Аннотация к рабочей программе по обществознанию для 6-10 классов.
(6А 7А 8А 9А 10А)
Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область «Обществознание». Рабочая программа по обществознанию в 6-8 классах составлена на основе «ФГОС ООО (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897)». Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012; Учебным планом ГБОУ «Уфимская коррекционная школа интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата на 2018-2019 учебный год; Примерными программами по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. ФГОС, Изд. Просвещение, 2011г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Примерные программы основного общего образования. Обществознание, 5-9 классы;– М.; Просвещение,2010г.
Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2016
Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2016.
Обществознание. 6 класс: поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И.Городецкая Л.Ф.Иванова и др.;– М.: Просвещение, 2016.
Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2017
Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М.: Просвещение, 2017.
Обществознание. 7 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Ф.Ивановой. – М. : Просвещение, 2010.
Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2017
Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М.: Просвещение, 2017.
Обществознание. 8 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Ф.Ивановой. – М. : Просвещение, 2010.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание, 5-9 классы; –М.; Просвещение,2010
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2018.
Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : Просвещение, 2016.
Обществознание. 9 класс: поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М. : Просвещение, 2016.
Цель изучения учебного предмета:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека - в подростковом возрасте, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, толерантности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Изучение учебного предмета «обществознание» в 6-10 классе рассчитано на 175 часов, 1 час/неделя.
Содержание тем учебного курса «Обществознание» 6 класс
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Введение | 1 | Как работать с учебником. Что изучает курс «Обществознание» | Работа с текстом учебника, выделение главного, сравнение, установление связей, формулирование ответов на вопросы учителя, поиск нужной информации в учебнике и рассказе учителя, работа с документом, решение познавательных задач, давать определение понятий, умение высказывать свое мнение, оценивать собственную учебную деятельность. | Устный и письменный опрос, тестирование, оценивание учащихся за работу на уроке, творческие работы. |
Раздел I. Человек в социальном измерении | 13 | Что такое индивидуальность. Человек – личность. Человек познает мир. Что такое самосознание. Человек и его способности. Человек и его деятельность. Виды деятельности. Потребности человека. Духовный мир человека. На пути к жизненному успеху. Готовимся выбирать профессию. Человек в социальном измерении. |
Раздел II. Человек среди людей | 12 | Межличностные отношения. Виды межличностных отношений. Дружба как межличностное отношение. Человек в группе. Кто моет быть лидером. Групповые нормы и санкции. Общение. Как люди общаются. Культура общения. Конфликты в межличностных отношениях. Как не проиграть в конфликте. Человек среди людей. |
Раздел III. Нравственные основы жизни. | 6 | Человек славен добрыми делами. Главное правило доброго человека. Что такое страх. Что такое смелость. Человек и человечность. Нравственные основы жизни. |
Итоговое повторение Итого: | 2 34 | Человек и общество. |
Содержание тем учебного курса «Обществознание» 7 класс
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Введение | 1 | Как работать с учебником | Работа с текстом учебника, выделение главного, сравнение, установление связей, формулирование ответов на вопросы учителя, поиск нужной информации в учебнике и рассказе учителя, работа с документом, решение познавательных задач, давать определение понятий, умение высказывать свое мнение, оценивать собственную учебную деятельность. | Устный и письменный опрос, тестирование, оценивание учащихся за работу на уроке, творческие работы. |
Раздел I. Человек среди людей | 4 | Отношения между людьми. Ты и твои товарищи. Зачем люди общаются. Почему нужно быть терпимым. |
Раздел II. Человек и закон | 11 | Что значит жить по правилам. Права и обязанности граждан. Почему важно соблюдать законы. Защита Отечества. Что такое дисциплина. Виновен – отвечай. Кто стоит на страже закона. |
Раздел III. Человек и экономика | 12 | Экономика и ее основные участники. Золотые руки работника. Производство: затраты, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Обмен. Торговля, реклама. Деньги и их функции. Экономика семьи. |
Раздел IV. Человек и природа | 3 | Воздействие человека на природу. Охранять природу – значит охранять жизнь. Закон на страже природы. |
Итоговое повторение Итого: | 3 34 | Человек и общество. Человек среди людей. Человек и закон. Человек и экономика. Человек и природа. |
