«Карты- анаморфозы и применение их на уроках географии » ( мастер класс)
Абдрахманова Гузель Ильдаровна, учитель географии МБОУ “Большековалинская ООШ Высокогорского муниципального района РТ”
Цель мастер класса:
1.Узнать, что такое анаморфированная карта;
2. Рассмотреть различные анаморфированные карты;
3. Научиться анализировать и отбирать необходимую информацию с представленных для анализа анаморфированных карт.
4. Сравнить анаморфированную карту с классической.
В географии есть такой хороший, но достаточно трудоемкий метод для анализа пространственных данных - анаморфированные карты.
- Карты-анаморфозы — это специальные карты, которые созданы путем преобразования классической карты на основании разницы в показателях между регионами. Если мы рассматриваем государства и относящиеся к ним показатели на политической карте мира, то размер стран на ней будет искажен настолько, чтобы соответствовать заданному показателю. Если составить демографическую карту-анаморфозу по численности населения, то самыми большими государствами по площади будут Китай и Индия, а вот Россия, которая в действительности имеет самую большую площадь, сожмется до размеров узкой полоски, так как количество людей, живущих в нашей стране, почти в 10 раз меньше чем в Поднебесной.
Цвет каждой территории на всех картах постоянный. К примеру, Китай везде окрашен в ярко-зелёный цвет, Индия — в оранжевый, Япония — в фиолетовый, США — в синий, страны Западной Европы — в разных оттенках лилового, территории Восточной Европы — в оттенках синего цвета, Россия — светло-зелёного цвета. Самая пёстрая гамма цветов у стран Африки: от бледно-жёлтых до тёмно-красных и коричневых, страны и острова Океании почти в одинаковых бледно-жёлтых «одеждах ».
Страны мира по численности населения
ЗАДАНИЯ:
Проанализируйте карты, и напишите напротив каждой карты страны-лидеры по тому или иному критерию, который вы рассматривали.
Выделите в конце работы, страны, которые повторяются. Сравните показатели этих стран. Чем они отличаются? На какие три группы можно разделить данные государства?
Страны мира по численности населения
Выделите 5-6 стран лидеров по численности населения
Уровень объёма ВВП
Выделите 5-6 стран лидеров по показателям ВВП
Качество жизни (жизнь на 100-200 $ в день)
Выделите 5-6 стран лидеров по показателю качества жизни
Качество жизни (жизнь менее чем на 2 $ в день)
Назовите страны, которые отличаются самым низким качеством жизни населения.
Использование детского труда
Назовите страны, в которых используется детский труд
Детская смертность
Назовите страны, в которых высокие показатели детской смертности
Страны-лидеры:
США, Япония, Франция, ФРГ, Великобритания, Италия.
Страны-аутсайдеры:
Пакистан, Нигерия, Эфиопия, ДР Конго, Бангладеш, Кения.
Страны, которые можно отнести к обеим группам:
Китай, Индия.
Вывод: Страны-лидеры относятся к группе стран «Большой семёрки» высокоразвитых стран мира. Страны-аутсайдеры – это наименее развитые страны мира с низкими экономическими и социальными показателями. Страны, которые по анализируемым показателям можно отнести к обеим группам , это «ключевые страны» развивающегося мира. В этих странах достаточно высокие экономические показатели, но социальные пока отстают от развитого мира.
Карта – анаморфоза численности населения Росии
Задание: По ароморфированной карте России «Средний возраст», определить 3-4 субъектов России , с низким показателем возраста населения, и 3-4 субъектов с высоким показателем. Объяснить причины того или иного выбора.
«Молодые субъекты России:
Республики Чечня, Ингушетия, Тыва, Алтай, Дагестан.
Субъекты со средним показателем:
Субъекты Сибири, Дальнего Востока , Краснодарский и Ставропольский край .
Самы « пожилые субъекты» России:
Области центральной России, Поволжия, Северной и Северо-Западной Росии.
« Называем причины и делаем выводы»
«Карта-анаморфоза - это способ увидеть мир другими глазами»
Спасибо за работу!