Анализ воспитательной работы
за 2022-2023 учебный год
Группа «Альфа»
В начале года сформирована группа из разновозрастных детей 13 -15 лет. В новом учебном году списочный состав группы «Альфа» составил – 17 человек, 2 из них приходящих. В этом году группа обновилась на 50%. Все новенькие пришли из группы «Бусинки».
В группе еще не устойчивые и разрозненные отношения, т.к. группа обновляется каждый год. Детям еще предстоит привыкнуть к новому коллективу, к нормам и правилам в группе. Не все дети умеют следить за своим внешним видом, соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Дети не могут сосредоточить свое внимание на каком-либо виде деятельности на длительное время. Наблюдается очень частая смена настроения. При планировании воспитательной работы учитывались результаты диагностики и ближайшее соц.окружение воспитанников. Исходя из этого были поставлены следующие воспитательные задачи:
-формировать навыки общения в коллективной деятельности школьников как основы новой социальной ситуации развития;
- знакомить с нормами поведения в типичных ситуациях;
-воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;
- учить чётко и своевременно выполнять обязанности и поручения;
- помочь овладеть навыками культурного поведения;
- знакомить детей с культурой поведения в коллективе, учить различать хорошие и плохие поступки;
- воспитывать положительное отношение к учёбе, вызывать интерес к учению;
- воспитывать потребности в физических упражнениях;
-формировать основные навыки самообслуживания;
-формировать навыки трудовой коллективной деятельности;
- направить все усилия на развитие способности воображать, размышлять, развивать все виды речи, эмоций и чувств;
- знакомить детей с общественной жизнью школы, посёлка, страны, способствовать формированию реального представления о жизни;
- воспитывать бережное отношение к личному и школьному имуществу, своему здоровью и здоровью товарищей, способствовать развитию санитарно-гигиенических навыков;
- знакомить с истоками национальной и духовной культуры;
- знакомство с основами правового поведения;
- знакомить с историей страны, воспитывать уважительное отношение к ней;
- развивать механизмы творческого восприятия, мышления.
В 2022 - 2023 учебном году работа воспитателя проводилась по следующим направлениям:
Личностное развитие и основы социализации.
Охрана здоровья. Физическое развитие.
Трудовое воспитание.
Основы гражданского и патриотического воспитания.
Духовно - нравственное воспитание
Творческое развитие.
При подборе материала к занятиям учитывались особенности среднего школьного возраста.
Работа воспитателя была направлена на разностороннее развитие личности воспитанников, обеспечение физического, духовно- нравственного, гражданского, эстетического, трудового воспитания и содержит материалы, помогающие достигнуть воспитаннику того уровня умений и навыков, который необходим воспитанникам для нормальной адаптации в социуме.
При планировании воспитательного процесса учитывался возраст детей, поэтому воспитательные занятия преимущественно были в виде викторин, игр, в форме беседы. В воспитательных занятиях часто использовалась различная наглядность, видеоуроки, что помогало детям легче усваивать материал. Больше всего ребятам нравились занятия, проводимые в форме игр, с обыгрыванием сюжетов, использованием сюрпризного момента. Продолжительность воспитательных занятий 20-30 минут, в каждом проводилась игровая физкультминутка.
Из всех видов деятельности дети предпочитают игру, спортивные мероприятия, общение и творчество. Занятия по направлению творческого и физического развития нравились детям больше всего и стали самыми результативными. Дети с удовольствием изготавливали поделки и подарки на различные праздники: "День учителя", «Рождество», «8 Марта», «23 Февраля» и др. Дети активно посещали спортивные секции и кружки под руководством своих воспитателей. Алексей С., Кирилл П., Вадим Г., Матвей Б., Дима Л., Кирилл Ф., Егор К. посещали секцию «Футбол» под руководством Згирского В.Н. Секцию настольного тенниса под руководством Саляховой Е.В. посещали Вадим Г., Кирилл Ф., Секцию по вольной борьбе под руководством руководителя Овчаров С.А., посещели Кирилл П., Егор К. Ребята участвовали в различных соревнованиях и конкурсах.
Занятия по направлению личностного развития нередко проводились в виде игровых ситуаций, где детям предлагалось высказать свое мнение на ту или иную проблему. Обучение воспитанников с элементарными правилами поведения в коллективе, в школе, дома, в обществе, общения со взрослыми, сверстниками, развитие положительных качеств личности, представилось возможным с помощью занятий: «Как вести себя в школе», «Давай говорить друг другу комплименты», «Волшебные слова» и т.д.
Еженедельно проводились занятия по охране жизнедеятельности учащихся. Привитию санитарно-гигиенических навыков, воспитанию бережного отношения к своему здоровью и здоровью близких, закрепление правил поведения на улице, дороге, на воде, льду, в доме помогали беседы и тематические занятия. Дети с удовольствием разбирали, анализировали разные ситуации, произошедшие с другими детьми и свои собственные, воспитанники находили ошибки в поведении друг друга в этих ситуациях, пытались давать советы.
За прошедший год в результате проводимых мероприятий по профилактике ПДД учащиеся группы не стали участниками дорожно-транспортных происшествий, что говорит о том, что проводимая работа дает положительный результат.
Занятия по направлению трудового воспитания чаще проводились в форме практикума. Дети учились самостоятельно ухаживать за обувью, одеждой, комнатными цветами, на практике осваивать трудовые навыки. Воспитанию бережного отношения к личному и школьному имуществу способствовали совместные уборки территории участка, клумбы, группы, интерната, ремонт книг и т.д.
Привитию патриотических чувств, любви к «малой» и «большой» Родине помогли занятия на темы: «Мир вокруг нас», «Наша страна Россия», «Дом в котором я живу» и т.д.
Дети посетили все открытые общешкольные мероприятия. Во многих мероприятиях принимали участие: «Золотая осень», «День библиотеки», конкурс инсценировки «Мы тянули репку», «Масленица», рисовали стенгазеты; к Дню учителя, Золотая Осень, Новый год, 23 Февраля, «Все профессии нужны, все профессии важны», читали стихи, пели песни в конкурсе; «Смотр песни на 23 февраля», « Песни про доброту» рисовали рисунки на районный конкур; «День космонавтики», «Сагаалган», «Счастья жить»», фотоконкурс « Я и спорт».
Анализируя организацию воспитательного процесса в группе, считаю, что все поставленные цели на данном этапе достигнуты на удовлетворительном уровне. В течение учебного года велась работа по формированию положительных взаимоотношений между ребятами в группе, доброжелательности, чувства коллективизма. К концу года прослеживается небольшая динамика в указанных направлениях. На конец года в группе сложились доброжелательные, дружеские отношения.
Таким образом, вся воспитательная работа строилась и велась в соответствии с особенностями воспитанников. Во всех направлениях достигнуты определенные выше результаты, но все же необходимо далее продолжать работу по выбранным направлениям.