Содержание тем учебного курса «Обществознание» 8 класс
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Введение | 1 | Знакомство с курсом «Обществознание» | Работа с текстом учебника, выделение главного в учебном материале, обобщение и выводы по теме. Ответы на поставленные вопросы, работа со схемой, документом, таблицей, умение высказывать собственное мнение, осуществлять поиск нужной информации в учебнике, решение познавательных и практических задач в рамках изученного материала. Давать определение понятий, оценивать собственную учебную деятельность. | Устный и письменный опрос, тестирование, моделирование жизненных ситуаций, записи в тетрадях, творческие работы |
Раздел I. Личность и общество | 4 | Быть личностью. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Личность и общество. |
Раздел II. Сфера духовной культуры | 8 | Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры. Сфера духовной культуры. |
Раздел III. Экономика | 13 | Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика. Безработица, ее причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля. Экономика в жизни общества. |
Раздел IV. Социальная сфера | 5 | Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальная сфера. |
Итоговое повторение Итого: | 3 34 | Личность и общество. Духовная культура общества. Государство и экономика. Итоговая контрольная работа |
Содержание тем учебного курса «Обществознание» 9 класс
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Введение | 1 | Вводный урок | Работа с текстом учебника, выделение главного, сравнение, установление связей, формулирование ответов на вопросы, построение логической цепи рассуждений, поиск нужной информации в учебнике и из практического опыта, решение проблемных и познавательных задач. Выполнение творческих заданий, моделирование ситуаций, давать определение понятий, умение высказывать свое мнение и оценивать собственную учебную деятельность. | Устный и письменный опрос, тестирование, моделирование ситуаций, оценивание учащихся за работу на уроке, творческие работы |
Раздел I. Политика | 31 | Политика и власть. Государство. Признаки государства. Роль государства в жизни общества. Формы правления. Монархия. Республика. Формы территориально-государственного устройства. Гражданин. Гражданство. Политические режимы. Тоталитаризм. Авторитарный режим. Демократия. Демократические перемены в России. Государственный аппарат. Правовое государство. Принципы правового государства. Международные документы о правах человека. Конвенция о правах ребенка. Гражданское общество. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Демократические выборы. Избирательные системы. Политический экстремизм. Политические движения. Политические партии. Политическая культура. Гражданин – человек, имеющий права. Политика. |
Итоговое повторение | 2 | Правовое государство и его граждане. Терминологический диктант. |
Содержание тем учебного курса «Обществознание» 10 класс
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Раздел I. Право | 31 | Право и его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Правоохранительные органы. Прокуратура и адвакатура. Нотариат. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Конституция Республики Башкортостан. Международные документы о правах человека. Права и свободы человека и гражданина. Конституционные права и обязанности гражданина. Гражданские правоотношения. Защита прав потребителя. Право на труд. Трудовые отношения. Семейные правоотношения. Административные правоотношения. Уголовно-правовые отношения. Социальные права. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право в жизни человека. | Работа с текстом учебника, выделение главного, сравнение, установление связей, формулирование ответов на вопросы, построение логической цепи рассуждений, поиск нужной информации в учебнике и из практического опыта, решение проблемных и познавательных задач. Выполнение творческих заданий, моделирование ситуаций, давать определение понятий, умение высказывать свое мнение и оценивать собственную учебную деятельность. | Устный и письменный опрос, тестирование, моделирование ситуаций, оценивание учащихся за работу на уроке, творческие работы |
Итоговое повторение Итого: | 3 34 | Политика и право. Итоговое повторение. |
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирования, проверкой качества выполнения заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирования, самооценка.
Формы контроля: тестирование; задания на выявление операционных жизненных ситуаций; моделирование жизненных ситуаций.
Требования к результатам обучения обществознанию:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке и об обществе;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
аргументировать собственную точку зрения.
Предполагаемые результаты:
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
–знания и представления о нормах российского законодательства;
–знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
–коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Основные образовательные технологии: проектная, проблемное и развивающее обучение, ИКТ, здоровьесберегающие, игровая, групповая.