СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анималистика в живописи и литературе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа основывается на использовании материала об истории анималистики, начиная   с первобытного искусства и до наших дней. Прослеживается эволюция изображения образов животных и отношения к ним человека: источник пищи – спутник, друг. От простой статичности образов до передачи индивидуальных характеров животных, психологической и эмоционально-лирической трактовки животного, которое становится объектом заботы человека. Используемый  программе материал способствует формированию гуманного отношения к братьям меньшим. Это и поэтические тексты, и образцы живописи, и публицистика. Они также призваны оказать огромное эмоциональное воздействие на учащегося, осуществить межпредметные связи и освоить социокультурный компонент программы. Навыки, приобретенные в ходе бесед, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

Просмотр содержимого документа
«Анималистика в живописи и литературе.»







Авторская программа внеурочной деятельности по литературе

в рамках использования ФГОС в 7-8 классах общеобразовательных учреждений.

Анималистика в живописи и литературе. 33 часа.









Составила:

Угинчене Л.Н., учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 4 г. Черняховска Калининградской области.



Пояснительная записка.

Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов. Литература под редакцией В. Я. Коровиной. М. Просвещение, 2009.

Всего за год – 33 ч.. в неделю – 1 ч.

При создании программы использовалась блочно-модульная технология, которая поможет развивать общеучебные умения и навыки:

- навык внимательного чтения;

- умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;

- исследовательские умения;

- умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, вести полемику;

- умение составлять жизненный проект.

Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими общеобразовательными технологиями, что дает возможность развивать творческие способности учащихся. В качестве завершающего творческого задания после изучения модулей используются технологии проектов, презентаций.

Данная технология помогает осуществить дифференцированный подход в обучении, использовать различные виды деятельности (индивидуальный, в парах, в группах), повышать мотивацию в изучении литературы, более успешно усваивать материал, предлагаемый Государственным стандартом.

Программа основывается на использовании материала об истории анималистики, начиная с первобытного искусства и до наших дней. Прослеживается эволюция изображения образов животных и отношения к ним человека: источник пищи – спутник, друг. От простой статичности образов до передачи индивидуальных характеров животных, психологической и эмоционально-лирической трактовки животного, которое становится объектом заботы человека. Используемый программе материал способствует формированию гуманного отношения к братьям меньшим. Это и поэтические тексты, и образцы живописи, и публицистика. Они также призваны оказать огромное эмоциональное воздействие на учащегося, осуществить межпредметные связи и освоить социокультурный компонент программы. Навыки, приобретенные в ходе бесед, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

Цели программы:

- воспитание духовно развитой личности, способной к сознательной деятельности в современном мире;

- формирование гражданской позиции, чувства уважения к мировому искусству и искусству своего народа;

- проследить эволюцию изменения образов животных в искусстве;

- помочь постичь мир животных до понимания того, что животные – часть жизни человека;

- воспитание лучших качеств человеческой личности через различные формы общения человека с животным: через живопись, литературу, непосредственное общение.

Задачи:

- знакомство с общенаучными методами познания и формирование навыков исследовательской деятельности;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование литературной и культуроведческой компетенции;

- развитие самостоятельного творческого мышления.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемное изложение;

- частично поисковый;

- исследовательский.

Формы и приемы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.


Основные виды занятий:

практическое занятие, обсуждения, анализ картин, беседы, анализ произведений.

Важным компонентом учебной деятельности является измерение и оценка результатов обучения.

Ожидаемые результаты усвоения данной программы:

- овладение первичными навыками исследовательской работы;

- формирование навыков в написании творческих работ в жанре эссе, рассуждений, рассказов, стихов, сказок в соответствии с требованиями Программы по литературе;

- использование полученных навыков на уроках литературы и русского языка.

Оценка знаний, умений, навыков.

В ходе обучения осуществляется проверка, которая обеспечивает обратную связь учителя и ученика. Оценка результатов производится в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений, письменных работ учащихся.

Промежуточный контроль:

- оценка устных высказываний;

- анализ таблиц, текстов, опорных схем;

- редактирование письменных работ.

Итоговый контроль:

- тематическое тестирование;

- проверка письменных работ, презентаций;

- оценка сообщений на итоговых занятиях.






Содержание программы внеурочной деятельности по литературе в 7 классах общеобразовательных учреждений.

«Анималистика в живописи и литературе».


Всего - 33 часа.

Модуль 1. «Изображение животных в первобытном искусстве» - 6 ч.


- Происхождение первобытного искусства.


- Эволюция изображения животных в первобытном искусстве. Палеолит. Мезолит.


- Неолит. Бронзовый век.


Модуль 2. «Что такое анималистика» - 7 часов.


- Животные в анималистическом искусстве Древней Греции.


- Анималистика в живописи Возрождения (Веласкес, Ван Дейк, Тициан).


- Образы домашних животных в станковых композициях.


- Васнецов. Животные в иллюстрациях к народным сказкам.


- В. Серов. Иллюстрации к басням Крылова. Передача индивидуальных характеров животных. Психологическая и эмоционально-лирическая трактовка животного.


Модуль 3. «Животные – объект заботы человека» - 11 ч.




- Е. Чарушин. Рассказы о животных и рисунки звериных детенышей.


- К. Паустовский «Заячьи лапы». Гуманизм произведений о животных.


