизод, когда Иван три раза подзывает коня Сивку-бурку и три раза приезжает во дворец на праздник к царю. Иван трижды пытается прыгнуть в окно царевны, и только в третий раз ему удается сорвать кольцо царевны с пальца. Развязкой сказки считается эпизод с царевной, когда она подает мед к столу и видит Ивана-дурака, сидящего в лохмотьях и с перевязанной рукой. Она просит его снять повязку. Иван показывает кольцо царевны, и она ведет Ивана к отцу.
Герои русской народной сказки «Сивка-бурка».
Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями.
Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения.
Отец братьев, старый крестьянин.
Царь, просто царь.
Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана.
Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.
В сказке «Сивка-бурка» есть волшебный – мир. Этот волшебный мир отмечен во внешности Сивки-бурки. Кроме того, что конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая», во время бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет», то есть он откровенно огненного происхождения.
Характеристика главных героев:
Иван – сын зажиточного крестьянина (судя по наличию в хозяйстве нескольких коней); младший из трех братьев, которого все считают дураком, но оказывается не все так просто. Что у парня большое доброе сердце, и он далеко не робкого десятка – это видно уже в самом начале данного литературного произведения (с почтением относится к отцу и идет ночью на его могилу, либо на поле стеречь вора). Когда же чудесным образом при помощи Сивки-бурки он превращается в статного удалого молодца – становится просто идеальным;
Сивка-бурка – прекрасный волшебный конь;
Несравненная Красота – самый загадочный персонаж. С одной стороны, понятны ее намерения выбрать мужа среди наиболее изобретательных, ловких и смелых мужчин – здоровые и, скорее всего, умные дети, но с другой стороны – поцеловать первого встречного, как-то не принято было делать так раньше на Руси, и здесь, очевидно, просто воплотилась недостижимая, в обычной жизни, мечта простого человека о родственных связях с царственными особами.
Сказка начинается не традиционным зачином («Жили-был старик, и было у него три сына»). Волшебный помощник: Сивка-бурка – помогает достижению цели («Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»).
Присутствует закон троекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»).
Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный. Устойчивые выражения, характерны для сказки («ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать»), постоянные эпитеты украшают язык сказки («молодецким посвистом», «добрый молодец»).
Вывод. (Чему же нас учит эта сказка?). Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.