- Л. Андреев «Кусака». Истинное и мнимое милосердие.


- Мир животных в поэзии А. Самусевич.


- А. Усачев. «Есть где-то Кошачья Планета», О. Воздвиженская «Осенние отрывки».


- И. В. Гёте «Удостоенные животные», Ш. Бодлер «Кошки», Х. Борхес «Кот».


Модуль 4. «Современные художники-анималисты» - 3 часа.


- Л. Дюка. Арт-работы. Кошки в искусстве.


- М. Ефремова. Биография. Животные в изображении художницы.


- Коллаж кошек. Высказывания знаменитых людей о кошках. Толкование смысла высказываний.


Модуль 5. «Научно-популярная литература янтарного края о животных» - 6 ч.


- Калининградский зоопарк.


- Куршская коса.















Календарный учебный план.


Тема занятия


Виды учебной деятельности

Образовательный продукт






1-2




3-4





5-6





7-8



9-10



11



12




13












14-15



16-17



18-19


20-21


22




23-24







25



26




27











28-30



31-33


Модуль 1. «Изображение





Обзорная лекция с использованием интернет-ресурсов.


Лекция с элементами беседы. Словесное рисование.


Лекция с элементами беседы.




Лекция с элементами беседы.


Лекция с элементами беседы.



Словесное рисование.


Беседа, пересказ.




Работа с текстом. Анализ иллюстраций.










Анализ текста, сопоставление текста и иллюстраций.

Анализ текста, беседа.



Анализ текста, беседа.


Анализ текста, языковые средства.


Анализ текста, беседа.



Анализ текста, языковые средства.







Беседа-дискуссия.



Беседа, анализ живописи.



Беседа, анализ высказываний.










Работа с публицистикой. Анализ тематики.


Работа с публицистикой, анализ тематики.





Кроссворд.




Сообщение.





Презентация.





Тезисный план.



Опорный конспект.




Сочинение о животном.


Подборка иллюстраций о животных.


Презентация.












Миниатюра о животном.



Фотоколллаж о животных.



Составить простые и сложные вопросы.


Сочинить стихотворение.






Презентация.








Подбор открыток с изображением кошек, рисунки.





Презентация о кошках.














Презентация о Куршской косе.

животных в первобытном искусстве» - 6 ч.


Происхождение первобытного искусства.



Эволюция изображения животных в первобытном искусстве. Палеолит. Мезолит.



Неолит. Бронзовый век.


Модуль 2. «Что такое анималистика» - 7 часов.


Животные в анималистическом искусстве Древней Греции.


Анималистика в живописи Возрождения (Веласкес, Ван Дейк, Тициан).


Образы домашних животных в станковых композициях.


Васнецов. Животные в иллюстрациях к народным сказкам.


В. Серов. Иллюстрации к басням Крылова. Передача индивидуальных характеров животных. Психологическая и эмоционально-лирическая трактовка животного.


Модуль 3. «Животные – объект заботы человека» - 11 ч.




Е. Чарушин. Рассказы о животных и рисунки звериных детенышей.


К. Паустовский «Заячьи лапы». Гуманизм произведений о животных.


Л. Андреев «Кусака». Истинное и мнимое милосердие.


Мир животных в поэзии А. Самусевич.


А. Усачев. «Есть где-то Кошачья Планета», О. Воздвиженская «Осенние отрывки».


И. В. Гёте «Удостоенные животные», Ш. Бодлер «Кошки», Х. Борхес «Кот».


Модуль 4. «Современные художники-анималисты» - 3 часа.


Л. Дюка. Арт-работы. Кошки в искусстве.


М. Ефремова. Биография. Животные в изображении художницы.


Коллаж кошек. Высказывания знаменитых людей о кошках. Толкование смысла высказываний.


Модуль 5. «Научно-популярная литература янтарного края о животных» - 6 ч.



Калининградский зоопарк.




Куршская коса.












Используемая литература:

1. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Москва. 1962-1981. Т. 1-5.

2.  Малая история искусств. Энциклопедия. Москва. 1972-1991.

3.  История искусства зарубежных стран. Энциклопедия. Москва. 1981-1982.

4.  Музей коневодства. Москва. Путеводитель. 1974.

5.  Ватагин В. Изображение животного. Записки анималиста. Москва. 1957.

6.  Маркшисван Трикс Й., Новак Б. Артисты и цирковой плакат. Москва. 1986.

7.  Лаптев А. Как рисовать лошадь. Москва. 1953.

8.  Разумовская С. В. А. Ватагин. Москва. 1956.

9.  Либман М. Донателло. Москва. 1962.

10.  Бобылев И. Ветер в гриве. Москва. 1975.

11.  Леонардо да Винчи. Энциклопедия. Москва. 1960.

12.  Нессельштраус Ц. Альбрехт Дюрер. 1471-1528. Ленинград-Москва. 1961.

13.  Заянчковский И. Памятники животным. Киев. 1983.

14.  Флеминг Дж., Честь История. Ростов — на — Дону 1984.

15.  Янсон H. История искусства. Москва. 1969.

16.  Дембера С,. Рисование и живопись Мир животных. 1-2. Индианаполис. 1977.

17.  Квятковский М. Кони. Москва. 1991.

18.  Пайпер П. Энциклопедия. Лошадь. Москва. 1921.

19.  Бергер К. Лошади и их роль в искусстве. 1971.